rss
    Версия для печати

    За что мы любим Масяню?

    Статья Ильи Петухова «Масяня, которую мы потеряли?», опубликованная в прошлом № 51 «ТД», вызвала широкий читательский отклик: кому-то она очень понравилась (некоторые девушки даже заочно влюбились в ее автора), кого-то позабавила, а в ком-то породила бурю негодования. Один такой критический отзыв мы публикуем на страницах «Колбасного отдела». Конечно, неприятно печатать хулу на любимую интернетовскую девушку, но ведь настоящая любовь, вопреки расхожей поговорке, отнюдь не слепа. Если в прошлом номере мы попытались выявить положительные стороны многосторонней личности Масяни, то в этом немножко погрозим пальчиком, указав на то, с чего у Масяни пример брать категорически воспрещается. А то вдруг неистовые поклонницы Петухова, чтобы снискать его благосклонность, будут не по разуму подражать своей интернет-героине. Впрочем, все равно с большинством мыслей и выводов автора я не согласен. — М. Б.

    Заметки люмпена

    Статья Ильи Петухова «Масяня, которую мы потеряли?», опубликованная в прошлом № 51 «ТД», вызвала широкий читательский отклик: кому-то она очень понравилась (некоторые девушки даже заочно влюбились в ее автора), кого-то позабавила, а в ком-то породила бурю негодования. Один такой критический отзыв мы публикуем на страницах «Колбасного отдела». Конечно, неприятно печатать хулу на любимую интернетовскую девушку, но ведь настоящая любовь, вопреки расхожей поговорке, отнюдь не слепа. Если в прошлом номере мы попытались выявить положительные стороны многосторонней личности Масяни, то в этом немножко погрозим пальчиком, указав на то, с чего у Масяни пример брать категорически воспрещается. А то вдруг неистовые поклонницы Петухова, чтобы снискать его благосклонность, будут не по разуму подражать своей интернет-героине. Впрочем, все равно с большинством мыслей и выводов автора я не согласен. — М. Б.

    Увидел тут как-то новый, 51-й номер «ТД». Глянул на обложку и чуть не упал. Ну, думаю, глюки пошли — это все он, алкоголь проклятый. Короче, пора завязывать. Мысль-то, конечно, хорошая, но присмотревшись, понял, что зрение меня не обмануло: на обложке, действительно, изображено странное существо с букетиком вербочек в руке, и зовут его, как выяснилось тут же в анонсе, вовсе не Белая Горячка (хотя похожа!), а Масяня. А впрочем, ничего получилась обложечка, только, если разобраться, лучше бы она смотрелась не среди православной периодики, а на уличном лотке, где-нибудь между «Я — молодой» и «СПИД без тормозов», к примеру.

    Вообще-то я всегда думал, что Масяня — это такой компьютерный вирус. Но недавно из какой-то передачи узнал, что она вовсе никакой не вирус, а вполне конкретный персонаж виртуального пространства, созданный веб-дизайнером Олегом Куваевым. Короче, наш ответ телепузикам. Что ж, уже лучше. Не одним покемонам же занимать пространство Рунета. Поэтому решил я все же прочитать, что про эту самую Масяню пишет православная газета. И выяснил тут ой как много интересного.

    Во-первых, в отличие от упомянутых персонажей, от которых «тащатся» как правило дети в несерьезном возрасте, Масяня — герой романа вполне взрослых и даже зрелых (по крайней мере, годами) людей, о чем ниже.

    Во-вторых, оказывается, эта самая Масяня уже умерла. Что ж, жалко конечно, но «… Виновница торжества была счастлива и игриво выглядывала из-под деревянной крышки, попутно прихлебывая дармовой коньяк. Из окон питерских домов, идиотски смеясь, на траурное шествие глазели горбоносые Бивис и Баттхэд. <…> безбашенные герои MTV были готовы пожертвовать несчастным котом, сбросив его с n-ного этажа в открытый гроб.» Прошу прощения за длинную цитату, но можно ли такими словечками говорить о таинстве смерти. Понятно, что и в Рунете и на MTV, и любых других каналах можно увидеть и не такое, но редакция «ТД» куда смотрела? Мне кажется, подобные сюжеты там могут рассматриваться только с сугубо критических позиций. Или я, может быть, чего-то недопонимаю в этой жизни? Или не померла Масяня вовсе (иначе как бы она пила «дармовой коньяк»)? Так надо ж тогда объяснять «для непонятливых». И знаете, ребята, со смертью не шутят.

