rss
    Версия для печати

    Сказка о сказочнике (о фильме Э. Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви»)

    В последние годы жанр кинобиографии приносит мне как зрителю все больше разочарований. Грустно, но в современном кино устоялось мнение, что, рассказывая о судьбе художника или иного исторического лица, нужно непременно вывалить на зрителя всю грязь, все его тайные и явные грехи, грешки и пороки. И подчас, в угоду массовому вкусу (а точнее, представлению о нем в сознании прокатчиков) «порочность» героя намеренно преувеличивается.

    В последние годы жанр кинобиографии приносит мне как зрителю все больше разочарований. Грустно, но в современном кино устоялось мнение, что, рассказывая о судьбе художника или иного исторического лица, нужно непременно вывалить на зрителя всю грязь, все его тайные и явные грехи, грешки и пороки. И подчас, в угоду массовому вкусу (а точнее, представлению о нем в сознании прокатчиков) «порочность» героя намеренно преувеличивается. Человеку приписывают грехи, которых он не совершал, пороки, которых у него не было. Поступая так, современные «творцы» забывают о том, что кинобиография, при всей (допустимой) условности этого жанра – все-таки, биография. А значит, автор картины, который приписывает вымышленные грехи своему герою, клевещет на его исторического прототипа. И кто знает, может быть, когда-нибудь ему еще придется ответить за это перед ним?

    Узнав о том, что Э. Рязанов, наш любимый, народный режиссер, снимает фильм об Андерсене и снимает его в жанре сказки, фантазии, я было обрадовалась, надеясь увидеть серьезное, новаторское кинопроизведение, снятое по велению сердца и без оглядки на прокатчиков. К сожалению, в последнем отношении фильм не оправдал моих ожиданий. Замечательная авторская идея, - превратить кинобиографию Андерсена в сказку, соединить сказку и реальность в одно, единое полотно, - была загублена стремлением режиссера во что бы то ни стало «занизить», «огрубить» картину этой творческой жизни. Да, у Андерсена была мать-алкоголичка и сестра-проститутка. Да, он ходил в публичный дом, чтобы просто поболтать с девицами легкого поведения, послушать их истории, а потом писать, прямо там, в отдельном кабинете. Но разве нужно во что бы то ни стало впихивать все это в двухчасовую картину, так что у зрителя невольно возникает ощущение, будто Андерсен полжизни только и делал, что бегал за женщинами и убегал от них! В самом деле, очень наивно полагать, что для человека, остававшегося девственником до конца дней своих, близость с женщиной и всё, что с этим связано, была так уж важна, как пытаются убедить нас авторы фильма. Подобные рассуждения отдают вульгарным фрейдизмом, но никак не могут претендовать на глубину. Если бы то, что в фильме называется «любовью» (проще говоря, секс), было так важно для Андерсена, он бы нашел, как удовлетворить эту потребность.

    Но он-то искал совсем иного, ему было важно найти понимание, душевный контакт с человеком. Отсюда его грустные сказки-притчи, где подлинное чувство оказывается незамеченным или отринутым, где красота отстаивает свое право на существование посреди грубости и жестокости мира. Но так уж устроен человек, что в поисках счастья он стремится вдаль, не задумываясь о том, что любовь и понимание могут находиться где-то рядом. Тонкие, лирические сцены с Гетти Вульф (девушкой, которая безответно любила Андерсена) – пожалуй, самые сильные в фильме. Роль Гетти очень убедительно, достоверно сыграла Алена Бабенко.

    Безусловная удача – и мини-экранизация сказки Андерсена «Тень», с переносом в декорации имперской России, и выбор на роль Андерсена (в зрелые годы) актера Сергея Мигицко. Его герой – именно такой нескладный, смешной человек, очень неудобный и непонятный для обывателя и, вместе с тем, наивный, по-детски чистый, каким представляется Андерсен читателю его книг и книг о нем. Впечатляет работа оператора, Евгения Гуслинского, и замечательного художника-постановщика, Людмилы Кусаковой. Но самое сильное впечатление от фильма оставляет музыка. Необычайно запоминающаяся, мелодичная музыка Алексея Рыбникова, которая буквально держит на себе всю картину, спасая самые неудачные сцены.

    Я была свидетельницей того, как многие зрители оставались в зале до самого конца титров, чтобы просто послушать эту музыку, пропитаться ее духом. А выходя, одна зрительница заметила: «Этот фильм временами для романтиков, временами для циников, временами для детей, временами для взрослых. А в целом, ни для кого».

    Читайте также:
    «Волкодав», или Еще раз о голом короле
    Путь очищения. О фильме «Остров»
    «Живой» — кино о покаянии

     

    Юлия Анохина 

    Вставить в блог

    Сказка о сказочнике (о фильме Э. Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви»)

    7 февраля 2007
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    наталья, Сыктывкар4.12.2009 22:53 #
    Рязанов уже оставил свой след в кинематографе.....И сделал столько - что другим только "снилось".....
    irina, Штутгарт21.03.2008 21:43 #
    Фильм меня так захватил, что просидела ,не двигаясь и улыбаясь. Ничего другого не знаю об Андерсене. Ну, разве коротенький рассказ в 70-х годах в "Огоньке",что ли, "Дилижанс"(?): Андерсен, рассказывающий своей случайной попутчице сказку ,её очаровавшую...Да, вот ещё в послесловии к "Алисе..." (М.Наука, 1990 г. стр.238,239)в статье Г.К.Честертона, который Льюса Кэррола сравнивает с другим "великим детском сказочником Х1Х века" Андерсеном, называя последнего "странным, больным, мучимым видениями датским крестьянином"."Ханса обдували все ветры,которые проносились над землёй, он был крестьянином на своём поле, крестьянином на европейском поле битв. Он рос кое-как, исполненный какого-то жалкого и жадного честолюбия,которого не увидишь в ученых из Оксфорда. Он всё познал, включая собственную слабость и собственные желания. Он совершал сотни поступков, глупейших поступков...но, оттого что он был крестьянином, все это имело вознаграждение. Он сохранил связь с древнейшей традицией таинства и величия, традицией земли..."Все это Г.К.Честертон, тот самый, написал в 1932 году. И мне кажется, что Э.А.Рязанов именно об этом и создал свой фильм.
    Мне хотелось бы верить Э.Рязанову, что сведения о жизни Андерсена, хотя и многочисленные, отрывочны и включены в фильм по возможности достоверно. Что же до отзыва Юлии Анохиной о самом фильме, то... Поразительно, но мне совсем не показалось, что автор "занизил и огрубил" творческую жизнь Андерсена.Могу себе представить, что у него(Андерсена)были минуточки, когда хотелось разобраться, почему "постель" не для него, ведь он часто хотел именно
    поступать как все. Юленька, но ведь фильм так и называется "Жизнь без любви", т.е. Рязанов именно это и обсуждает. Тут и прощальная сентенция Бога В.Тихонова понятна:невольно (или, что вероятней ,намеренно)Эльдар именно миновавшую Андерсена женскую любовь и называет ошибкой. А Рязанову я бы "простила" это"кое что ещё" - выдумку в сказке про Свинопаса: ведь так красиво летят в воздух белые юбки !...
    Ещё:фильм затянут, вне сомненья. Похоже, Эльдару Аллександровичу нехватило самоцензуры, чтобы отсекать лишнее. Прекрасный был бы конец на эпизоде с ХХ веком и героическим поступком датского короля. Но я так понимаю автора фильма: ему не хотелось расставаться с Андерсеном, так хотелось рассказать нам о нём побольше.
    Но как я согласна с Вами, г .Ю.Анохина , относително всего, что Вы написали о работе оператора и художника -постановщика: фильм потрясающе красив. Краски, грим, костюмы! А как хороши женщины! Изумительная,
    неправдоподобно дивная музыка Алексея Рыбникова, как изумительно она записана! Какой дивной красоты контр-тенор, мой любимый, редкостный, божественый голос,которым поют ангелы хоралы и мессы!
    И что важней всего: фильм совсем не рязановский! Это все так ново,что обещает нам совсем другие удивительные фильмы
    романтика Рязанова. Может быть только сейчас он нашел свою стезю? Желаю Вам новых удач! Ирина.
    Ольга, Санкт-Петербург26.12.2007 11:48 #
    Очень хорошая рецензия, только недостаточно хлесткая. Понимаю - мастера жалко.
    Я посмотрела "Андерсена" минут двадцать и выключила телевизор. У каждого художника бывают неудачи, скорбно, когда это происходит с мастером. "Андерсен" - именно такая неудача. Плох не сам факт,что она случилась, плохо то, что художник этого не осознает и продолжает настаивать на том, что картина получилась чуть ли не великая. Впрочем, художник не судья своему творению.
    Елена, Москва31.10.2007 18:24 #
    У меня было ощущение, что я смотрю порнографический фильм, так смаковались все эти сцены, обилие которых в фильме очень велико.
    Мои ощущения после просмотра: удивление (Рязанов об Андесене - и ТАКОЕ?), стыд (неудобно православному человеку такое смотреть), жалость (думала - хороший фильм посмотрю).

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru