rss
    Версия для печати

    Осторожно: «постмодерн»?

    Новый номер, новый главный редактор, соответственно, новая концепция издания. Наверное, одним из первых слов, которые мы услышали от главного редактора в новом чине (чуть не написала «сане») редактора «ТД» был «постмодернизм». Подумали, «переварили», что называется, и начали спорить: собрали «круглый стол», но к единому мнению так и не пришли. Хотя всем понятно, что Масяня с букетиком вербы на обложке, да еще во время Великого поста возможна только при нем — таинственном постмодернизме. О том, что же это за зверь такой и каким его себе представляют студенты (мы все же были и остаемся студенческой газетой) я и попыталась узнать. Трудно назвать этот материал настоящим социологическим опросом, но все же…

    Новый номер, новый главный редактор, соответственно, новая концепция издания. Наверное, одним из первых слов, которые мы услышали от главного редактора в новом чине (чуть не написала «сане») редактора «ТД» был «постмодернизм». Подумали, «переварили», что называется, и начали спорить: собрали «круглый стол», но к единому мнению так и не пришли. Хотя всем понятно, что Масяня с букетиком вербы на обложке, да еще во время Великого поста возможна только при нем — таинственном постмодернизме.

    О том, что же это за зверь такой и каким его себе представляют студенты (мы все же были и остаемся студенческой газетой) я и попыталась узнать. Трудно назвать этот материал настоящим социологическим опросом, но все же…

    Е. Бурсова, студентка 4 курса филологического факультета МГУ:

    — Я даже не знаю, так много об этом сейчас говорят. Причем каждый пытается придумать что-то новое. Ну, классическое определение постмодернизма: направление в литературе и искусстве…см.любой учебник. Лично я бы разделила его на вульгарный (Сорокин) и невульгарный (Джойс, например). На мой взгляд, постмодернизм — это, скорее, направление и стиль, чем мировоззрение.

    — Возможен ли православный постмодернизм, и если да, то как?

    — Я вообще считаю это разноуровневыми и непересекающимися понятиями. Не понимаю, как их можно соотносить, даже думать об этом. Кто-то говорит, что, например, концерт Шевчука, а перед ним проповедь Кураева — это православный постмодернизм. Почему? Что в этом такого нового, особенно если знать тексты «ДДТ»?

    О. Алексеева, студентка 5 курса психологического факультета МГМУ:

    — Постараюсь вам помочь, правда, я не очень разбираюсь в искусствоведческих тонкостях.

    Как мне кажется, постмодернизм — это направление в искусстве (наверное, я не нова?), его цель — бросить вызов обществу, сложившимся стереотипам, классической культуре (для кого-то — мировоззрение, для кого-то стиль жизни или работы, как у Павича, например). Особенно это заметно по литературе, начиная со второй половины прошлого века. Это нормально, ну, с точки зрения человеческой психики, периодически «Сбрасывать с парохода современности» привычное.

    — А кто для вас является наиболее ярким представителем постмодернизма в современной культуре?

    — Я бы отнесла сюда В. Пелевина «Чапаев и пустота», «Generation «П»", «Жизнь насекомых»…, из режиссеров, пожалуй, это Д. Линч (почти все фильмы, например, «Шоссе в никуда»), Финчер («Бойцовский клуб»), П. Альмодовар («Все о моей матери», «Поговори с ней»). А еще фильм «Пианистка», кто режиссер — не знаю, но после того, как посмотрела, поняла, что это вызов. Мощный, как-то аж до противного.

    — А вот художников я, к сожалению, не знаю.

    — Всем задаю этот вопрос. На ваш взгляд, возможен ли православный постмодернизм?

    — Надеюсь, что нет. Я не хочу показаться каким-то консерватором, тем более, что в церковь хожу нечасто, но все-таки, по-моему, смешивать массовую культуру и религию в этом плане просто неприлично.

    У Церкви своя роль. Она ее выполняет уже не одно столетие, при этом мало в чем изменяясь. Может быть, в этом — один из источников ее силы, в том, что она незыблема. А что бы было, если бы церковная культура все время своего существования шла на поводу у светской? И менялась бы каждый раз, с Пушкиным, Толстым, Маяковским, Пелевиным, Сорокиным… Маразм. Да и о чем речь, когда до сих пор молитвы читаются на церковно-славянской, хотя никто его, кроме филологов и самих священников, не знает и не понимает.

    А. Фролов, студент 4 курса факультета журналистики МГУ:

    — Мммм. Постмодернизм — это искусство, в котором форма превалирует над содержанием. Стой, даже не так. Скорее, когда содержание для художника, творца… имеет гораздо меньше значения, чем форма. Ну, например, «Черный квадрат» Малевича.

    — Почему именно эта картина? А какое там содержание?!

    — Это постмодерн именно потому, что там содержание и форма — одно и тоже (просто одно заменяется другим). Автором ставится цель, очень простая, которая, по сути, и является формой. Это мы под эту форму подгоняем философию, а в принципе, что за мировоззрение может быть в квадрате?

    Я вот недавно специально читал сборник рассказов Сорокина «Пир». Там тоже — одна простая мысль, одна эмоция, которые сливаются в форму/содержание. Например, в рассказе «Настя» такой эмоцией было отвращение. Ну, почти как у Сартра с «Тошнотой», только Сартр — это все-таки уже классика.

