Tweet |
В программу визита Боба Эдагара, генерального секретаря Национального совета церквей Христа в Америке (НСЦХ), в России кроме встречи с митрополитом Кириллом, главой Отдела Внешних Церковных связей, входило также посещение храма мученицы Татианы при МГУ. Редакции "ТД" посчастливилось встретиться с пастором после щедрого настоятельского чая. "I know, - сказал отец Максим, - they have some questions for you..." Генеральный секретарь Боб Эдгар идею импровизированного интервью воспринял с нескрываемым энтузиазмом. Юмор, демократизм, открытость, вместе с тем лаконичные формулировки, энергичная речь, серьезность и озабоченность обсуждаемыми проблемами - все это выдавало в нем человека, устремленного к важной и высокой цели и умеющего убеждать.
- Простите, а как к вам лучше обращаться?
- Я бывший конгрессмен, пастор, у меня много регалий. Вы можете называть меня доктор Эдгар, конгрессмен Эдгар, как вам удобно.
- А как удобно вам?
- Просто Боб! Да мы шутим в Америке, Боб - это хорошее имя, но не пишите его с двумя «о»!
- А что значит слово Boob?
- Тоже что и «goof» или «silly» (глупый. - Примеч. ред.). Это сленг.
- Ок, только одно «о», я запомню... Вы - Боб - генеральный секретарь Национального Совета Церквей Христа - организации, которая объединяет все протестантские общины...
- Много не значит все. Мы представляем 35 разных христианских деноминаций, миллионы прихожан в сотнях тысяч приходов.
- Большие цифры...
- Мы также работаем с Римско-католической Церковью, но они не входят в Совет. Также есть консервативные баптисты, также не являющиеся членами Совета. Можно сказать, что мы объединяем несколько церковных семей: Церкви, для которых миротворчество - центральная идея (такие, как квакеры), традиционные «черные» церкви, или афроамериканские церкви, третья семья - протестанты (методисты и другие), четвертая - православные (западные и восточные ветви) и даже индийские христиане, наследники благовествования апостола Фомы.
- Выходит, что вы могли бы называться международным Советом, не только американским?
- Знаете ли, к примеру в Американской церкви методистов 8 миллионов последователей в США, 12 миллионов по всему миру... в общем... мы одновременно и национальный, и интернациональный Совет.
- Какова же главная цель Совета?
- Объединившись, мы можем делать то, что в одиночку делать невозможно. У нас есть пять основных направлений деятельности. Первое - коммуникация. Мы учим друг друга как работать с медиа, и поддерживаем друг друга в этом процессе. Второе - то, что мы называем «Вера и Закон» - богословские дискуссии по проблемам баптистской традиции, ее истории и идей, которые составляют основу нашей христианской семьи. Мы обсуждаем то, в чем мы согласны друг с другом, в чем не согласны. Третье направление - адвокатура и юриспруденция. Есть целая группа сотрудников в Вашингтоне, разрабатывающая проблему борьбы с бедностью, загрязнением окружающей среды; другая команда работает по международной миротворческой деятельности, мы посылаем делегатов на Ближний Восток, пытаемся остановить геноцид. Четвертое направление - образовательная деятельность, пасторское обьразование. Мы помогаем воскресным школам материалами, составляем учебные планы. И, наконец, у нас есть межрелигиозная коммиссия для построения диалога с мусульманским и иудейским миром.
- Можно ли сказать, что основная миссия совета - дипломатия?
- Да... но это не правительственная дипломатия. Это дипломатия цивилизованного общества, в жизни которого Церковь играет важную роль. В 2005 году кубинский мальчик потерялся в море. Как известно, правительства Кубы и США не поддерживают дипломатических отношений. И в сложившейся ситуации консулы Совета из США и Кубы помогали вернуть мальчика в семью. Правительства не могли общаться, но в диалоге Церквей проблема была решена. В Совете есть консул Ближнего Востока, консул в Азии, Африканский консул, и мы совместно решаем проблемы, на своем, не на правительственном уровне.
- Расскажите поподробнее об образовательных программах Совета...
- Например, составляем тематический план, расписание для церковных школ и определяем глобальные цели. Есть ведь глобальные цели, выработанные ООН, такие, как борьба с бедностью. Эти светские цел обсуждаются на религиозном уровне, их взаимосвязь с христианским благовестием. Бедность - одна из важнейших проблем - угрожает в основном жизни детей. Один из способов борьбы за их жизнь - производство чистой воды, чтобы снизить смертность от инфекционных заболеваний. По этим проблемам разрабатывается печатный школьный материал, с тем чтобы тысячи и тысячи церквей могли его использовать в работе. Вы увидите на нашем веб-сайте материалы о бедности, об экологии. Мы призываем те приходы, которые собираются строить или ремонтировать сейчас церкви, использовали экологически безопасные материалы, специальные электрические лампочки, сокращая затраты энергии, устанавливать солнечные батареи на крышах, чтобы сократить количество расходуемого горючего. Мы верим, Бог заповедал христианам помнить, что мы должны быть «стюартами» планеты.
- У вас есть специальные программы в светских университетах, колледжах, учебных заведениях?
- Такие программы есть на приходах, они не основаны Советом, но мы взаимодействуем с церквями по этому вопросу: определяем их как «пунктирные» отношения, не «прямолинейные». Такие программы организуются религиозными сообществами каждого конкретного штата. Мы помогаем выбрать направление деятельности, а они делятся с нами своими практическими наработками. Наши консулы работают по всей стране, в каждом штате, во многих городах, есть также межрелигиозные консулы.
- Вы были возглавляли семинарию, расскажите об этом...
- Мое резюме опубликовано на сайте - все о моем прошлом... Я был пастором в церкви в 1980 году, потом я стал конгрессменом в возрасте тридцати одного года (был очень молод для этой должности), потом возглавлял богословскую школу в течение 10 лет, и последние семь с половиной лет являюсь генеральным секретарем НСЦХ. Моя жена шутит, что я не могу удержаться на одной позиции, постоянно меняю работу (смеется). Мое служение сфокусировано на проблемах бедности, заботе об окружающей среде и миротворческой деятельности. Мы вообще-то здесь, чтобы разработать с Русской Православной Церковью двустороннее соглашение по отношению к ядерному оружию, за его сокращение и нераспространение. В1979 году был подписан договор с РПЦ по вопросу оружия, и сейчас его нужно продлить. На данный момент существуют политические трения между США и Россией, но отношения между США и Россией на нашем уровне сказочно хороши. Совет выступает против некоторых действий американских властей в Ираке, Иране. Мы работаем как религиозное сообщество, которое произносит слова мира в системе, порождающей войну.
- Были ли в семинарии, которую вы возглавляли, специальные курсы или факультеты, которые бы готовили христианских специалистов к взаимодействию с миром с помощью массмедиа?
- Наше образованиие сегодня ориентировано на XIX век. Сейчас есть пыпытки реформировать его в соответствии с требованиями времени, XXI века: и богословскую, и светскую составляющие. Что касается богословского образования, в XIX веке мы учили проповедовать "с младых ногтей", для XXI века необходимо умение проповедовать на радио, с экранов телевизоров. Это совсем другой опыт. Пасторов обычно учат давать пространные ответы на вопросы, тогда как в сфере массмедиа возможны только лаконичные и яркие реплики. Сегодня задача научить проповедников работать в СМИ, говорить более ясно. Мы нуждаемся в большем количестве факультетов, чтобы обучать людей проповедовать в современном мире. У нас шутят, что многие из пасторов учатся только для того, чтобы не работать на приходе.
- Им больше по душе работа на телевидении, на радио?
- Нет, они предпочитают преподавать в университетах и колледжах, нежели учить в Церкви. Мы должны помочь им осознать, что даже несмотря на то, что они еще не служат как пасторы, учатся они именно на пасторов. Интересная вещь, связанная с православными церквями: в некоторых церквях нашего сообщества есть возможность священнического служения женщин. Чем дальше, тем очевиднее становится для нас, что в XXI веке для Римско-католической и Православной Церквей необходимость подумать о возможности женского священнослужения будет все более и более насущной.
- Вы действительно полагаете, что это возможно?
- Да, я думаю, это возможно, тем более, что в Римско-католической Церкви это уже скорее необходимость, поскольку уже сейчас им не хватает священников, чтобы служить во всех католических приходах мира. Православие - это другой вопрос. Мы даже иногда шутим, что православные живут в XIX веке, и если нам удастся продвинуть их в XXI век, тогда есть шанс (смеется). Но как бы там ни было, нельзя не признать, что даже в окружении Христа женщины занимали очень важное место. Мы очень развлекались «Кодом да Винчи» и всеми его смешными обвинениями, но и нам понятно, что Христос возложил на женщин обязанность проповедовать. Это не просто фальсификация какая-то.
- Какие вы предполагаете особенности в работе миссионеров будущего? Что станет их полем деятельности? К примеру, у вашей Церкви Методистов очень большая миссия в Африке...
- Во многих местах планеты. Я убежден, что наш Бог есть Бог творений, Он сотворил всех детей планеты Земля, а мы дали им имена: христиане, иудеи, мусульмане. Я убежден, что Христос не был христианином, не поймите меня превратно. Мы увидели в Иисусе Христа, Мессию. Если Бог есть Бог любого творения, сотворив планету Земля, Он призывает нас быть «стюартами» планеты, предотвратить ее разрушение. Это значит, что мы должны работать с нашими братьями и сестрами мусульманской и иудейской традиций, других деноминаций - работать друг с другом. Мы первое поколение людей во всей истории, которые могут разрушить Землю.
- Вы считаете, у людей достаточно для этого силы?
- Да, конечно, мы можем разрушить мир либо с помощью бомбы, либо через загрязнение. Господь призвал мужчин и женщин всех традиций быть «стюартами» планеты, не разрушителями. Вы не найдете ни одной цитаты в Новом Завете в которой бы значилось, что Господь хочет, чтобы мы разрушили планету. Но у нас тысячи свидетельств в Библии, из которых следует, что Господь хочет, чтобы мы помогали бедным, друг другу, любили наших соседей, наших врагов. Если мы хотим выжить на планете Земля, мы должны найти путь работать и жить вместе.
- А что вы думаете о новых технологиях, Интернете, возможности его использования в миссионерской работе? Ведь есть много неоднозначного и даже негативного в использовании глобальной сети...
- В Соединенных Штатах и, я предполагаю, здесь, в России, в университетах и школах часто рождается мнение, что технологии спасут нас. Я думаю, это неправильно. Уверен, что технологии могут помочь нам, но спастись может только «человек разумный». И готовность людей использовать технологии разумно может дать нам позитивное будущее. Технологии можно обвинять, можно неверно использовать и можно использовать в ужасных целях, как, например, ядерное оружие, бомбы.
Мне бы хотелось обозначить главное для нас: строить, творить, давать образование мыслящим людям, которые смогут использовать технологии мудро. История человеческого рода показывает, что лучшие и храбрейшие люди никогда не были в большинстве. Но я думаю, Господь и теперь нас призывает, более чем когда-либо, быть именно такими людьми. Вот, скажем, сколько лет существует планета Земля?
- Затрудняюсь с ответом. А сколько, по-вашему?
- Назовите любую цифру...
- Миллион...
- Ок, земля существует на протяжении 5 миллиардов лет. Интересные факты, в 1830 году на планете было 1 миллиард людей, не так давно, в общем-то. В 1930 году - 2 миллиарда, т. е. потребовалось только 100 лет, чтобы население удвоилось. В 1960 году - время моей учебы в университете - население составило 3 миллиарда. Когда я начал служить в качестве конгрессмена в 1975 году, мне было 31, нас было уже 4 миллиарда. Когда я покинул конгресс, после 6 сезонов и неудачной попытки пройти из палаты представителей в сенат в 1987 году - 5 миллиардов. ООН обнародовало в 1999 году цифры о населении Земли, оно составило на тот момент 6 миллиардов человек, в 2007 году - 6,6 миллиардов. Более половины населения, которое когда-либо жило на Земле, живет сейчас.
Другой интересный факт: за последние 100 лет было изобретено 95% всего, что вообще изобрело человечество. Мы живем в другом мире, нежели тот, в котором родились. Рост населения, использование невосполняемых ресурсов... Нефть, которая образовывалась в течение всего времени существования планеты, пяти миллиардов лет, уже на две трети истрачена человеком. При том, что мы открыли возможность ее использования только в 1830 году. Вопрос для меня как для богослова...
- Как продлить жизнь на этой планете?
- Совершенно верно. Если вы обратитесь к ученым консервативных взглядов, то услышите: «Нефти нам осталось на 500 лет». Я уверен, что не более чем на 100. Мне хочется спросить у этих консерваторов, имеют ли право дети, которые родятся через 500 лет, на те ресурсы, которые мы с вами используем уже сейчас. Большинство политиков не интересуется прогнозами, у них слишком узкое видение, их интересует только то, что произойдет в ближайшие год-два. Но в ближайшие 25 лет произойдет демографический взрыв в Индии и Китае, и на порядки возрастут объемы добычи нефти, а следовательно, и загрязнение среды, и бедность. Мы уже сейчас считаем очень важным, актуальным обратить внимание религиозного сообщества на эту проблему. В этом наша дипломатическая задача. Правительства работают на своем дипломатическом уровне, а мы, религиозные лидеры цивилизованного общества, на своем - мы призваны быть миротворцами, заботиться о бедных.
- Получается, что большинство людей, которые составят население Земли в будущем, будут индийцы, китайцы и, может быть, африканцы, у которых даже не будет элементарного образования. Как могут в таком случае Интернет и современные технологии быть полезными?
- 80% населения Земли сейчас не имеют собственного жилья, 70% не умеют читать и писать, 50% отправляются спать голодными. Обладателями всего богатства Земли являются люди, которые составляют всего лишь 6% населения, и они не слишком заинтересованы в том, чтобы заботится о других. Церковь может повлиять на эту ситуацию. Для нее нет политических границ, она может помочь людям решить проблему жилья, образования, еды, доступа к технологиям...
- Но ваша миссия в Америке может также быть нацелена на то, чтобы помочь американцам понять важность этих цифр, убедить их в опасности тенденций...
- Это самая трудная задача для нас, поскольку американцы не хотят ничего видеть. Они слишком заняты своим личным преуспеянием, довольством.
- Как же вы пытаетесь их переубедить?
- Христиан никогда не было много. Они всегда были в меньшинстве. Сейчас мы пытаемся поднять тех немногих людей, кто достаточно храбр для подобного. Например, две недели назад я был арестован в Вашингтоне во время акции протеста против войны в Ираке. 200 человек из нас было арестовано перед Белым домом. Конечно, это стало медиасобытием: пастор был арестован! Появился повод для выступления по телевидению. Мы заявили о нашем несогласии с официальной политикой правительства в Ираке. Ранее меня уже арестовывали в Вашингтоне, во время молитвы в Суданском посольстве. Я пытался обратить внимание нашего правительства на геноцид, совершаемый в Судане. Мы испытываем трудности в том, чтобы озвучивать нашу позицию в СМИ. Приходится использовать формы неповиновения закону и даже инициировать арест, чтобы привлечь внимание СМИ.
- И вам удается привлечь внимание СМИ таким образом?
- Да, потому что это необычно: религиозные лидеры так не ведут себя. Недавно мы совместно с волонтерами из иудейской общины организовали акцию в Детройте под названием «На чем бы ездил Иисус?». Цель была огласить требование верующих производить более экономичные автомобили ради сокращения использования нефти. И производители нас услышали. Мы прибыли в Детройт. Нас встретили католические монахини на автомобилях, изготовленных в Японии по специальной технологии. Наши транспаранты гласили: «На чем бы ездил Иисус?» СМИ были привлечены этим событием, и картинка раввина, стоящего рядом с нашим «девизом», стала наиболее ярким лейблом. Конечно, мы рассмешили народ, но в то же время сотни радиостанций звонили нам, спрашивая, почему мы вот так использовали имя Иисуса. И мы отвечали: а удалось ли бы нам достучаться до руководства компаний, если бы мы просто обратились к ним с вежливым письмом?
- Вы работаете просто как шоумен...
- Как шоумен... это, конечно, несколько неблагородно, но мы должны искать технологии, инструменты привлечения внимания общества.
- У вас есть специальный отдел, занимающийся организацией подобных акций?
- Отдел коммуникаций...
- PR-отдел?
- Отдел коммуникаций, состоящий из представителей 50 Церквей и религиозных объединений, включая баптистов, методистов, Русскую Православную Церковь, Армянскую Церковь, коптов и др. На нашем сайте можно прочитать о межрелигиозных проектах. Один из последних заключался в том, что во время скандала вокруг жестокого обращения американских солдат с иракскими военнопленными мы сделали рекламный ролик для трансляции по телевидению. В ролике раввин, имам, католический священник и протестантский пастор выражают свое сочувствие и просят прощения за происшедшее.
Мы разослали его по всей Америке, четырем миллионам людей. Они присылали нам деньги - 200 тыс. дол., чтобы приобрести рекламное время и транслировать этот ролик в Иордании, Египте, Сирии и на Ближнем Востоке. Известно, что на Ближнем Востоке ультраконсервативные христиане поддерживают войну и насилие. Нашей задачей было показать, что широкий круг американской религиозной общественности против, что они требуют от правительства прекращения насилия. Мы хотели донести мысль, что в США нет единства в поддержке насилия, но есть единство вокруг борьбы с войной, бедностью, загрязнением окружающей среды. Наш Союз (НСЦХ) не затрагивает темы гомосексуализма, абортов, гражданских браков. Хотя эти проблемы очень важны, но мы не говорим об этом. Только о мире, бедности и заботе о Земле.
- Разве решать эти проблемы не так важно?
- Нет, мы, конечно, заинтересованы в их решении, но на уровне отдельных Церквей, не на уровне Национального Совета Церквей Христа, который фокусируется на христианской миссии, о которой сам Иисус говорит нам. В Библии всего лишь 2 упоминания о гомосексуализме, но 2000 слов о том, что нужно помогать бедным. Мы можете обсуждать, сражаться, полемизировать об этих двух упоминаниях, но очевидно, что Господь хочет, чтобы в первую очередь мы вместе решали проблему бедности. Поэтому мы занимаемся именно этим. Бедность и забота о Земле - темы, которые не дают повода христианам поспорить, - вот на чем сфокусирована наша работа. Тем более, что мы, обсуждая проблемы гомосексуализма и т. п., как правило, больше говорим об этом, нежели предпринимаем какие-то действия.
Беседовала Юлиана Годик
Фотографии Александра Болмасова
Tweet |
Вставить в блог
Зовите меня просто Боб!11 мая 2007
|
Поддержите нас!