Tweet |
Камень на камне... Это самое точное выражение для описания Цетиньского монастыря. Здесь камень превращается в город - антигород монашеского жития.
В 1484 году Иван Црноевич воздвиг общежительный монастырь. И ныне цетиньские иноки пребывают под его благословением.
На монастыре Рождества Пресвятой Богородицы вечно почивает Ее покров. На протяжении долгих веков к монастырю притекали многочисленные покровители, привлеченные силой благодати Божией.
Приумножаются подвижники - сама святыня рождает их, как бы вытесывая из камня подвижнической жизни. Один из них - святой Петр Цетиньский. Другой - святой Василий Острожский, служивший в этом монастыре дьяконом. Будущий святой явил свое первое чудо еще до появления на свет - бессловесное еще дитя заговорило в утробе матери, чтобы защитить безмолвного перед клеветниками.
В течение двухсот лет монастырь знал лишь благоухающие рассветы широких цетиньских полей, утреннее пение птиц, стук клепал и звон колоколов. Время и пространство, обретающие свой высший смысл в сошествии Господа Иисуса Христа в Святой Литургии, зенице человеческого существования, и таким образом преображенные, подобно плодородной почве, начали взращивать духовные лилии. Одной из них стал Октоих - первая печатная книга в Сербии. Создал ее инок Макарий от Черный Горы, ставший впоследствии игуменом царской Лавры Хиландарской. Почил он на Святой Горе, но лишь после того, как Черногория стяжала святость.
Монастырь, вознесшийся в небеса
На заре третьего столетия своего существования, в 1692 году, монастырь был до основания разорен сулейман-пашой. Остался лишь фундамент, сохранившийся и поныне. Видимо, разорение было попущено Богом для того, чтобы страданием укрепить обитель, чтобы монастырь пустил более глубокие корни, подобно дереву, которое под ударами бури и ветра все глубже и глубже прорастает в землю и укрепляется в ней. Кто-то говорил, что он... вознесся на Небеса, ибо, несмотря на многочисленные исследования, никому не удалось определить его изначальный вид. Известно лишь то, что это был небольшой, но неповторимо чудесный по красоте монастырь Рождества Богородицы.
Двор Ивана Црноевича сумел сберечь великую сербскую святыню - епитрахиль святого Саввы. Наградой за благочестие стал возведенный на старом фундаменте новый монастырь. Владыка Даниил украсил его церковью и аркадами, которые, напоминая по виду четки, как бы призывают к непрестанной молитве - Господи Иисусе Христе, помилуй нас!
Сербская святость
Основоположник сербской святости - святой Савва, в ранней юности в поисках Бога бежал на чужбину и, встретившись с Ним лицом к лицу, вернулся на родину, чтобы святым пламенем своего уже просветленного лика возжечь пламя любви к Богу и на родине. На долю святого Петра Цетиньского выпало более трудное служение - обрести это пламя в самом себе и передать другим, зная, какая плата ждет «пророка в своем отечестве». Пламя было принято, но сам его носитель претерпел много горьких испытаний.
Улей
Монастырские здания напоминают пчелиные соты. Келья соединяется с кельей, прорастает одна из другой и одна рядом с другой, как будто без определенного порядка, но в целом все приобретает благолепие и удивительную гармоничность. И в Цетиньском монастыре оставило свой след каждое поколение. Аркадами украсил его владыка Даниил, отшельническую келью выстроил святой Петр, жилые и хозяйственные здания - Петр Негош и патриарх Гавриил Дожич, и все это, преображенное подвигом труда и любви, сливается в единое целое, причудливо простирающееся под ловченскими скалистыми вершинами - взору на радость, душе во спасение.
Исключительно важным для Цетиньского монастыря служит то обстоятельство, что все его существование было тесно связано с иерархами - епископами и митрополитами, и вся монастырская жизнь освящается печатью архиерейского благословения. Когда того требовала историческая обстановка, епископское служение простиралось на служение державное, что способствовало тому, что со временем само государство стало теократическим. Епископы, если это было необходимо, седлали коней и командовали войском. Но все это следовало из их главного служения - Господу Иисусу Христу.
Черногория заключает в себе некое внутреннее сияние, и, может быть, поэтому она не имеет какого-то особенного внешнего лоска...
Небесные покровители
У Цетиньского монастыря несколько небесных покровителей, мощи которых пчивают под сводами монастыря.
Одна из главных святынь - десница святого Иоанна Крестителя, некогда крестившая Господа Иисуса Христа во Иордане. Святая десница и по сей день благословляет всех, кто принимает перед ней святое крещение или просто приходит помолиться.
Все заступники Цетиньской обители - мученики, вплоть до святого Петра Цетиньского, повседневный мученический труд которого заменил ему мученичество кровью. Его стопами освящен каждый камень монастыря.
В монастыре находятся и мощи святого Федора Стратилата, которым уже более 1600 лет, и мощи святой Февронии, пострадавшей за Христа в языческой Римской Империи. Древностью своей они ведут к истокам православной веры и связывают наше, утратившее корни поколение с дивной историей раннего христианства.
Монастырь - центр вселенной
Непрерывная череда святителей-мучеников освящает и наши дни - частицами мощей Новомучеников Сербских из Ржаного Дола, пострадавших и при жизни, и по смерти, ибо мощи их подверглись сожжению; памятью о новомученике Иоанникие, митрополите Черногорско-приморском, могила которого до сих пор неизвестна. На их молитвы цетиньские монахи возлагают свои упования.
Для монаха монастырь - центр вселенной. Он ясли, где монах рождается, колыбель, где повивается он в пелены, благосеннолистное древо, тень которого укрывает его и которое роняет ему в ладонь плоды. Из этого древа он творит крест, на котором распинает себя.
В монастыре монахи опытно переживают тайну Воскресения.
Оазис в пустыне современной цивилизации, Цетиньский монастырь с любовью встречает паломников, щедро одаривая их благодатью от святых мощей и сердечным гостеприимством монахов, благоуханием древности и радостью века, иже Грядет.
СВЯТЫНИ ЦЕТИНЬСКОГО МОНАСТРЫРЯ
Многие святыни хранит Цетиньский монастырь. Три из них - частица Святого Креста, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, десница святого Иоанна Крестителя, крестившая Господа в реке Иордан, и икона Пресвятой Богородицы Филермская, написанная кистью святого апостола Луки,- вот уже больше половины тысячелетия назад соединились вместе. Эти великие святыни, пройдя путь от Тегерана и Багдада до Копенгагена и Берлина, от Египта и Мальты до Петербурга и Белграда, благословив многие народы, нашли свое пристанище на Цетине.
Они соединились именно во времена основания Цетиньского монастыря. Святой апостол и евангелист Лука не смог получить от севастийских христиан тело Предтечи Господня, но принес из Севастии в свой родной город Антиохию десницу святого Иоанна. Таким образом апостол спас ее от уничтожения, которому триста лет спустя подверглось тело святого Крестителя от руки языческого царя Юлиана-Отступника. Десница находилась в храме святого апостола Петра до агарянского нашествия, после которого некий диакон Иов, по вдохновению от Духа Божия, перенес ее в Халкидон. Византийский император выслал на встречу ей корабль, и она была перевезена в Константинополь. Император поместил ее в церковь Пресвятой Богородицы Фарской, затем в монастырь Памакаристос и наконец в храм Премудрости Божией - Святую Софию.
Позже от Десницы были отделены два перста - один из них был перенесен в Студитский монастырь Иоанна Предтечи, второй царь Феодор Ласкарис подарил новорожденной Сербской Церкви и ее первому архиепископу святому Савве. Сия святыня была помещена в монастырь Жича, но вскоре, вслед за перемещением престола Сербского архиепископа, перенесена в Печ. После гибели Царства Елена Бранкович увезла перст святого Иоанна в Морею, чтобы святыня хранилась при дворе ей отца Фомы Палеолога. Когда же пали Константинополь и Морея, Фома Палеолог бежал в Италию и передал святыню папе Пию XI, который, будучи родом из Сиены, даровал ее местному кафедральному храму, где она хранится и поныне в раке с надписью «Десница Предтечи».
А сама десница святого Пророка оставалась в Константинополе вплоть до прихода турок, которые почитали ее так же, как почитают ныне его главу в мечети в Дамаске. Но, желая примириться с воинственно настроенными рыцарями ордена Святого Иоанна - госпитальерами, хранителями святых мест, султан Баязит II посылает святыню им. В это время они уже принесли из Палестины через Кипр две святыни - частицу Святого Креста, дар Луи ХII и написанную кистью святого апостола Луки икону Пресвятой Богородицы, ради которой был возведен храм на древнем святилище Филеримос близ города Родоса. Частица Креста была обретена после двойного пленения агарянского - четырнадцатилетнего у Хозроя Персидского в VII веке и тридцатилетнего у Саладина в ХII веке в Багдаде. А икона, портрет Пресвятой Богородицы, написанная святым Лукой в доме святого апостола Иоанна Богослова в Эфесе, обошла весь Восток. Сам святой Лука увез ее в Египет и оставил отшельникам, посвятившим свою жизнь Господу. Оттуда она попадает в Иерусалим, а около 430 года царица Евхокия, супруга Феодосия II, забирает ее в Константинополь и устанавливает во Влахернском храме. В 626 году по усердным молитвам жителей она защитила город от персов. Но при вторжении крестоносцев в 1204 году они захватили икону и унесли с собой в Палестину. С тех пор она находилась в руках рыцарей ордена святого Иоанна.
Впоследствии турки изгнали рыцарей-иоаннитов с Родоса на Мальту, где они в 1573 году воздвигли храм святого Иоанна для хранения святынь. Они находились там в течение двухсот лет, до конца XVIII века, когда Наполеон отменил орден Мальтийских рыцарей и изгнал их с острова. Мальтийцы передали свои святыни русскому императору Павлу Романову, который, приготовив искусно украшенные драгоценные кивоты, поместил в них святыни 12 октября 1799 г., с тех пор Церковь прославляет их перенос, сначала в царскую резиденцию в Гатчине, а затем в Зимний дворец в Петербурге. Раз в год их приносили в Гатчину на поклонение верующим. Cвятыни благословляли Русскую землю сто двадцать лет, до тех пора пока перед большевистским переворотом не были укрыты в Эстонии, где их приняла царица-мать Мария Феодоровна. Перед смертью она передает их митрополиту Антонию Храповицкому, который сначала поместил их в берлинский православный храм, а затем уехал с ними в Сербию и передал царю Александру Карагеоргиевичу. Святыни были установлены в дворцовой церкви в Дедине, а владыка Николай (Велимирович) воскликнул: «Десница, которая, зачерпнув воды иорданской, поднялась над главой Христа, находится среди нас!» Это произошло семьдесят пять лет назад, но и в течении этих лет святыни не знали покоя. Перед вторжением германских захватчиков в 1941 году молодой царь Петр II спрятал святыни в монастыре Острог, передав их Патриарху Гавриилу Дожичу. Патриарх провел военные годы в заключении, а святыни в течение этих лет оставались под спудом, пока в 1952 году их не обнаружила и не присвоила новая коммунистическая власть. Четверть века находились они в коммунистическом пленении, пока в день святого Иоанна Предтечи, 20 января 1978 года, чудесным образом не оказались в граде Богородицы на Цетине.
В Цетиньском монастыре Рождества Богородицы для них был построен храм - параклис святого Иоанна, во славу Господа нашего Иисуса Христа, спустя две тысячи лет по Его сошествии на землю.
По материалам сербского издания "Цетински манастир"
Tweet |
Вставить в блог
Цетиньский монастырь7 июля 2007
|
Поддержите нас!