rss
    Версия для печати

    Реинкарнация монстра

    Мой сын принес из школы книжку со словами, что ее надо прочитать за две недели. «Книга для чтения по истории нашей Родины» называется, год издания - 1991. В ней есть рассказы про великого Степана Разина, «Как жили и боролись рабочие в дореволюционной России» и отдельная глава «Первые декреты советской власти». Картинки - красногвардейцы с винтовками наперевес. Глава «В Петроград приехал Ленин» проиллюстрирована классическим изображением Ильича на броневике в окружении кумачовых полотнищ.

    Пришлось, взяв ЭТО двумя пальцами и отложив в угол, проговаривать с ребенком, что он должен ответить учительнице, когда она спросит, почему он книгу не прочел.  Двойные стандарты так двойные стандарты.

    Почему второклассникам приличной школы в центре Москвы вдруг раздали эти книги? Потому что близится День победы. Грядут патриотические утренники и уроки о любви к Родине. А другого патриотизма у них для детей нет. За двадцать лет так ничего убедительного и не родилось. Нет книг для детей по истории XX-го века, которые можно было бы использовать в качестве внеклассного чтения. И учителя естественным для себя образом обращаются к привычной надежной копилке патриотических идей и смыслов - коммунистической пропаганде.

    В «Книге для чтения по истории нашей Родины», например, есть такой пассаж (на фоне фантастического описания освобожденных оккупированных территорий):

    «Удивляются солдаты:

    - Вот это да! Не кончалась и вправду, выходит, Советская власть.

    - Землю подмяли, а что до власти, так это нет. Не подмяли, не в силах. Нет власти над этой властью! - Двинул рукой, положил на сердце. - Тут она, наша власть».

    Каждый год торжества, связанные с 9-м мая, превращаются в реванш всего советского - стиля, риторики, символов. А самое главное - идеологии. На несколько весенних дней вся страна превращается в «Парк советского периода». Отделить победу 1945-го года от ее «канонического» краснознамённого празднования все сложнее и сложнее.

    Недалек тот год, когда по телевизору нам покажут последнего ветерана. То, с чего начиналась традиция отмечать День победы (показанная, например, в фильме «Белорусский вокзал»), - встречи однополчан, - окончательно уйдет в прошлое. Празднование 9-го мая всегда было «со слезами на глазах», из всех красных дней советского календаря этот - самый любимый, его отмечали искренне, потому что в его основе было человеческое, а не коммунистическое. Поминали погибших, радовались миру. Поэтому он - единственный из коммунистического годового круга -  уцелел в неприкосновенности. Вместе с красными флажками и большевистскими лозунгами.

    Постепенно началась мутация символического значения победы. Из торжества мира над войной, гуманизма над бесчеловечностью, она стала превращаться в индульгенцию советской власти, а то и в искупительную жертву, оправдавшую все, что происходило в стране до, после и во время войны - с октября 1917-го по август 1991-го.

    В новой навязываемой нам конструкции российской истории война 1941-го - 45-го годов становится точкой сборки, - событием, вокруг которого центрируется история.  Если доводить эту логику до абсурда, то пора вводить летоисчисление «до ВОВ» и «после ВОВ». По мере ухода ветеранов из публичного пространства, а затем и из жизни, война обрастает все большим количеством идеологем и мифов. И любому, кто пытается противостоять этой мифологизации и поставить трагическое и человеческое впереди героического, сразу навешивается ярлык «коллаборациониста», «космополита» и «предателя родины».

    Победа в войне 1941-1945 гг. - краеугольный камень сегодняшнего национального единства. Особенно, когда со спортом, как в этом сезоне, не складывается. А описание войны и победы - и историографическое, и художественное (кино) - признано только одно, советское. Со всеми штампами, клише, полуправдой. И, пожалуй, этот дискурс, в котором мыслят о войне, - главное, что актуализирует и легитимирует советскую систему ценностей сегодня.

    В культурном пространстве в последнее время начались некоторые подвижки, попытки переосмыслить, рассказать о войне иным языком. В пример можно привести фильмы «Поп» Владимира Хотиненко, «Одна война» Веры Глаголевой, «Разжалованный» Владимира Тумаева. Выходят, правда, мизерными тиражами, неказенные, неофициальные мемуары фронтовиков, такие как «Воспоминания о войне» Николая Никулина.

    Но школьные учителя, как только речь заходит о войне, по-прежнему хватаются за спасительные книжки махровых годов издания. Им ничего в этих книгах не режет слух и глаз, не диссонирует с их картиной мира.

    Вставить в блог

    Реинкарнация монстра

    Реинкарнация монстра

    19 апреля 2010
    Мой сын принес из школы книжку со словами, что ее надо прочитать за две недели. «Книга для чтения по истории нашей Родины» называется, год издания - 1991. В ней есть рассказы про великого Степана Разина, «Как жили и боролись рабочие в дореволюционной России» и отдельная глава «Первые декреты советской власти». Картинки - красногвардейцы с винтовками наперевес. Глава «В Петроград приехал Ленин» проиллюстрирована классическим изображением Ильича на броневике в окружении кумачовых полотнищ.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Светлана Марченко, Прага11.05.2012 1:38 #
    Спасибо, Ксения. Прямо в точку. Такие правильные объяснения, выводы. Все так и есть, только выхода не видно, увы. Только на Бога надежда.
    Tomas, Brisbane (Australia)17.05.2010 6:08 #
    Thankyou for publishing this. It is sad to see enough to see emotion and respect for one's ancestors manipulated into a glorification or justification of any such regime. However, I had thought that educators would be fulfilling their duty, rather than going along (out of laziness?). How many other parents do you think would question anything their children brought home from school?
    Мария, Москва22.04.2010 19:59 #
    Знаете, Ксения, любое событие со временем обрастает мифологемами. Это процесс необратимый и неостановимый."Индульгенцию советской власти" - это гипербола, но не является ли действительно война подвигом советский людей? То есть, не только советских, но и вообще людей. Людей с большой буквы, уж простите за пафос. У подвига могут быть разные истоки, а у совершивших его разные мировоззрения. Вера в грядущий коммунизм у многих была искренней и прекрасной. Я бы в такой ситуации серьезно поговорила с ребенком о неоднозначности русской истории. Зачем с детства прививать непримиримость? Согласитесь, что есть и хорошие советские книги о войне, и хорошие фильмы. Разные есть
    Между прочим, часто говря о каком-то событии, мы упоминаем, что оно произошло "еще до войны"
    Елена21.04.2010 11:40 #
    Нет ничего проще, чем научить ребенка мыслить двойными стандартами. Только вот зачем? И как это согласуется с христианской совестью? Кто-то всерьез верит, что человек, привыкший лгать и лицемерить уже в мыслях, может стать "солью земли"?

    История есть история, и, разумеется, куда сложнее и самому разобраться - честно, без либеральных клише, что и почему в нашей истории случилось, еще сложнее объяснить это ребенку - но если подменить эту работу простым обучением двойной морали - вот тут "для себя, а тут - на публику" - мы получим очередное поколение разрушителей и предателей. Которые ни страну - если она к тому времени еще будет существовать! - не захотят защитить, ни добрыми христианами не станут. В конце концов, нынешнее поколение строителей и у-строителей Церкви именно при СССР выросло, и в храмы они пришли потому, что искали правды во лжи, которая вокруг расцвела - их тогда воспитали искателями правды. А разрушали и расстреливали как раз те, кого в двойной морали вырастили - в эпоху якобы всеобщего и поголовного православия...

    Удивительно, как воцерковленные, вроде бы, люди таких простых вещей не понимают... Неладно что-то, значит, в таком православии.
    гость21.04.2010 3:40 #
    Уважаемый Евгений, в истории России есть свв. Борис и Глеб и их брат-убийца Святополк, св. митрополит Филипп и Иван Грозный, новомученики и те, кто их расстреливали и громили церкви. Не валим же мы их всех в одну кучу. Вы считаете, что к призыву о том, чтобы «Советская власть все под себя подмяла», надо относиться с пиететом, потому что это часть истории?

    Своих детей Вы воспитываете (или намерены воспитывать) в православной вере? Если да, то почему Вы лишаете их своего мировоззрения? Пусть тогда глотают все подрят и что попало. Ответственный родитель направляет своего ребенка и, в том числе, способствует ему в формировании мировоззрения. (Речь, кстати, идет о второкласснике, не о подростке даже.) Только потому что позиция автора не совпадает с вашей, не значит, что Вы вправе упрекать ее за активное участие в образовании и воспитании своего сына.
    Евгений, Москва20.04.2010 17:04 #
    Ксения Лученко У меня такой вопрос, по чему Вы решаете за ребёнка, что ему сей шедевр советской истории читать не надо? По чему Вы его подготавливали для того что он должен сказать учительнице, по чему он не читал? На каком основании Вы лишатее растущего человека мировозрения? И потом какая ни какая,это наша с Вами история. Если Вы такой брезгливый человек к нашему прошлому, надеюсь на то, что сами не наделаете ошибок "двойеых стандартов" в воспитании своего ребёнка.
    Андреас, Москва20.04.2010 16:58 #
    Я перестал учавствовать в обсуждении материалов "ТД", т.к. редакция отнеслась ко мне с неуважением, тем более бестактном, что многие из них по возрасту годятсямне в дети.
    Но эта публикация побудила меня нарушить молчание исключительно из любви к истине.
    Госпожа Лученко! Не знаю чему Вас учили на факультете журналистике МГУ. Но есть ФАКТЫ: в войне победила КРАСНАЯ АРМИЯ под руководстовом Сталина, а не белая армия под руководством попов-власовцев.
    Вы вольны иметь какие угодно политические взгляды, но лгать Вы не имеете права, тем более в издании, именующем себя христианским.
    Ксения, Москва20.04.2010 10:22 #
    Эх, принес бы мой сын такую книжку! Такой наглядный материал, как раз на две недели разговоров хватило бы!

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru