rss
    Версия для печати

    Бесплатное или бесцельное?

    Народ протестует против нового законопроекта, который, по словам его критиков, ликвидирует в России бесплатное образование и здравоохранение. Вполне вероятно, что закон действительно плох, что он ущемит права граждан – но я сейчас не о законе. Я о самом образовании. Если нам не нравится закон, надо, по-видимому, не просто ужасаться и ждать, что школы теперь перепрофилируют в бордели (а в дискуссии мне довелось слышать и такое), но предложить некую здравую альтернативу.
     

    Прежде всего, действительно бесплатного образования и здравоохранения для всех у нас в стране давно уже нет. Да, есть врачи и учителя, которые самоотверженно выполняют свою работу за бюджетные копейки. Если повезет, наши дети попадут именно к таким. Но никто этого, к сожалению, не гарантирует. А гораздо чаще нам приходится сталкиваться с другим (пока скажу только об образовании): либо совершенно бесплатная муниципальная школа в спальном районе, в которую ребенка отдавать бывает просто страшно, либо школа платная. Платность еще не гарантирует качества, к сожалению, но полная бесплатность почти наверняка гарантирует его отсутствие. Есть, повторюсь, и исключения, но их не слишком много.

    Кроме того, плата за обучение в школе у нас стыдливо называется... да как она только не называется! Спонсорскими взносами, оплатой охранника, деньгами на ремонт в классе, на новый телевизор и на подарки учителям. Разница с оплатой через кассу только в том, что в кассу платят определенную сумму за определенные услуги и знают, чего потом можно потребовать, а все эти поборы совершенно произвольны и никаких прав тебе не дают. А уж если ты хочешь, чтобы твой ребенок куда-нибудь после школы поступил... Вступительные экзамены сменились ЕГЭ, но точно так же одни родители нанимают репетиторов, другие - ищут «возможность повлиять», и находят.

    Конечно, разрушать то хорошее, что существует действительно бесплатно или за символические деньги, совершенно не нужно. Но точно так же не нужно притворяться, что наша нынешняя система нас устраивает, и дело тут далеко не только в деньгах. Система очевидным образом порочна, и все эти сборы-подарки это ясно показывают. В конце концов, музеи или библиотеки тоже бедствуют, но нам и в голову не приходит дарить после каждого посещения их сотрудникам деньги в конвертике.

    Но чтобы систему изменить, нужно прежде всего понять, в чем цель этой системы, что она должна обеспечивать на выходе. Наше нынешнее школьное образование в общих чертах сохраняет принципы советской системы, результата своеобразного эксперимента: дать всему населению энциклопедическое образование, какое было в дореволюционных гимназиях, только в сокращенном виде (скажем, без древних языков). Надо сказать, что у этой системы есть немало преимуществ, особенно в социалистическом обществе, где «кадры решают всё» и перемещаются с одного места на другое по воле партии. Чем универсальнее детали, тем проще сборка.

    Но сегодня такое образование вызывает всё больше вопросов - слишком изменился мир, да и науки радикально усложнились по сравнению с временами гимназий. К ньютоновской механике добавились квантовая механика и теория относительности, а вот объем человеческого мозга не изменился. С другой стороны, сегодня мы научились поручать примитивные и утомительные расчеты электронике - но школа этого просто не заметила. Мой десятилетний сын пачками решает примеры с многозначными числами, как и мы делали в те времена, когда обычный калькулятор стоил треть средней зарплаты. Но вот математическому мышлению их, к сожалению, совершенно не учат - только забивают в головы алгоритмы, и проверяют, насколько точно они следуют этим алгоритмам и насколько аккуратно записывают их в тетрадки.

    На уроках русского языка их учат «подчеркивать орфограммы» (вам часто приходится это делать в обыденной жизни, дорогие читатели?), но совершенно не учат тому, чего так не хватает современной молодежи, воспитанной на клипах и компьютерных играх - текстовому мышлению. Человек, закончивший школу, умеет складывать буквы в слова и слова - в предложения, но предел его восприятия - эсемеска или сообщение в твиттере. В тексте, состоящем из десятка абзацев, он не может выделить главную мысль, отследить аргументацию, развернуто выразить свое отношение, свыше слов «круто» или «отстой». Зато его учили орфограммы подчеркивать.

    На уроках английского - та же самая зубрежка правил, стандартных ответов на стандартные вопросы... Но когда он слышит английскую речь, он даже не пытается ее понять: в школьном учебнике такого нет. Вот именно поэтому к нему, десятилетнему, уже ходят репетиторы по английскому и математике. Не забесплатно и не из школы.