    Дальше, о героях «масяниного» романа. Уж сколько говорилось и писалось об отрицательном влиянии на детскую психику всякого рода покемонов, телепузиков, хоббитов и прочая, и прочая, имя им легион. Мне могут возразить, что Масяня — это совсем другое, это — выше на порядок, а то и на два, как в интеллектуальном, так и в духовном плане. Ладно, соглашусь, что Масяня не хуже Чебурашки и крокодила Гены. Но, в отличие от последних, от Масяни с ума сходят не столько дети, сколько вполне взрослые и образованные дяди и тети. Еще одна длинная цитата: «В один прекрасный (ой ли?!) день, один из ваших друзей, набредя на масянинский сайт, заботливо (!!!) прислал вам ссылку. Придя в восторг от увиденного (?!!), вы также незамедлительно отправили ссылку на мульты по всем координатам вашей адресной книги, или даже включили <…> в какую-нибудь рассылку. Итого — 22 тысячи посетителей в день…» Похоже на эпидемию, не правда ли? А может быть, Масяня — это действительно такой хитроумный вирус. Только не компьютерный, а духовный. Лично я, если и получу по «мылу» что-то похожее, то после краткого ознакомления просто сотру его, и не буду тратить драгоценное время на всякую ерунду. И уж тем более, никуда не буду посылать ничего подобного. А то еще за идиота примут. Кстати, подобное косвенно подтверждается и в обильно цитируемой статье: «… взрослые деловые люди начинали общаться между собой мультяшными голосами, подозрительно прихихикивая…» Насколько мне известно, такое поведение имеет конкретный диагноз в отечественной психиатрии, который называется гебефрения. Комментарии излишни.

    Дальше — больше. Я не буду утомлять обширными цитатами, так как пришлось бы процитировать половину статьи, а то и больше. Но выясняется, что в мультфильмах о Масяне фигурируют и алкоголь и наркотики, что вызывает вполне адекватную негативную реакцию у «родителей замасяневших подростков и прочих ревнителей нравственности». А вы что хотели? Это говорит только о том, что есть еще люди, которые могут воспринимать такое явление, как Масяня, вполне здраво, хотя бы опасаясь за своих детей. И сцены похмелья вряд ли послужат призывом к трезвости. Именно потому, что как бы они талантливо ни были прорисованы и смонтированы, все равно это покажется чем-то ненастоящим, находящимся исключительно по ту сторону экрана, в виртуальной реальности.

    Что же касается «мировой скорби» Масяни, то несомненно, авторы мультсериала наделили свою героиню способностью выражать простые человеческие чувства, рассуждать и даже философствовать. Что ж, спасибо им за это. Всё же не за последних идиотов держат пользователей Рунета. Другое дело, что в цитируемой статье Масяне, похоже, приписывается много того, что и близко не входило в планы ее создателей. Опять же, по поводу разбитого героиней телевизора. Действительно ли это — протест против буржуазного общества, или же обычная бабская истерика? Каждый понимает по-своему. Может быть, православные любители Масяни и могут воспринять ее как вызов современному «сытому и самодовольному потребительскому обществу». Только вот типичные представители этого самого общества, также ничего против Масяни не имеют. Так, развлекуха, и не более того.

    «Пожалуй, только христиане сейчас остались идейными и опасными бунтарями». Похоже, эта фраза вставлена в авторский текст главным редактором. Он сам просил читателей попытаться найти свои вставки, что я и делаю. И, может быть, с ней и стоит согласиться, вот только выражает ли героиня полюбившегося многим мультсериала этот самый протест, это еще, как говориться, большой вопрос.

    Отдельный разговор о любви и сексе в мультах про Масяню. Автор статьи считает их пародией на пародию. Может быть, это и так. Лично я очень даже люблю жанр пародии. Говорят, это от недостатка интеллекта. Только вот почему-то все православные авторы, как один, отказывают пародии даже в праве на существование, если в ней высмеиваются духовно важные и серьезные вещи (а что может быть серьезнее любви). Главный же пародист «всех времен и народов» (его еще называют «обезьяной Бога») — это… сами понимаете кто. Конечно, сериал про Масяню лучше порнографии, которой в Интернете больше, чем достаточно? Да кто б спорил и сомневался. Героин тоже хуже и страшнее марихуаны. Но это же не повод рекламировать «траву». Существует же такое понятие, как интим. Все, что с ним связано в нормальном обществе убирается куда-нибудь с глаз долой — за двери спальной, под одеяло и так далее. Поэтому тезис, что «по сюжету без секса не обойтись», можно еще ой как оспорить. И в данном случае странна позиция не создателя Масяни (какую героиню захотел, такую и создал), а автора и редакции «ТД».

    В другом со статьей про Масяню все же можно согласиться. А именно в том, что вся Масяня — душа. Вопрос в том, какая? Может быть, ее автор, Олег Куваев и хотел показать масянину душу именно такой, какой она представилась автору «ТД» (в чем я сильно сомневаюсь). Только вот все ли почитатели популярной героини смогут это рассмотреть и понять?

    Итак, за что же можно полюбить Масяню? Этому в статье посвящен целый абзац, и, похоже, это тоже редакторская вставка. А вот автор статьи прямо отвечает на этот вопрос: «Масяня — это мы все и каждый из нас». И нечего, мол на зеркало пенять, когда… сами знаете, что… Так ли это? Все ли из нас ездят в такси, ходят в модные клубы, путешествуют в Амстердам и Египет, ищут работу, заводят ручную крысу, мучаются от похмелья, ссорятся с друзьями, пытаются бросить курить и т. д.? Если этот ряд применить, например, ко мне, то верным окажется, пожалуй, только похмелье. Конечно, огромное множество людей ссорится с друзьями и пытается бросить курить, но вот насчет всего остального возникают большие сомнения. Хотя и Масяню-то лицезреть воочию может далеко не подавляющее большинство. Все-таки у нас в стране не так много пользователей Интернета по отношению ко всему населению…

    Короче, как выяснилось, Масяню вполне есть за что любить. Но дело совсем не в этом.

    В конце концов, любят-то не за что-то, а не смотря ни на что. Дело, на мой взгляд, в том, что такой персонаж, как Масяня, «очень по-человечески радующаяся и страдающая», просто нужен для людей, оказавшихся в бездушных сетях интернета. Нужен, как зеркало современного состояния общества, каким бы нелицеприятным оно ни было. Нужен, как альтернатива всяческим виртуальным монстрам: покемонам, телепузикам и иже с ними. Масяня нужна еще и потому, что ее создатель наделил свою героиню такими человеческими качествами, которые, мягко выражаясь, непопулярны в наше время.

    Вопрос в том, справляется ли та самая Масяня, которая существует в настоящее время, с такой задачей? Авторы статьи, да и редакция «ТД», считают, видимо, что да. Хотя можно в этом и усомниться. Несмотря на все хорошее, что есть в Масяне, она не столько герой, сколько продукт нашего времени. Подобно тому, как упомянутые Чебурашка с крокодилом Геной могли существовать только в рамках идеологического контекста той эпохи, когда были созданы. Только вот время сейчас не самое лучшее… И сделать что-либо для его улучшения Масяня просто не в состоянии. Да и нет у нее такой цели…

    Статья в «ТД» называется «Масяня, которую мы потеряли?» Если это так, то тогда что нашли? А может быть это вообще не так страшно. Может быть, все же стоит подумать о новом виртуальном герое, который бы отражал другое, более традиционное, православное восприятие действительности, какая бы она ни была. Глядя на которого действительно хотелось бы стать лучше, честнее, нравственно, чище… Масяня умерла, да здравствует… кто? Понимаю, что все это очень непросто. Но, может, все же стоит попробовать? Ау, православные художники и веб-дизайнеры!

    Вставить в блог

    За что мы любим Масяню?

    21 сентября 2003
    Статья Ильи Петухова «Масяня, которую мы потеряли?», опубликованная в прошлом № 51 «ТД», вызвала широкий читательский отклик: кому-то она очень понравилась (некоторые девушки даже заочно влюбились в ее автора), кого-то позабавила, а в ком-то породила бурю негодования. Один такой критический отзыв мы публикуем на страницах «Колбасного отдела». Конечно, неприятно печатать хулу на любимую интернетовскую девушку, но ведь настоящая любовь, вопреки расхожей поговорке, отнюдь не слепа. Если в прошлом номере мы попытались выявить положительные стороны многосторонней личности Масяни, то в этом немножко погрозим пальчиком, указав на то, с чего у Масяни пример брать категорически воспрещается. А то вдруг неистовые поклонницы Петухова, чтобы снискать его благосклонность, будут не по разуму подражать своей интернет-героине. Впрочем, все равно с большинством мыслей и выводов автора я не согласен. — М. Б.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru