Tweet |
Лектор. Сегодня мы продолжим разговор о человеке. Существо человеческой природы, при всей своей очевидной специфике, ускользает от исследователей, подобно солнечному зайчику. Причина эта заключается в том, что человек представляет собою особое существо во Вселенной, он, и только он, создан по образу и подобию Божию (даже не Ангелы и Архангелы), и его устроение является особой Божией тайной, которая раскрывается Богом по мере необходимости, по мере нужды для самого человека.
Человек — тайна, закрытая от исследователей, хотя бы уже в силу того, что его физиологические процессы обладают исключительной сложностью, практически недоступны для изучения в полном объеме.
Святая Церковь открывает нам немало существенно значимого по поводу этой тайны. Человек состоит из двух частей — души и тела, — и каждая из них принадлежит к особому миру. Тело — это то, что принадлежит миру видимому. Душа — то, что относится к миру духов, предметы и существа которого при обычных условиях не подлежат чувственному восприятию (впрочем, могут оказывать сильное влияние на события, происходящие в вещественном мире). И только тогда, когда по воле или по попущению Божию чудесным образом как бы открывается окно в этот мир, человек начинает видеть то, что принадлежит этому миру и в некоторых особых случаях непосредственно наблюдает то, что происходит в душе другого человека, что, однако, является исключительно проявлением особого Божественного дара.
В связи с психофизиологической проблемой, думается, нужно упомянуть еще об одном вопросе. Этот вопрос приходилось слышать, вероятно, и вам от своих младших братьев и сестер. Иногда маленькие дети задают вопрос: «Откуда я взялся?» Старшие, как правило, пугаются этого вопроса, считая, что здесь имеется в виду что-то относящееся к вопросам пола, которые нужно как-то срочно и, главное, безопасно разъяснять. Впрочем, думается, что здесь может иметься в виду и нечто иное и гораздо более глубокое по смыслу.
Слушатели. Что ж здесь может иметься в виду?
Лектор. Давайте и мы с вами попробуем ответить на этот вопрос, и тогда станет ясно и то, что еще может иметь в виду ребенок, задавая такие вопросы.
Слушатели. Но для ответа на такой вопрос надо, наверное, сначала ответить на вопрос, что значит «я», и только потом отвечать на вопрос о его происхождении?
Лектор. Разумеется. Вот и давайте попытаемся ответить на этот вопрос. Биолог-материалист, наверное, ответит на этот вопрос примерно так: «Вы — это ваше тело, его мозг и прочее. Потенциально, в принципе (а не реально), можно составить полное описание того, из чего состоит ваше тело, вплоть до атомов, до элементарных частиц, с точным указанием всех элементов, их свойств и т. д. и всего того, что в нем происходит. К этому еще надо добавить полное описание того, что происходило с этой системой во времени, с момента вашего зачатия, то есть того, что делалось со всеми элементами, их взаимосвязями, процессами и т. п. (вплоть до атомарного уровня) с указанием всех пространственных и временных координат элементов системы. Вот это-то и будет ответом на вопрос о том, что есть вы и откуда вы взялись».
Психолог, стоящий на позициях дуализма (то есть признающий наличие двух сущностей — тела и души), наверное, скажет, что к этому глобальному «суперописанию» нужно добавить еще одно «суперописание» — всего того, что происходит сейчас и всего того, что происходило в вашей душе от начала. И таким образом будет получено полное описание вас как человека, состоящего из души и тела. И примерно таким образом мы в принципе можем получить полное описание каждого из вас и того, что с вами происходило (с вашим телом и душой) в течение всей жизни. Но вот вопрос, может ли такое «суперописание» ответить на вопрос, что есть «вы»?
Слушатели. Непонятно, поясните.
Лектор. Давайте посмотрим — возможен ли в принципе такой вариант, при котором бы вместо вас жил бы ваш двойник, обладающий стопроцентным сходством с вами не только по чертам лица, но и по всем остальным особенностям анатомии, физиологии и психики? И не только «здесь и теперь», но и обладавший всеми этими сходствами в течение всей уже прожитой вами жизни, имевший точно такую же жизнь, как и у вас, со всеми ее особенностями, при этом бывший вашей точнейшей копией на протяжении всей жизни, так сказать, ваш точнейший двойник и дублер? А вас при этом на земле не было бы, точно так же, как скажем, 100 или 1000 лет тому назад?
Что определило, что в мире появились именно вы, а не ваша копия? «Откуда я взялся?» Где корень, где причина появления на свет именно меня?
Слушатели. Если бытие вашей личности определяется именно тем, как вы устроены и тем, каким было это устроение на протяжении всей вашей жизни, как это и утверждают материалисты, то такой вопрос — просто бессмысленный, в силу того, что это-то как раз и определило именно ваше существование, и по-другому быть не могло.
Лектор. Это не так. Для начала давайте немного переформулируем вашу концепцию личности. Итак, человеческая личность — это все, что есть в человеке, — то есть индивидуально специфическая комбинация атомов, которая имела соответствующую историю и должна иметь соответствующую историю и в будущем, в силу того, что, как считают материалисты, все в природе запрограммировано. (Заметим, что, с точки зрения материализма, человеческая свобода — чистейшая иллюзия). Теперь представим себе, что вас (или меня) в момент зачатия похитили и подменили точнейшей копией. Тогда в силу указанного вами принципа, т. е. в силу того, что личность человека определяется устроением его организма и его историей, ваша копия должна была бы жить вашей жизнью и вы, в силу вами указанного определения личности, должны были бы остаться на месте. А похищенный ребенок к вашей конкретной личности не имел бы при этом никакого отношения. Но очевидно, что здравый смысл подсказывает ровно противоположное — именно вы оказались бы в указанной ситуации похищенным ребенком, а не кто-то иной.
Создание точнейших копий конкретной человеческой личности, на принципиальную возможность чего претендует материалистическая редукционистская наука, естественно поставило бы перед нею и еще один неразрешимый для нее вопрос: как отличить образец (т. е. саму личность) от такой ее копии и где находится образец, а где эта копия, после ее создания? Поскольку копия точнейшая — то найти различий в телах таких людей невозможно.
Например, предположим, что Иванов Иван Иванович, проживающий в Москве, был выбран в качестве объекта для такого копирования, которое и было осуществлено в Нью-Йорке. Тогда материалисты сразу становятся перед неразрешимой проблемой, как объективно определить, где находится Иванов, поскольку все параметры Иванова и его копии абсолютно одинаковые, и поэтому объективного способа их отличить не существует. Но при этом всякому здраво мыслящему человеку абсолютно очевидно, что Иванов остался в Москве и не может перемещаться в другие точки земного шара (или и Вселенной), только в силу того, что где-то сконструировали его копию. Так что же определяет местоположение Иванова? Личность человека — загадка для любителей все «материалистически объяснить». Постановка вопросов, связанных с созданием точных копий отдельных человеческих личностей, может быть покажется несколько фантастичной, однако теоретически она вполне допустима с точки зрения материалистической науки.
Слушатели. Так все-таки: «Откуда я взялся?»
Лектор. Ответ на этот вопрос дает Святая Церковь: «Руце Твои (Божий) сотвористе мя и создаете мя» — произносит православный священник от лица любого человека при совершении Таинства Святого Крещения.
Да, человек — великая тайна, и этого не надо забывать.
Наука много говорит нам и о мире, и о человеке, но ряд вопросов остается без вразумительного ответа со стороны ученых, придерживающихся позиций материализма. Напомню их.
1. Почему мир устроен так сложно, а не иначе? Вследствие случайных причин — отвечают материалисты (дарвинисты и К).
2. Почему мир так удивительно красив? Вследствие случайных причин — отвечают материалисты.
3. Почему из всего бесчисленного множества возможных Вселенных существует именно такая, в которой возможно существование человека, при том, что таких потенциальных вариантов устройства Вселенной крайне мало, а непригодных — бесконечное число? Почему Земля столь удобна для проживания на ней человека, в отличие от великого множества небесных тел, известных астрономам, подобно некоему единственному оазису в пустыне? Вследствие случайного стечения обстоятельств — отвечают на эти вопросы материалисты.
4. Почему только один человек, в отличие от других живых существ на Земле, обладает разумом, и не обнаружено никаких признаков разума в материальном мире вне Земли? Вследствие случайного стечения обстоятельств — отвечают материалисты.
5. Почему появляются образы в человеческом сознании? По непонятным причинам — отвечают материалисты.
6. Почему живу я, а не кто-то вместо меня? По непонятной причине — отвечают материалисты.
7. Почему не существует противоречий между православным вероучением и фактами, получаемыми наукой? Вследствие случайных совпадений — отвечают материалисты.
Если вы внимательно познакомитесь с этими вопросами и посмотрите на них без предубеждения, то поймете, что материалистический король — «голый». Гол этот король и тогда, когда пытается своими средствами объяснять чудеса, происходящие в Православной Церкви.
Слушатели. Какие?
Лектор. Например, чудо схождения благодатного огня в Великую субботу в Иерусалиме, накануне Пасхи — светлого Воскресения Христова, когда на глазах у всего цивилизованного мира (а это снимают на ТВ и видеокассеты) происходит чудесное возгорание благодатного огня по молитве православного патриарха (и только православного, хотя представителей других конфессий, стоящих рядом, — предостаточно), знаменующее торжество Православия, его истину и превосходство над безбожием и ложными религиями; огня, который не жжет и не обжигает, в чем легко убедиться как на основе множества свидетельств, так и по видеофильмам.
Хочется завершить цикл наших бесед богодухновенными словами великого учителя Русской Православной Церкви святителя Игнатия Брянчанинова:
«Человек! пойми твое достоинство.
Взгляни на луга и нивы, на обширные реки, на беспредельные моря, на высокие горы, на роскошные древа, на всех зверей и скотов земных, на всех зверей и рыб, странствующих в пространствах воды, — взгляни на звезды, на луну, на солнце, на небо: это все — для тебя, все назначено тебе в услужение.
Кроме видимого нами мира, есть еще мир, не видимый телесными очами, несравненно превосходнейший видимого. И невидимый мир — для человека.
Как Господь почтил образ Свой! Какое предначертал ему высокое назначение! Видимый мир — только предуготовительное преддверие обители, несравненно великолепнейшей и пространнейшей. Здесь, как в преддверии, образ Божий должен украситься окончательными чертами и красками, чтоб получить совершеннейшее сходство с своим всесвятейшим, всесовершеннейшим Подлинником, чтоб в красоте и изяществе этого сходства войти в тот чертог, в котором Подлинник присутствует непостижимо, как бы ограничивая Свою неограниченность, для явления Себя Своим возлюбленным, разумным тварям» (Св. Игнатий Брянчанинов. О образе и подобии Божиих в человеке. Сочинения, т. 2. — СПб., 1905).
Tweet |
Вставить в блог
Тайна человека25 января 2003
|
Поддержите нас!