    Потом для постмодернизма характерны (хотя, как может быть характерно что-то в направлении, где основной метод — соединение несоединимого?) эксперименты с самой структурой произведения: книга-кроссворд, роман-клепсидора, соединяющий в себе две книги по типу «мой конец-мое начало» Павича. Здесь игра (например, гадание Таро) определяет и форму, и содержание (Павич, «Последняя любовь в Константинополе»).

    — А как, на ваш взгляд, постмодернизм — это хорошо или плохо, если рассматривать только, как черное или белое?

    — Лично мне он, как направление, не нравится. Интересны только отдельные произведения, но какая разница, к какому они стилю относятся, если написаны гениально?

    — В общем, да. А как тогда, по-вашему, возможно ли такое направление в православии?

    — В православии — ни в коем случае. Это же очень консервативная конфессия. Вот в сектах, например, у баптистов — да. Это они во многом повлияли на американскую культуру так, что образ Бога теперь рассматривается с точки зрения политкорректности. А еще я как-то летом в Крыму видел Библию (баптисты раздавали), так там на обложке Иисус Христос был изображен греком, в тоге, ну, все как положено. Да и собак теперь они отпевают — вот это точно постмодернизм, потому что у нормального верующего человека подобный бред в голове не укладывается.

    А. Бабурова, студентка 2 курса факультета международного права МГИМО:

    — Хм, это такое направление в искусстве (в широком понимании), которое отличается наибольшей экспрессивностью и интимностью (то есть человек пишет что-то сугубо личное, отражение личности автора). Можно отнести к этому направлению Сорокина, мне очень нравится его сборник «Пир», особенно рассказ «Лошадиный суп» — вот, по идее, рассказ о любви, о том, что нельзя найти настоящую любовь, не нарушая рамок повседневной жизни. Потому что она — всегда и везде вне рамок. Написано, конечно, необычно, но ведь и мысль — неординарная!

    Постмодернизм бывает и в жизни. К примеру, иногда появляется огромное желание действовать под влиянием одной конкретной эмоции, которая, как правило, не совсем обычна. Это если бы я, допустим, возвращалась бы из университета домой, а потом раз — села на поезд и уехала в Гаагу. Почему в Гаагу? А просто звучит хорошо, слово такое приятное — «ГААГА». Мне кажется, что это такое мировоззрение, которое создает соответствующее направление и стиль в искусстве. Ему свойственно не до конца сформированное представление о мире, которое основывается на 2-3 сильных эмоциях (тяга к красоте, силе, необычности…). Иррациональность, в общем.

    — А как вы относитесь к православному постмодернизму?

    — А как к нему можно относится, если я не верю в его существование? Не просто не верю, а не считаю возможным. Именно православие, католицизм, вообще, основные мировые религии не могут быть подвержены таким изменениям. Они слишком близки к конформизму. А в целом, в Христианстве — это возможно, только не представляю, в какой форме.

    О. Авраменко, студентка 4 курса экономического факультета МГУ:

    — Ха-ха, ой! Мое восприятие? Так много говорим об этом, а что конкретно обозначает… Сейчас многие воспринимают его, как мажорное направление, то есть все, что отличается от серого и обычного — принадлежит к постмодерну. Например, человек приводит своих друзей к себе домой, а там — голые стены с облупившейся штукатуркой, матрац посреди комнаты да лампочка из консервной банки. А он говорит: «Это я сам сделал. Постмодерновый дизайн!». На самом же деле — это просто пародия на него, причем довольно дешевая.

    Это должно быть изнутри, не вымученно. Постмодернизм — это прежде всего люди, способные мыслить нестандартно, креативно и в ногу со временем. Вспомните, в «Сбежавшей невесте», какие постурбанистические светильники делала главная героиня. Это искусство, которое видит действительность, говорит о настоящем и заставляет задуматься о будущем, причем глобально.

    Как ты думаешь, а возможен ли такой нестандартный, постмодерновый подход в Православии?

    — Нет, что вы? Православная церковь — это исторически сложившаяся форма, которая мало в чем меняется. Это конфессия не приемлет, на мой взгляд, таких переворотов.

    Е. Блошкина, 4 курс экономического факультета МГУ:

    — Я даже не знаю, честно говоря, не так часто встречаюсь с этим термином. В основном, я слышу об этом по отношению к живописи и литературе. Ну, если рассуждать логически, это то, что следует за модерном, понимаю, что весьма смутное определение… Простите.

    Есть вот история Древнего мира, новая история, новейшего времени. Так и с постмодернизмом, наверное. Что-то суперновое, не всегда даже понятное и приемлемое для большинства.

    — Скажите, а возможно такое суперновое в православной Церкви или нет?

    — Трудно сказать однозначно… В Православии, скорее всего, нет. У меня нечто подобное в религии ассоциируется с какими-нибудь негритянскими песнями и танцами в храме. Как в американских фильмах показывают, например.

    Вставить в блог

    Осторожно: «постмодерн»?

    2 апреля 2003
    Новый номер, новый главный редактор, соответственно, новая концепция издания. Наверное, одним из первых слов, которые мы услышали от главного редактора в новом чине (чуть не написала «сане») редактора «ТД» был «постмодернизм». Подумали, «переварили», что называется, и начали спорить: собрали «круглый стол», но к единому мнению так и не пришли. Хотя всем понятно, что Масяня с букетиком вербы на обложке, да еще во время Великого поста возможна только при нем — таинственном постмодернизме. О том, что же это за зверь такой и каким его себе представляют студенты (мы все же были и остаемся студенческой газетой) я и попыталась узнать. Трудно назвать этот материал настоящим социологическим опросом, но все же…
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru