Tweet |
www.arhcity.ru | ||
Фильм Павла Лунгина «Остров» — это искренность и аскетизм. Простая, незатейливая музыкальная тема этого фильма неразрывно связана с минималистской «картинкой»: северные воды, неярко мерцающие в свете скупого, бледного полярного солнца, неотразимого в своей неброской красоте.
В каждом кадре ощущаешь диалог с А. Тарковским. Вот панорама по травам в воде, только не ярко-зеленым, как водоросли в «Солярисе», а серым, в кристалликах инея. Вот панорама по цветущим северным мхам, похожим на серебристые мхи острова Готланд, где снималось «Жертвоприношение», или зеленоватый мох в жилище Доменико из фильма «Ностальгия». Вот панорама по суровой, каменистой глади острова, опять же так похожей и так непохожей на остров Готланд с его свинцовым небом и засохшим деревом на берегу. А вот и лицо, лик старца-страдальца, лежащего во гробе и предающего Господу свой дух в последней земной молитве. И видишь в нем, в скульптуре этого лица со впалыми щеками, впалыми горящими глазами и беззубым ртом другое такое же измученное, усталое и умиротворенное лицо — Андрея Рублева, утешающего плачущего Бориску. Не знаю, случайность это или нет, но и имя героя, отец Анатолий, повторяет русское, кинематографическое имя актера Анатолия (Отто) Солоницына, сыгравшего Андрея в фильме Тарковского. В другой сцене, изгнания беса из молодой женщины, слышится отголосок «воскресения» Хари из «Соляриса».
Но есть в фильме П. Лунгина и другой диалог, даже не диалог, а спор, — со Львом Толстым. Мотив бесноватой девушки, привезенной отцом на исцеление к старцу. Красивая молодая женщина становится пробным камнем, разоблачающим лжесмирение лжемонаха (в «Отце Сергии») и подтверждающим святость искреннего покаяния и смирения (в фильме «Остров»).
Фильм П. Лунгина, будучи новаторским и неординарным, по сути продолжает уже существующую в России традицию философского, богоискательского кино, создававшегося Тарковским и Сокуровым. Режиссер (намеренно или ненамеренно) связывает себя с этой традицией. Но его фильм — совершенно другой. Он пропитан истинно православной духовностью. Это не просто кино, это поступок. Если фильмы Тарковского и Сокурова — киномедитации, киноразмышления, то фильм Лунгина — киномолитва. А молитва — вечна.
Читайте также:
17 декабря в храме мц. Татианы состоится встреча с режиссером фильма «Остров» Павлом Лунгиным
Путь очищения. О фильме «Остров»
На форуме храма мц. Татианы обсуждали фильм Павла Лунгина «Остров»…
Быть иль казаться?
Юлия Анохина
Tweet |
Вставить в блог
Фильм «Остров». Традиция богоискательского кино14 декабря 2006
|
Поддержите нас!