rss
    Версия для печати

    Точка зрения: про Грузию и Саакашвили

    В этой рубрике «Татьянин День» стремится разобраться – qui prodest? Кому выгодно, в чьих интересах решается многое из того, что происходит в окружающей православного гражданина общественной жизни? В этот раз мы решаемся дать оценку процессам, происходящим в соседней Грузии, традиционно православной стране, и политике ее президента.

    Кто этот всегда активный и готовый к решительным действиям человек, ставший недавно президентом Грузии — Михаил Саакашвили? Кто он — человек, заставивший говорить о себе все мировые СМИ и то, которое Вы держите сейчас в руках, в том числе? В чем его секрет? И что еще важнее — какова цель?

    Он ворвался на ленты мировых информагенств стремительнее, чем тигр, не говоря уже о витязе в тигровой шкуре. Феерия революции, смешанная с красотой алых роз, стала апогеем конвульсий невзрачного и похожего на болото политического мира Грузии, выстроенного Эдуардом Шеварднадзе. Многим тогда казалось, что это и есть высшая точка политической карьеры Саакашвили — тот его вход в парламент в окружении сторонников, охранников и роз. Отнюдь…
    Вот уже новоиспеченный президент Грузии выгоняет из Батуми давнего хозяина этих земель Аслана Абашидзе, обрекая его на бесславную старость в Подмосковье. И вновь та же легкость, вновь несколько охранников, сменивших розы на оружие, и все — Игорь Иванов увозит в Москву оппонента Саакашвили. Триумф воли…

    Все это, конечно, так, и картинка, как говорят телевизионщики, впечатляет. Но на базе чего все это? Откуда вдруг у бедной, если не сказать больше, республики находятся ресурсы на создание армии по натовскому образцу, на бряцание оружием в самых разных точках этого небольшого государства?

    Сам Саакашвили говорит о безвозмездной помощи самых разных государств, о желании мирового сообщества помочь Грузии вернуться в состояние централизации и преодолеть факты этнического сепаратизма, особенно ярко проявившегося в Абхазии и Южной Осетии, ставших с начала девяностых годов прошлого века де-факто независимыми государствами (отметим, что де-юре это неотъемлемая часть Грузии).

    Но кто в современном мире, где все меряется деньгами и прагматичный расчет господствует во всем, будет за так отдавать военную технику и финансировать руководство маленькой горной страны, не обладающей ресурсами вообще? Страны Запада не прощают кредиты на покупку лекарств и продовольствия даже странам Африки, где голод сменяется эпидемиями, а те плавно перерастают в голод. Какие там подарки в виде боевых катеров и танков! В чем же расчет?
    Все на свете из-за нефти. Так можно было бы озаглавить этот абзац. Но не будем, потому как причина не только в этом. Да, нефтепровод Баку-Джейхан прокладывается через территорию Грузии, да, в обход России, да, по западному сценарию. Именно поэтому Грузия имеет очаги напряженности на этнической почве в Абхазии и Южной Осетии. Грузия стала одной из тех территорий, где великие державы продолжают вести свои геополитические игры, изменяя облик своих долгосрочных внешнеполитических стратегий.

    Здесь важно понять: кто на кого сделал ставки в этой ситуации. Внешнеполитическую стратегию России конца прошлого века не пинал разве что ленивый. Но — что правда, то правда — она была беззубой и, простите за эмоциональность, зачастую бессмысленной. Россия создала и выпестовала массу не признанных никем стран вроде Приднестровья, Карабаха и, конечно же, Абхазии и Южной Осетии. Результат? Россия, мягко говоря, подпортила свои отношения с целым рядом стран бывшего СССР, что позволило в эту нишу ворваться американцам. Причем в противостоянии мы уступали лакомые кусочки, вроде Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины, получая взамен дружбу с непризнанными Абхазией, Карабахом, Приднестровьем и Южной Осетией.
    Политика США оказалась более прагматичной: американцы не имеют ни друзей, ни врагов, а имеют лишь политические и экономические интересы. Поэтому они и организовывают революции роз, вкладывают деньги в проекты по извлечению природных ресурсов у наших соседей, справедливо рассчитывая, что они окупятся очень скоро.

    Что до Саакашвили, то с ним надо выстраивать диалог. Он вполне вменяемый и прагматичный политик, несмотря на всю его показную импульсивность и ореол романтизма. Сегодня Россия, столкнувшись с американцами на Кавказе, явно уступает — как бы ни было больно это признавать. Сегодня мы, не имея возможности остановить процесс собирания бывших республик СССР с силами, обязаны этот процесс возглавить. Надо отучать себя поддерживать любого мало-мальски внятного князька в соседнем государстве. Россия сегодня просто обязана выйти с инициативой по федеральному устройству Грузии. Этот ход может способствовать нормализации ситуации в Грузии. Надо понять, что, наладив тесные и дружественные связи с Тбилиси, Москва приобретет потенциального союзника на Кавказе и союзника по борьбе с чеченским сепаратизмом. Доводя сегодня конфликт в Осетии и в Абхазии до кипения, российская дипломатия рискует получить неуправляемую, зашедшую в тупик ситуацию, выходом из которой станет открытый конфликт и кровопролитие. Этим мы окончательно разрушим имидж России как партнера и союзника для государств Закавказья и укрепим тылы чеченских боевиков в Грузии. Враг моего врага — мой друг…

    Россия сегодня должна умело получить ручную Грузию (простите за макиавеллизм), благо мы имеем ряд козырей, которые можем сегодня разменять на дружбу с Тбилиси. Новая политическая стратегия и инициатива российской дипломатии — вот способ поставить активность Саакашвили на службу российским, а не американским интересам.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru