Tweet |
- Отец Григорий, как образовалась Ваша община?
- Я никогда не спрашиваю, что привело людей в храм. Просто радуюсь, что приходят, стараюсь, чтобы никто не остался без утешения, без поддержки. Как настоятель я считаюсь руководителем общины, но скорее стараюсь быть людям собеседником. Люди советуются, как поступать, ищут себя, задают вопросы. Это хорошо: значит, что не спит ум, сердце. Человек ведь на чем споткнулся? На познании добра и зла. И сейчас люди приходят в храм, потому что пытаются разобраться, что хорошо, а что нет. И я стараюсь, с Божией помощью, объяснить им, помочь найти ответы. Чтобы понять, в каком ответе нуждается конкретный человек, надо просто не препятствовать человеку высказаться, а пока он говорит, молиться Богу, чтобы с Его помощью понять, что именно сейчас нужно.
- Вы считаете, лучше с каждым человеком говорить индивидуально или устраивать совместные беседы, дискуссии?
- Кроме храма, у нас нет помещения, где можно было бы встречаться, так как часть церковных строений еще не освобождена. Конечно, это препятствие. Храм сейчас реставрируется. Конечно, мне бы хотелось, чтобы человек пришел в храм и сам захотел что-то здесь сделать. Можешь - рисуй фрески вместе с мастерами, хочешь, имеешь возможность - оплати какие-то работы. Я могу общаться с людьми только в храме. Бывает беседа частная, бывает - получается общая.
- Вместе легче разобраться с вопросами?
- Конечно. Общение - неотъемлемая часть души. Потребность в нем настолько велика, что недаром самым суровым наказанием перед смертной казнью считается одиночное заключение. Каждому должна быть предоставлена возможность высказать себя. И хорошо, когда человек «разомкнут» на других людей: можно увидеть ошибку в ходе его мыслей, исправить ее, что-то подсказать. Все мы в общине - собеседники друг другу, все мы всего лишь помогаем друг другу раскрыть свою сущность. Один человек дополняет другого, и сообща мы познаем Истину.
- Необходимо ли человеку жить в общине? Ведь в конечном счете мы идем к личному спасению?
- Чтобы справиться со злом, завистью, гордыней, которые царят в сердце, надо возлюбить Бога. А как? Возлюбить ближнего. А это невозможно в изоляции. Любящий Бога человек ищет радости не себе, а другому. Вера в Бога - это не самоубеждение, это реальная жизнь, которая дает человеку радость и уверенность.
- Но ведь не все оставались, например, в Вашей общине. Почему люди уходят из Церкви?
- Есть две причины. Первая: потому что мы не смогли открыть и показать красоту, Истину, любовь, которыми живет Церковь. И вторая: мы открыли, но сам человек не хочет ничего делать, не желает работать над собой, изменять стиль жизни, образ мышления. Это же надо бороться с помыслами, не требовать что-то себе, а отдавать другим. Немногие этого хотят! Как-то я спросил одного неправославного христианина, очень образованного человека: «Почему ты не верующий? Ты же ничего не читал, почитай хоть Евангелие от Матфея!». И он ответил, думаю, искренне: «А вдруг я уверую?». Он не сказал, что Бога нет. Этот человек испугался перемены, которая придет в его жизнь вместе с верой.
Любовь - это не всегда радость, это и скорбь. Вот попал ребенок в больницу - родители переживают, потому что любят его. А если сердце будет болеть о каждом человеке, который идет по улице, едет в машине? Это же очень тяжело! Но именно это и должен понять человек.
Встретившись с верой, человек встает перед выбором: отказаться от греха и пойти за Богом, и иметь эту радость, или продолжать вести привычную жизнь. Не всегда легко решиться на резкую перемену.
- Что может в этом случае священник?
- Помолиться, рассказать о вере через проповедь в силу возможностей и способностей. Люди многого требуют, а я говорю, что надо спрашивать себя: «А что я сделал, чтобы в этой стране стало лучше жить?». Может быть, человек не может помочь деньгами, своими способностями. Но можно же помолиться, хоть три поклона сделать. Станет больше молитвенников - будет больше блага.
Конечно, надо украшать дома, города... Но строить скоростные магистрали - это не смысл жизни. Смысл - в познании Бога. Так хотелось бы найти в человеке «кнопку», чтобы нажал на нее - и человек все понял... Но так не бывает. И не всегда можно сказать, что именно послужит спасению. Есть молитва, которая вмещает все: «Господи! Ими же веси судьбами, спаси мя».
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!