rss
    Версия для печати

    Эксперимент над школьниками

    Эксперимент по преподаванию школьникам основ религий и светской этики стартует в апреле в 19 регионах РФ. По плану учебники должны были быть уже доставлены учителям, однако пока их получили далеко не все. Родители уже выбрали для своих детей один из обсуждаемых предметов – но сделали ли они это в условиях свободы и полноты информации?

    25 марта 2010 года московский политклуб информационного агентства «Росбалт» провел очередное заседание «Основы религиозных культур. Что важнее – учение или учебник?» Эксперты обсуждали ход подготовки к началу преподавания основ религиозной культуры и светской этики.

     

    Герман Демидов
     Заведующий сектором православного образования
    Отдела религиозного образования и катехизации
    Русской Православной Церкви

    Герман Демидов

    Основываясь на запросах из регионов, издательство «Просвещение» отпечатало более чем 300 тыс. экземпляров учебников. Из них 125 тысяч — пособия по светской этике, 80 тысяч — по основам православной культуры, 60 тысяч — по истории мировых религий, 40 тысяч — по исламской, 14 тысяч — по буддийской и 12 тысяч — по иудейской культуре.

    Из этих цифр видно, что большинство детей будут изучать светские курсы.

    Заведующий сектором православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Герман Демидов отметил, что соотношение этих цифр не совпадает с процентными соотношениями представителей той или иной конфессии в том или ином регионе. В Пензенской области, например, «Основы православной культуры» выбрали ноль процентов учащихся и родителей. «Это скорее характеристика отношений конкретной епархии с министерством образования, чем показатель потребностей общества», – сказал Демидов. По его мнению, две учебные четверти, которые выделены на эксперимент, не могут решить задачу духовного преображения нашей школы, но важны для отработки механизма сотрудничества Церкви и школы, процедуры выбора между конфессионально ориентированными дисциплинами, прояснения межпредметных связей.

    «Для Русской Православной Церкви этот эксперимент – повод для внутренней консолидации усилий в сфере образования», – добавил Герман Демидов.

    Глава редколлегии, готовившей учебник по «Основам православной культуры», протодиакон Андрей Кураев, на момент дискуссии находился в той самой Пензе, где ОПК не выбрал ни один родитель. Отец протодиакон комментировал ситуацию по телефону, сравнивая ее с анекдотом об официанте, который спрашивает, чай или кофе хочет клиент, а затем отвечает: «Не угадали. Чай».

    Родителям в Пензенской области просто не сообщили о том, что можно выбирать между шестью модулями, – они выбирали между основами светской этики и историей мировых религий. «Я рад этому результату: он предельно ярко и неопровержимо показывает, каков масштаб мухлежа, – подчеркнул Кураев. – Даже в православных гимназиях города Пензы ни один родитель якобы не избрал ОПК. Право родителей сделать школе заказ на воспитание своего ребенка здесь попирается». Почему чиновники усвоили себе право вместо родителей решать, какие предметы можно или нельзя изучать их детям, – вопрос без ответа.

    «Удивляет то, что до сего дня учебники были засекречены, – продолжает протодиакон Андрей Кураев. – Ведь можно было два месяца назад разослать их через Интернет хотя бы в закрытых файлах, чтобы учителя и родители могли видеть, между чем и чем они выбирают». По версии протодиакона Андрея, в Министерстве образования понимают, что учебники получились разнокачественные: конфессиональные курсы написаны с любовью, а светские – без души. Кураев предполагает, что это хотели скрыть от родителей. «А может, это просто обычный саботаж и чиновничье торможение: чтобы в конце развести руками и сказать: «Ну, так получилось. Страна пока не готова», – говорит автор учебника по «Основам православной культуры».

     

    Сергей Комков
     Сергей Комков,
    глава Всероссийского фонда образования

    В своем Живом журнале протодиакон Андрей Кураев регулярно освещал ход работы над учебниками и свое участие в подготовке учителей. Однако его учебник вышел в урезанном виде – например, от главы «Бог» не осталось почти ничего. По заявлениям специалистов из Института философии РАН, которые изучали подготовленные учебники по вводимым предметам, большую часть этих пособий они не рекомендовали к изданию. Учебники по ОПК, иудаизму, исламу были отвергнуты экспертами за излишнюю миссионерскую направленность, а учебник по светской этике – за то, что его содержание далеко от понятия о этики и морали, и ориентирует детей на послушание государству. Образцы в этом учебнике – космонавты и военные, а не люди, воплотившие в жизнь этические идеалы.

    Руководитель проекта «Православные добровольцы» движения «Местные» Никифор Кулаковский подчеркнул, что неправославной культуры в России нет, и подавляющая часть людей осознает себя православными, однако уровень православной культуры и информированности у людей стремится к нулю. «Они верят, что они козероги, и в барабашку верят, а Символа веры не знают», – сетует Кулаковский.

    Сергей Комков, глава Всероссийского фонда образования, уверен, что в школе назрела необходимость изменения отношения к процессу духовно-нравственного воспитания. «Закон об образовании вынес воспитание за стены школы – и мы получили поколение циников, ни в кого и ни во что не верующих, без внутренних тормозов. Возвращать воспитание в школу нужно».

    Однако с формой проведения эксперимента в 19 регионах Сергей Комков категорически не согласен. Во-первых, четвертый класс – наименее подходящий возраст для этого предмета: его надо либо вводить с первого класса, либо отложить до старшей школы.  «Учебник для 10-11 летних детей по такому предмету создать невозможно. У отца Андрея Кураева прекрасный учебник, но для приспособления его к конкретному возрасту надо еще очень много над ним работать», – считает Сергей Комков. Курс истории мировых религий эксперт называет просто вредным для России. «Ну, познакомили с культом Вуду, и что? У нас дети уже начали играть в обряды Вуду – а ведь там есть и обряд принесения человека в жертву».

    Никифор Кулаковский

     Руководитель проекта «Православные добровольцы»
    движения «Местные» Никифор Кулаковский

    По мнению Комкова, подходить к преподаванию надо не как к миссионерству, а как к раскрытию нравственных ценностей, чтобы ученик не стал устраивать побоища, воровать, пить и курить. Это одинаково относится к основам православной, исламской и иудейской культуры. «Потихоньку в школе от первого до последнего класса каждому ребенку надо изучать основы культуры всех традиционных христианских конфессий», – это подход Сергея Комкова к проблеме выбора курса учеником. А ситуацию с выбором курсов, как она сложилась теперь, и историю с засекреченными учебниками он прямо называет провокацией: «Эта провокация может дорого обойтись России. Если мнение экспертов кого-то интересует, я бы отложил проведение эксперимента на начало нового учебного года, потому что если сейчас он пройдет во вред, это будет уже невозвратно».

    Резюмируется дискуссия и мнение экспертов об эксперименте известной фразой: хотели как лучше, а получилось как всегда. Более трехсот тысяч детей проверят все сказанное на себе.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Ярослав, Киев29.03.2010 10:27 #
    Потому что диалог шел чтобы "никого не задеть" да "никого не обидеть". Что мы хотели того и получили - выхолощеное непонятно что. И нечего обижаться что в исламских регионах преподают ислам в школах - они хотели, они требовали. А мы все "экуменистической деятельностью" занимаемся - как бы не обилдеть представителей меньшинств
    Илья28.03.2010 10:33 #
    Все это лишний раз показывает, насколько порочен в отношениях с государством компромиссный подход. Все эти попытки "диалога", попытки разумного объяснения тонут в непробиваемом убеждении чиновников: религии в школе не место. После всех ужимок и прыжков, после всех многолетних обсуждений вместо реальной программы, знакомящей детей с верой, мы получили что-то ущербное и недееспособное, как и вся современная система среднего образования. Достаточно посмотреть на выражение лица Фурсенко, достаточно вспомнить все эти истории с ЕГЭ и прочими реформами, чтобы увидеть: эти люди понимают только язык жестких требований, и никак иначе. Надо искать способы для того, чтобы поставить их в безвыходную ситуацию.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru