rss
    Версия для печати

    В журналисты я пошел, пусть меня научат

    Эта «исповедь абитуриента» была написана «по горячим следам» — в июле. Тех людей, для кого она представляет наибольший интерес, — абитуриентов-2002 — подобные переживания, горести и радости ожидают в скором времени. Более того, уже сегодня ничто не волнует их так сильно, как предстоящее лето. Желая им удачи, мы публикуем этот материал в качестве информации к размышлению и просим воспринимать его как искреннее желание автора поделиться опытом, а не как рекламу или, ещё хуже, «злостный компромат».

    Эта «исповедь абитуриента» была написана «по горячим следам» — в июле. Тех людей, для кого она представляет наибольший интерес, — абитуриентов-2002 — подобные переживания, горести и радости ожидают в скором времени. Более того, уже сегодня ничто не волнует их так сильно, как предстоящее лето. Желая им удачи, мы публикуем этот материал в качестве информации к размышлению и просим воспринимать его как искреннее желание автора поделиться опытом, а не как рекламу или, ещё хуже, «злостный компромат».

    Выбрать вуз и факультет мне было непросто. «Велика Россия, а поступать некуда», — так я перефразировал патриотическую цитату. Решив в итоге пойти в журналисты, я штурмовал два вуза: МГУ и РУДН (Российский университет дружбы народов), именуемый в народе «Зоопарком» или «Российским Универом Для Негров». Больше всего я боялся, что экзамены в обоих вузах совпадут по времени. Не совпали. Но приемная комиссия РУДНа (прежде обещавшая, что потребует подлинник аттестата лишь при зачислении) вдруг заявила: «Соизвольте принести аттестат в день последнего экзамена». Мне это сразу не понравилось. Ибо в день последнего РУДНовского экзамена эмгэушные вовсе не заканчивались, а в МГУ требовался именно подлинник. «Ладно, — решил я, — буду пока сдавать в оба универа. А там видно будет».

    Первым вступительным испытанием в РУДНе была... сдача документов. Абитуриентам-журналистам (на двоих с абитуриентами-филологами) вуз выделил только одну «принимательницу» бумаг. Так что народу в коридоре толпилась тьма-тьмущая. То и дело из кабинета приемной комиссии выходила женщина (интонациями напоминавшая фельдфебеля) и бросала строгие реплики: «Не стойте тут!», «Не облокачивайтесь, стенд упадет!», «Расступитесь!» и так далее. Я проторчал в узком и душном коридоре более двух часов. Наконец, моя очередь подошла. Тут девушка- «принимательница» сказала:

    — Я ухожу обедать.

    — Ну возьмите уж мои документы. Пожалуйста.

    — Нет, не возьму.

    — В других вузах, наверно, такого безобразия нет...

    — Вот и поступайте в другие вузы.

    — Это само собой — не волнуйтесь. А когда вы, поевши, вернетесь?

    — Не хочу в таком тоне разговаривать.

    — А все-таки?

    — Минут через сорок.

    Не знаю, что помешало мне уйти из этой «дружбы народов». Наверное, перспектива скандала с родителями (они бы сурово отругали меня за отсутствие терпения и манеру «хамить»). Я прождал еще сорок минут и сдал-таки свои документы. «Приезжайте послезавтра утром за экзаменационным листом», — сказала сытая уже девушка.

    Я приехал, затратив на дорогу уйму времени. Мне говорят: «Лист еще не готов. Подъезжайте во второй половине дня». Подъехал. Сказали: «Нету еще листа. Завтра выдадим, перед творческим конкурсом». Перед творческим конкурсом лист не выдали. После конкурса — тоже не выдали. После консультации по литературе, состоявшейся в тот день, — тоже. Получать лист пришлось непосредственно перед экзаменом, из-за чего я на него опоздал.

    Дальше — больше. После сочинения я поинтересовался у представителей приемной комиссии:

    — А когда будут вывешены результаты?

    — В понедельник, ближе к вечеру.

    Прихожу я в понедельник, часа в три. Висят оценки. И объявление: «Результаты экзамена вывешены в 12:00. Ознакомиться с проверенными работами можно до 13:00». Я просто обалдел. «Вот ведь как! — думаю. — Да ведь это же чистой воды подстава. Они сделали это специально, дабы избавить себя от обязанности показывать нам наши сочинения. Зачем?» Изучив оценки, я понял, зачем.

    На майской олимпиаде в РУДНе я получил за сочинение восемь баллов из десяти (мой результат оказался одним из лучших). За экзамен мне поставили «7», хотя тему я знал и чувствовал, что сочинение удалось. Кому же поставили «10»? Моему однокласснику, написавшему школьное выпускное сочинение на «3/3» (он «Собакевич» пишет с мягким знаком) и имеющему в аттестате девять «троек». «10» получила и моя одноклассница, никогда не писавшая сочинений лучше меня. Подобных «десяток» в списке было 19, в то время как мест всего — 25. (Для сравнения: на журфаке МГУ максимальная отметка за сочинение — случай сенсационный, имевший место лишь однажды).

    Создавалось впечатление, что счастливчики уже определены, а остальных просят не беспокоиться. Посему я из РУДНа свалил. Кстати, упомянутые одноклассники сдали и другие экзамены на отлично, набрав максимальное число баллов. Это при том, что весеннюю РУДНовскую олимпиаду по английскому они написали на «пары». Стоит упомянуть и родственницу декана. Как вы полагаете, сколько у неё баллов? Правильно, 20 из 20. Причем от сдачи устной литературы и английского ее освободили (за отличные показатели на весенних олимпиадах). О РУДНе, впрочем, хватит.

    Расскажу про МГУ. Подавая туда документы, я в очереди не стоял. Не потому, что желающих поступить в МГУ меньше (наоборот, их больше — раз в десять). Просто документы принимал не один человек, а двадцать один. И люди эти — сотрудники приемной комиссии — оказались вежливыми и приятными. Я с удовольствием трепался с ними, пока оформлял документы.

    По совету студентки журфака, я готовил к сочинению литературу лишь первой половины XIX века. «Зачем учить в три раза больше? — говорила она. — Первая тема будет по первой половине XIX века, вторая — по второй, третья — по третьей... ой, прости! Третья — по ХХ веку. Нажимай на первую половину — она самая легкая». Я «нажимал». И что вы думаете? Темы по первой половине на экзамене не было. Вместо нее была сквозная тема — по первой и второй половинам одновременно. Так что я, как принято говорить, обломался. Но сдаваться не стал. И написал сочинение на «4/3»: «четверка» — за русский, «тройка» — за литературу. И «тройка» — то, в большей степени, из-за врожденной невнимательности: я перепутал имена братьев Кирсановых из «Отцов и детей». Все говорили: «Да нормально это — «4/3». Английский на «пять» напишешь — и возьмут тебя: ты же парень, а их тут не хватает». В английском я, надо сказать, не силен. Так что ни о какой «5» и не мечтал. Представляете мое счастье, когда я получил именно пять баллов?!

    Я решил, что поступил — мне так все это напевали... А на «открытом заседании» приемной комиссии меня не взяли. Вернее, взяли, но только на контрактной основе. Честно говоря, перед экзаменами я на то и рассчитывал: бесплатный вариант казался мне малореальным. Но когда я был от этого чуда «на волоске» и оно не свершилось (не хватило полбалла) — ощутил от поступления не превосходящую всё и вся радость, а сильное разочарование в жизни. Несколько дней был в депрессии.

    И что самое обидное. Если бы я поступал на международное отделение — был бы зачислен как бюджетник, а не как платник: туда принимали с полупроходным, ибо людей, его набравших, волею судьбы оказалось мало, чего про «обычное» отделение сказать нельзя. Ясно, в чём заключается моя «ошибка»? Не туда подал заявление. Ситуация интересная: оба абитуриента набрали по 12 баллов, но один учится бесплатно, а другой — за 750 «зелёных» в семестр (только потому, что положил своё заявление в другую кучку). И вовсе не обязательно, что случайный расклад, давший международному отделению поблажки, повторится: в следующий раз всё может быть наоборот. Не угадаешь...

    Здесь у читающего возникнет вопрос: «Что же предлагает автор? Не добавлять места сверх плана?» Для медалистов — добавлять. А что касается остальных... Если стремиться к справедливости — не стоит. Но так как философия «ни себе, ни людям» мной отвергается, о справедливости я готов забыть. Пускай только не будет «открытых заседаний» приёмки: тяжело смотреть на радующихся «международников», что сдали экзамены не лучше тебя, но по доброй воле ректора приняты на бюджетное отделение. Плюс к тому «открытое заседание» показалось мне чистым пиаром. Мало верится, что благородные решения увеличить количество бесплатных мест ректор принимал на глазах измученных абитуриентов и их несчастных родителей. Хорошо еще, что в этой жаре никто в обморок не грохнулся — с горя или от восторга.

    «Да ладно тебе ныть! — скажете вы. — Радуйся, что поступил. В лучшем вузе России учиться будешь». Ага, буду. И пять лет у предков на шее сидеть — тоже буду. Хотя... Действительно, надо довольствоваться тем, что имеешь.

    Вставить в блог

    В журналисты я пошел, пусть меня научат

    5 марта 2002
    Эта «исповедь абитуриента» была написана «по горячим следам» — в июле. Тех людей, для кого она представляет наибольший интерес, — абитуриентов-2002 — подобные переживания, горести и радости ожидают в скором времени. Более того, уже сегодня ничто не волнует их так сильно, как предстоящее лето. Желая им удачи, мы публикуем этот материал в качестве информации к размышлению и просим воспринимать его как искреннее желание автора поделиться опытом, а не как рекламу или, ещё хуже, «злостный компромат».
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru