rss
    Версия для печати

    Сретение в русской поэзии: Иосиф Бродский

    Судьба Бродского невероятна, удивительна; как на первый взгляд непостижимо удивителен тот факт, что человек, ходивший в советскую школу, воспитывавшийся в нерелигиозной семье, да и сам говоривший о религии такое, что отпугнет любого верующего, станет автором доброго десятка стихотворений о Рождестве Христовом, автором «Сретенья»…

    Иосиф Бродский в ссылке. Село Норенское Архангельской области

    А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон...
    Лк. 2:22-25

    Когда-то Иосиф Бродский и Анна Андреевна Ахматова обсуждали идею переложения псалмов и библейских сюжетов на стихи: стоит ли это делать и как именно. Кроме самой Ахматовой, сделать это было не по силам никому. Вскоре ее не стало. И Бродский начинает создавать целый свод стихотворений на библейские сюжеты... Анна Ахматова, знакомство с которой стало одним из главных событий в жизни начинающего поэта, дождалась или, как знать, сама выбрала человека, которому смогла передать духовное наследие великой русской поэзии.
    Судьба Бродского невероятна, удивительна; как на первый взгляд непостижимо удивителен тот факт, что человек, ходивший в советскую школу, воспитывавшийся в нерелигиозной семье, да и сам говоривший о религии такое, что отпугнет любого верующего, станет автором доброго десятка стихотворений о Рождестве Христовом, автором «Сретенья»…
    «Сретенье» Бродского родилось в 1972 году. Это последнее стихотворение, написанное им на родине, вскоре 32-летнего поэта выдворят за пределы Советского Союза; оно посвящено Анне Андреевне Ахматовой. «Сретение» по-славянски значит «встреча», встреча человека с Богом.

    Когда Она в церковь впервые внесла
    Дитя, находились внутри из числа
    людей, находившихся там постоянно,
    Святой Симеон и пророчица Анна.

    И старец воспринял Младенца из рук
    Марии; и три человека вокруг
    Младенца стояли, как зыбкая рама,
    в то утро, затеряны в сумраке храма.

    Тот храм обступал их, как замерший лес.
    От взглядов людей и от взоров небес
    вершины скрывали, сумев распластаться,
    в то утро Марию, пророчицу, старца.

    И только на темя случайным лучом
    свет падал Младенцу; но Он ни о чем
    не ведал еще и посапывал сонно,
    покоясь на крепких руках Симеона.

    А было поведано старцу сему,
    о том, что увидит он смертную тьму
    не прежде, чем Сына увидит Господня.
    Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,

    реченное некогда слово храня,
    Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
    затем что глаза мои видели это
    Дитя: Он - Твое продолженье и света

    источник для идолов чтящих племен,
    и слава Израиля в Нем". - Симеон
    умолкнул. Их всех тишина обступила.
    Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

    кружилось какое-то время спустя
    над их головами, слегка шелестя
    под сводами храма, как некая птица,
    что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

    И странно им было. Была тишина
    не менее странной, чем речь. Смущена,
    Мария молчала. "Слова-то какие..."
    И старец сказал, повернувшись к Марии:

    "В лежащем сейчас на раменах Твоих
    паденье одних, возвышенье других,
    предмет пререканий и повод к раздорам.
    И тем же оружьем, Мария, которым

    терзаема плоть Его будет, Твоя
    душа будет ранена. Рана сия
    даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
    в сердцах человеков, как некое око".

    Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
    Мария, сутулясь, и тяжестью лет
    согбенная Анна безмолвно глядели.
    Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

    для двух этих женщин под сенью колонн.
    Почти подгоняем их взглядами, он
    шел молча по этому храму пустому
    к белевшему смутно дверному проему.

    И поступь была стариковски тверда.
    Лишь голос пророчицы сзади когда
    раздался, он шаг придержал свой немного:
    но там не его окликали, а Бога

    пророчица славить уже начала.
    И дверь приближалась. Одежд и чела
    уж ветер коснулся, и в уши упрямо
    врывался шум жизни за стенами храма.

    Он шел умирать. И не в уличный гул
    он, дверь отворивши руками, шагнул,
    но в глухонемые владения смерти.
    Он шел по пространству, лишенному тверди,

    он слышал, что время утратило звук.
    И образ Младенца с сияньем вокруг
    пушистого темени смертной тропою
    душа Симеона несла пред собою

    как некий светильник, в ту черную тьму,
    в которой дотоле еще никому
    дорогу себе озарять не случалось.
    Светильник светил, и тропа расширялась.

    16 февраля 1972

    Фотографии с сайта brodsky.melomania.info

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Михаил, 48 лет, Москва16.02.2012 1:41 #
    В этих совершенных стихах говорит истина, которая делает нас свободными
    Сергей, Курган1.04.2010 12:48 #
    Моё любимое стихтворение!
    Зоя Чеканова, 48лет, Димитровград15.02.2009 11:56 #
    А.А.Ахматова не ошиблась в своем выборе - проникновенно!
    Анна, 26 лет, Одесса10.02.2009 17:58 #
    Дрожь по телу идет, читая эти строки.Величием Бога они пронизаны!
    Николай Архипов, Москва5.01.2009 20:57 #
    Великие стихи...
    как отражение великого.
    Владимир Богданов, 75лет., Москва15.02.2008 17:51 #
    Бродский гениален.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru