rss
    Версия для печати

    «Большой батюшка»

    О свт. Несторе Камчатском
    «Это были доверчивые, как дети, чистые сердцем, но нищие духом люди», – писал о туземцах владыка. И он бережно передавал им сокровище Христовой веры. Выучив тунгусский и корякский, о. Нестор перевел на корякский Божественную литургию, частично Евангелие, а на тунгусский – молитву «Отче наш», заповеди Моисея и Заповеди Блаженства, молитву на лов и на освящение рыбы.

    В этом году Православная Церковь отмечает 300-летие со дня утверждения Православия на Камчатке. Когда-то члены первой камчатской миссии на полуострове крестили тысячи камчадалов, построили храмы и часовни, открыли школы для обучения русскому языку и Закону Божьему.

    В Свято-Тихоновском институте прошла конференция, посвященная этому юбилею, которую возглавил Святейший Патриарх Алексий II. Сегодня, когда происходит возрождение духовной жизни на Камчатке, мы обращаемся к опыту первых миссионеров края, а именно – к личности епископа Нестора (Анисимова), которого камчадалы уважительно называли «Большим батюшкой»…

    Господь сказал мне: не говори «я молод»; ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их: ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои (Иер. 1, 7-9).

    Будущий епископ Камчатский родился в Вятке 9 ноября 1885 года, в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница». В святом крещении мальчик получил имя Николай. Своей глубокой религиозностью он обязан матери, дочери священника. «Она научила нас уважать и любить людей, быть полезными для общества и Родины на том поприще, которое мы изберем, вступая в самостоятельную жизнь», – писал владыка в своих воспоминаниях.

    После окончания реального училища Николай Анисимов едет в Казань и поступает в Духовную академию на калмыцко-монгольское миссионерское отделение. Там, в Казани, юноша знакомится с архимандритом Андреем (Ухтомским), настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, который становится его духовным отцом.

    В 1907 году архимандрит Андрей получает письмо от владыки Владивостокского и Камчатского с просьбой прислать монахов для просвещения камчадалов. «Тебе и надо ехать туда!» – неожиданно для себя слышит от любимого духовника Николай Анисимов. Так в 22 года выпускник Казанской духовной академии, приняв постриг с именем Нестор, отправился на место своего будущего служения – далекую неведомую Камчатку.

    Молодой иеромонах ехал навстречу полной неизвестности. Слово «Камчатка» скорее вызывало ассоциации с последней партой в гимназическом классе, чем с обширным по территории полуостровом, богатым пушниной, минералами, золотом.

    Добраться туда можно было только пароходом, совершавшим рейсы из Владивостока в Петропавловск лишь раз в год. На всю Камчатку имелся всего один врач, практически отсутствовала пограничная служба, японцы и американцы безнаказанно спаивали доверчивых камчадалов, меняя спиртное на куньи и собольи шкуры. Быт коренных жителей полуострова (эвенов, коряков, алеутов) был развит на примитивном уровне, они не знали медикаментов, некоторые даже отказывались мыть своих детей. Среди населения постоянно вспыхивали эпидемии, свирепствовала проказа. В книге воспоминаний «Моя Камчатка» владыка писал: «Положение камчатских туземцев усугублялось тем, что они не знали любви Христовой, не были утешены ничьей лаской. Они только боялись… Боялись злых духов, боялись природы, холода, голода, мороза, боялись всякого начальства. В смене всяких страхов и проходила их несчастная жизнь». Столкнувшись по приезде со всем этим, будущий митрополит понял, что собственно миссионерской работы здесь мало, необходимо было прививать камчадалам бытовые навыки, попытаться улучшить условия их жизни. И преодолевая огромные расстояния, он ездит от поселка к поселку, проводит беседы с местными жителями, организует строительство школ, больниц, церквей. Понимая, что в одиночку невозможно справиться со всеми стоящими перед ним задачами, Нестор задумывает проект Камчатского братства, для осуществления которого в 1910 году отправляется в Петербург. Ценой больших усилий, заручившись поддержкой царской семьи, иеромонаху удалось добиться учреждения Братства, официальным покровителем которого стал цесаревич Алексей Николаевич. На средства, собранные Камчатским братством, были построены десятки церквей, часовен, школ, приютов, больниц, лепрозориев и амбулаторий.

    «Это были доверчивые, как дети, чистые сердцем, но нищие духом люди», – писал о туземцах владыка. И он бережно передавал им сокровище Христовой веры. Выучив тунгусский и корякский, о. Нестор перевел на корякский Божественную литургию, частично Евангелие, а на тунгусский – молитву «Отче наш», заповеди Моисея и Заповеди Блаженства, молитву на лов и на освящение рыбы.

    С началом Первой мировой войны о. Нестор принимает решение создать санитарный отряд «Первая помощь под огнем». Он лично выносит с поля боя раненых, утешает, напутствует их, отправляет в госпитали и лазареты. За милосердие и героизм игумен Нестор удостоен орденов Св. равноап. кн. Владимира 4-й степени и Св. Анны 2-й и 3-й степеней, а также высшей духовной военной награды – права ношения наперсного креста на георгиевской ленте. Даже в советское время владыка не расставался с этими орденами, а всем, кто выражал свое недовольство, неизменно отвечал: «Мои ордена заслужены…».

    В конце 1915 года игумен Нестор был отозван с фронта и возведен в сан архимандрита. В 1916 году – хиротонисан в епископа Камчатского и Петропавловского, первого правящего архиерея новообразованной Камчатской епархии.

    В 1917–1918 годах епископ Нестор участвовал в работе Всероссийского Церковного Собора и выборах патриарха. Решением Собора 8 ноября 1917 года была создана особая комиссия для описания и фотосъемки расстрела большевиками московских святынь, в нее вошел и владыка Нестор. Итогом его работы в комиссии стала вышедшая по благословению Собора книга «Расстрел Московского Кремля (27 октября – 3 ноября 1917 г.)». Книга была конфискована большевиками, а сам владыка арестован. Делегаты Собора ходатайствовали об освобождении епископа Нестора, и концу марта 1918 года он был на свободе.

    Будучи доверенным лицом святителя Тихона, осенью 1919 года владыка посещает Омск, где передает Колчаку икону «раненого Николы», благословение патриарха и его призыв к народу объединиться против большевиков. После этого епископ Нестор вернулся на Камчатку. Правда, ненадолго. Отслужив во всех храмах восточного побережья, владыка отбыл в Петропавловск, но высадиться в порту уже не смог – Камчатка была захвачена большевиками. Владыка эмигрирует в Японию, а затем в Маньчжурию. Там, в Харбине, в 1921 году он основывает Камчатское подворье, создает Дом милосердия.

    С началом Второй мировой войны Харбинская епархия оказалась отрезанной от Зарубежного Синода, в чьем ведении она находилась. Возникала необходимость восстановления связей епархии с Московской Патриархией. Втайне от японских властей, преодолевая информационную блокаду, владыка Нестор наладил контакт с Россией. В июне 1945 года с благословения Его Святейшества Патриарха Алексия за богослужениями он стал возносить молитву о Патриархе Московском и всея Руси. В октябре 1945 года были подписаны документы, формально зафиксировавшие воссоединение епархии с Московской Патриархией (с принесением харбинскими архиереями покаяния за годы пребывания в расколе).

    В 1946 году Святейший Патриарх Алексий преобразовал Митрополичий Округ на территории Китая и Кореи в Восточно-Азиатский Экзархат. Экзархом Московской Патриархии по Восточной Азии был назначен владыка Нестор, с возведением его в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского. В этом сане епископ и был арестован в 1948 году, сразу по приезде на родину. В вину ему ставится издание книги «Расстрел Московского Кремля», строительство часовни Венценосных Мучеников, участие в перенесении мощей св. прпмч. Елизаветы и др. Из лагерей епископ вернулся только в 1956 году. По воспоминаниям, владыка всегда обижался, если говорили, что он пострадал невинно. Он считал, что его посадили «за дело», которому он служил и продолжает служить. После освобождения в 1956 году владыка назначается митрополитом Новосибирским и Барнаульским, а с декабря 1958 года – митрополитом Кировоградским и Николаевским.

    Скончался митрополит Нестор в Москве 4 ноября 1962 года. Его могила – на Патриаршем Подворье Троице-Сергиевой Лавры в Переделкино, прямо за алтарем Преображенского храма. На белом мраморном кресте выбито: «Христос Воскресе!».

    Литература:

    1. Митр. Нестор (Анисимов) Моя Камчатка. – Троице-Сергиева Лавра, 1995.
    2. Караулов А. К., Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора)//Русская Атлантида, Челябинск, 2001, № 8. С. 36-50.
    3. Фомин С. Апостол Камчатки. – М., 2004.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru