Tweet |
В царствование Екатерины II Университет укрепился, расширился. Она повелела устроить при факультете врачебных и медицинских наук анатомический театр и предоставила Университету несколько новых зданий, в одном из которых была заложена Домовая церковь. Стараниями попечителей и директора Фонвизина в 1791 году церковь эту, «сооруженную Императорским Московским университетом в доме своем в незабвенную память своего заведения», освятил митрополит Московский Платон (Левшин), известный проповедник, законоучитель наследника престола, автор многих книг и выдающийся педагог.
Таким образом в храме науки возник Храм Божий. Истинно любящие родное просвещение люди всегда понимали, что «никакие самые богатые приспособления и научные пособия не принесут пользы, если над всем этим не будет Божьего благословения». Екатерина II в 1792 году прислала в храм полную ризницу с богатою утварью. Наличие церкви в стенах Университета не превращало его в богословское заведение, но придавало Университету целостность и завершенность, поставив над всеми его начинаниями животворящее действие Святаго Духа.
Соединение имени св. мц. Татианы с судьбою Московского университета тоже имеет глубокий смысл. Дочь богатого и знатного римлянина, бывшего консулом, тайного христианина, Татиана была воспитана в благочестии и страхе Божием. Достигнув совершеннолетнего возраста, она решила жить в девстве и целомудрии и посвятить себя служению Христу. Татиана была поставлена диаконисой и стала проповедницей истинного просвещения, помогая обездоленным, ухаживая за больными, спасая гонимых. При римском императоре Александре Севере около 222 года Татиана подверглась жестоким истязаниям за веру и приняла вместе с отцом мученическую кончину. В отличие от веры в общие начала и логическое построение жизни в соответствии с ними, в жизни и мученическом венце св. Татианы нам явлен пример истинного служения Богу и любви к ближним. Странно было бы думать, что науки могут объять и исчерпать жизнь со всем ее бесконечным разнообразием. Знание само по себе не воспитывает ни умения, ни воли. И сегодня мы встречаем много умных, острых памятью и воображением образованных людей, которые оказываются бессильны и нерешительны в момент перехода от знания к делу, в момент принятия ответственного и нравственного решения. Искусству взяться за дело, выполнять его добросовестно, дисциплинированно во имя любви к Богу, Отечеству, ближним учит церковная жизнь.
Не следует думать, что университетская церковь в XVIII веке была открыта без борьбы. Вольнодумство, преувеличение роли светского образования в развитии общества по сути дела явились новой формой древнего прародительского искушения — соблазна стать «яко боги».
История церкви св. муч. Татианы теснейшим образом связана с историей Университета и трагическими судьбами нашей Родины. В 1812 году во время вступления в Москву французов и сильнейшего пожара здание храма сгорело вместе с первым университетским корпусом. Лишь в 1837 году, когда закончилась перестройка главного усадебного дома Пашковых, отошедшего вместе с землями в ведение Правления Московского университета, снова встал вопрос о Татьянинском храме. Под него переделали часть дома Пашковых. Работами этими безвозмездно руководил известный русский архитектор-классицист Евграф Тюрин. Уникальный для православного храма мастер — Иван Витали. Здание храма было освящено выдающимся иерархом XIX столетия митрополитом Московским святителем Филаретом (Дроздовым), поэтом, духовным писателем, по инициативе которого был издан русский перевод Библии и с участием которого составлялся Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении крестьян. Прихожанами университетского храма были многие поколения российской интеллигенции — Фонвизин, Грибоедов, Тургенев, Тимирязев, Пирогов. Ключевский, Соловьев, братья Аксаковы… В церкви крестили, венчали, совершали требы. Именно здесь в 1852 году отпевали Николая Васильевича Гоголя. Ежегодно 12 января — в день памяти святой мученицы Татианы — в храме совершался торжественный молебен, который служил непременно архиерей в сослужении настоятеля храма. Под церковными сводами звучал Акафист — хвалебное. молитвословие в честь св. муч. Татианы, после чего следовали светские торжества. С той поры пошла традиция праздновать Татьянин день как праздник русской интеллигенции, культуры и просвещения.
Летом 1919 года университетская церковь была закрыта. Она разделила участь многих русских православных храмов. Помещение передали сначала под нужды библиотеки, затем — под студенческий клуб и театр. До недавнего времени в этом здании, выходящем на Моховую улицу полукруглой дорической колоннадой, шли театральные спектакли и ночные развлекательные шоу, что, по нашему мнению, является трагическим последствием десятилетий господства богоборческой власти. Ну нельзя же, прости Господи, в церковном здании ставить пьесу «Приди ко мне в постель, или Любовь со скелетом», о чем сообщала афиша видная отовсюду.
Тяжело наблюдать результаты нравственного одичания, охватывающего наше «цивилизованное» общество. Разруха, нищета, национальные конфликты — все это следствие расстроенного религиозного сознания народа, насильственно увлеченного ложной идеей земного рая.
Восстанавливать прерванные духовные связи предопределено нам. Трудностей бояться не стоит — ибо с нами Бог. Мы надеемся, что с Божией помощью домовая церковь МГУ возродится. Возродится и будет служить по своему прямому назначению, внося теплоту церковной жизни в стены Университета, охраняя и очищая наши души.
Tweet |
Вставить в блог
Божий Храм в Храме науки25 января 1995
|
Поддержите нас!