    Стандартный подход убивает всё живое. Сегодня столько говорится о разных психологических типах, о синдроме дефицита внимания, о неведомых «индиго» и «альтернативной одаренности». Сходите в первый класс, вам там покажут индиго: дети, сели ровно, руки сложили на парте, открыли тетрадки, отступили один сантиметр, пишем с наклоном... Либо ребенок вписывается в эти требования (они никогда не пригодятся ему в жизни, но они очень удобны для учительницы), либо он у вас дебил, его надо пичкать нейролептиками и переводить в школу для отстающих в развитии. Какой же школе хочется портить себе показатели будущего ЕГЭ?

    В результате главный вопрос - не о платности, а о цели всеобщего школьного образования. В советское время задача была - преподать всем гражданам одинаковый набор знаний, начала всех наук. Возможно, в свое время она была верна, но сегодня она и нереальна, и неадекватна; пытаться сохранить как можно больше элементов этой системы, на мой взгляд - бессмысленная задача.

    Предлагается и другая модель: обеспеченные граждане учат своих детей платно чему захотят, а всем остальным дается некое базовое образование на уровне церковно-приходского, и добро пожаловать к станку или на погрузку ящиков с пивом. Эта система вполне «адекватна» вызовам времени, но слишком уж несправедлива. Кстати, на Западе существуют особые фонды, которые позволяют одаренным детям получать элитное образование за счет грантов - это платное образование, но платят за него не обязательно родители.

    Возможно ли нечто третье? Некая гибкая система, способная адаптироваться и под изменяющиеся вызовы времени, и под особенности данного конкретного ребенка? По-видимому, да. В свое время маленькая страна Финляндия, где нет ни нефти, ни газа, ни крупных торговых путей, решила сделать ставку на образование. Теперь юные финны стабильно занимают призовые места на международных олимпиадах, а деньги в страну приносят высокие технологии (всем знакома, например, Nokia). Как им это удалось - отдельный и большой разговор. Но, насколько я могу судить, при реформе школьного образования финны задались прежде всего вопросом «а как нам лучше научить вот этого ребенка тому, что явно будет востребовано в его жизни?»

    Мы в любом случае платим за образование своих детей. Различаются только модели: или в карман учителю, или через кассу, или через налоги, которые у нас вычитаются из зарплаты. Но пока что школа в основном общается с нами на языке «чтобы завтра пришел с родителями» и «не нравится - забирайте», мы остаемся в ее глазах докучливыми просителями и нерадивыми двоечниками. Вот что надо менять в первую очередь, и лишь затем задумываться о конкретных способах финансирования. И если мы будем начинать с вопросов «а как нам потратить бюджетные деньги» и «а как бы нам сохранить то, что давно разваливается», у нас точно ничего путного не выйдет.

    Вставить в блог

    Бесплатное или бесцельное?

    Бесплатное или бесцельное?

    27 апреля 2010
    Народ протестует против нового законопроекта, который, по словам его критиков, ликвидирует в России бесплатное образование и здравоохранение. Вполне вероятно, что закон действительно плох, что он ущемит права граждан – но я сейчас не о законе. Я о самом образовании. Если нам не нравится закон, надо, по-видимому, не просто ужасаться и ждать, что школы теперь перепрофилируют в бордели (а в дискуссии мне довелось слышать и такое), но предложить некую здравую альтернативу.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Владимир, Харьков12.05.2010 13:41 #
    Очень разумная статья, замечательная по тону - спокойному и вдумчивому. Хорошо и точно сформулированная постановка проблемы - без претензий на простые решения. Конечно, это только НАЧАЛО разговора. Наверно существуют уже серьезные публикации на эту тему. Должна быть где-то и специально посвященная этому вопросу информационная площадка.
    Людмила, Печеры29.04.2010 18:03 #
    У меня четверо детей и знаете прихожу только к одному выводу пока школы будут атеестическими,а учетеля духовно безграмотными как практически все наше государство об хорошем воспитании и образовании говорить не приходится
    Алексей, Москва28.04.2010 22:12 #
    Очень интересные мысли (говорю тоже как учитель!). Заставляет задуматься о многом. Например, о целях образования, которые каждый понимают по-своему, но никто не обсуждает.
    Вот только перенос потребительских отношений в школу сильно беспокоит.
    Нельзя детей учить, исходя из принципов "клиент всегда прав" и "чего изволите". В последние годы эти принципы сильно наступают на школу, даже безотносительно предполагаемой реформы.
    Надежда, москва28.04.2010 21:12 #
    Автору.Бесполезно высказавать позицию публично. Андрей, государство уже все решило, закон прошел три чтения (тихонько так, без шума). При этом НИКОГО не спросили. У учителей в школах никакой информации, они запуганы и бесправны, в большинстве своем,т.к. все ставки-деньги зависят от директоров. И повторю: у нас НИКОГДА не будет как Финляндии, потому, что там демократия, а у нас, как мне видится, олигархия с элементами деспотизма.Сейчас добивают последних динозавров - школы, больницы, музеи. Что будет дальше - не знает никто, кроме ограниченного круга чиновников. И Вы, правда, очень наивны, если думаете, что кто-то собирался или собирается слушать нас - родителей и педагогов.Но Вы можете написать запрос депутату от Вашего округа и поинтересоваться, с какой стати он голосовал за этот закон-убийцу :).
    Андрей Десницкий28.04.2010 17:58 #
    Влад, в Ваших словах мне слышатся такие знакомые нотки: нам тяжело, работаем за копейки, сами Вы не пробовали и т.д. и т.п. Дескать, учитель - это святое, спорить с учителем нельзя (нам еще в детстве это объяснили).

    А я не согласен с таким подходом. Учитель существует не ради себя самого, а ради детей, чьи интересы представляют пока что родители, и ради нашего общества в целом. Точно так же и врач, и милиционер, и чиновник - они не для себя, они для всех нас. И общество имеет полное право задумываться и обсуждать: что именно делают все эти люди и правильно ли они это делают, или есть какие-то другие пути.

    Вот я думаю, что должны такие пути быть. И все рассуждения о тяжкой доле учителей (знакомые мне не понаслышке - жена в школе работает уже лет двадцать) будут иметь смысл только тогда, когда мы договоримся: ЗАЧЕМ нам учителя, ЧЕГО ИМЕННО мы от них ждем.
    Не гость28.04.2010 17:52 #
    ///отношение учителей не перестроишь до тех пор пока не будет нормального а не скотского отношения к ним государства!\\\ Практически не спорю, кроме одного. Не понимаю, зачем тогда идти учить детей, а верней не учить, а калечить их, срывать свою злость за свою неудавшуюся жизнь, на ни в чём невинных детях? Или к нам относятся как скотам, а значит дети (причём чужие) должны страдать. Не можешь, лучше не лезь, раз это не твоё.
    Влад, Барнаул28.04.2010 16:01 #
    Статья ни о чём. Говорю как учитель. Евгению из Королёва - может быть тогда вы сами сможете поднять нравственность такой безнравственной по вашему школы. Чего сидите - идите работать в школу! Если сможете продержаться там хотя-бы неделю! Денег от родителей не видел в глаза и вряд ли увижу! Не гостю - отношение учителей не перестроишь до тех пор пока не будет нормального а не скотского отношения к ним государства!
    Андрей Десницкий28.04.2010 11:16 #
    Надежда, я полностью согласен с Вашими опасениями. Но я говорил немного о другом. Если мы будем только вздыхать, как всё ужасно - всё и будет ужасно. А если мы будем просить оставить всё, как было двадцать лет назад - никто ничего нам не оставит (и оно уже не так, у меня трое детей, массовая школа заметно деградировала за это двадцатилетие). Поэтому нам нужно задуматься о какой-то иной, положительной программе. Не ждать, что ее спустят из МВФ, из Единой России или из космоса, а самим что-то предложить. Финны вот как-то сами себе создали отличную систему образования. Вы учитель - обозначьте свою позицию внятно и публично, как постарался сделать я, родитель. Но только пусть она будет реальной и продуманной, а не просто эмоциональным откликом "как же всё плохо!", каких 99% в интернете.
    между тем28.04.2010 10:26 #
    Чиновники, надеясь сэкономить денег для олимпиады в Сочи, утратили чувство реальности. И сами себе делают подлянку: именно школа штамповала для этой страны тупых и послушных подданных. А теперь, возможно, вырастет поколение людей, привыкших мыслить независимо, не имеющих опыта подавления личности на ранних стадиях.
    Евгений, Королёв28.04.2010 7:03 #
    Прежде всего нужно выучить учителей. Не научить индивидума учительствовать, а выучить. С той же учительской базой, которая существует в наших школах, безполезно проводить какие-либо реформы. Отсутствие нравственности приводит к снижению образования.
    Надежда, Москва28.04.2010 1:45 #
    размышеления автора - это только размышления, к реальной ситуации они имеют мало отношения. Да, в пределах МКАДа есть выбор, хочешь - не плати, хочешь - плати в карман учителю, хочешь - через кассу в элитной школе. Кстати, в обычной школе не требуют платить по 6 тыс в месяц - порядок цен после реформы уже сейчас декларируют такой. А что делать в поселках, где одна школа, которая станет платной? Понятно - грузить ящики с пивом. К сожалению, государство не собирается ничего менять, оно собралось "сбросить" социалку и попилить деньги. Умные дети государству не нужны, ему нужно стадо вроде "Наших". Как учитель я думаю, что, если добить сейчас то, "что давно разваливается",то ничего не будет вообще.А уж про фонды, которые будут оплачивать обучение талантливых детей - автор дейтствительно думает, что У НАС будут такие фонды? Не будет у нас никакой Финляндии, у нас будет Венесуэла.
    Не гость27.04.2010 23:52 #
    Словоблудие. А ответа как перестроить отношение учителей, во всей этой каше нет. Из статьи так и прёт желание вырастить паству. Вернее тупое стадо баранов ( пардон, овец).

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru