rss
    Версия для печати

    Как отличить национализм от патриотизма?

    Дискуссии последних дней в православном Интернете показали, насколько различны взгляды наших современников по вопросу совместимости христианской веры и фашизма, национализма и патриотизма. Свое мнение по этой проблеме высказал протоиерей Максим Козлов, настоятель храма мц. Татины при МГУ, профессор Московской духовной академии.

    Читайте также:

    Фашизм не пройдет?

    Фашизм не проковыляет. Если западные журналисты не закажут ему протезы


    Дискуссии последних дней в православном Интернете показали, насколько различны взгляды наших современников по вопросу совместимости христианской веры и фашизма, национализма и патриотизма. Свое мнение по этой проблеме высказал протоиерей Максим Козлов, настоятель храма мц. Татины при МГУ, профессор Московской духовной академии.

    - Отец Максим, высказываются мнения, что некоторые священники благословляют деятельность тех или иных организаций экстремистского толка, в частности фашистских? Чем это можно объяснить?

    - Я думаю, что на 90 % это объясняется спецификой средств массовой информации, то есть неадекватным изображением того, что существует в реальности. Лично я не знаю ни одного священника, поддерживающего фашистскую — в собственном смысле этого слова — идеологию, которая все же отличается от патриотической идеологии тех или иных общественных организаций, даже от приближающейся к национализму в его сегодняшнем понимании. Все-таки, как правило, эта идеология — определенного рода игра понятиями, которые сейчас употребляются в довольно очевидных целях нынешними СМИ. Так что, на мой взгляд, феномен церковного одобрения некоторых фашиствующих партий в основном создан средствами массовой информации, а не реально существует в действительности.

    Что касается партии Русского Национального Единства, то ее деятельность уже с точки зрения своей мировоззренческой основы является, несомненно, еретической, ибо подвергает ревизии и самый текст Священного Писания, и исторический путь Церкви.

    - Почему теоретики и практики русского национал-шовинизма и даже фашизма свободно используют символы Русской православной церкви и почему это ею не пресекается?

    - Отнюдь не все сторонники так называемого «патриотически» настроенного сектора используют символы православия. Они скорее тяготеют к языческим традициям. Всякого рода клубы национальных единоборств используют в основном некую странную кашу из псевдоарийских представлений, соединенных с каким-то русским мифологическим христианством, якобы существующим отдельно от Вселенского Православия. Что касается различных национально ориентированных организаций, то их члены, во множестве приходящие в православие, приходят, если можно так сказать, с задней калитки, стремясь во всем следовать национальной традиции, как правило, неверно понятой: мол, прежде всего мы русские, а потом уж православные. И конечно, не всем из них сразу удается постичь, что именно в силу того, что мы православные, мы и объемлем всю полноту нашего историко-культурного наследия. Это процесс, безусловно, болезненный, но вполне естественный и неверно было бы таких людей, у которых гипертрофированы национальные или даже националистические чувства, отлучать от Церкви. Их, так же как и любых других грешников, приносящих в церковную ограду замутненность своего сознания и своей жизни, Церковь не может и не должна отталкивать.

    - Чем отличается национализм от патриотизма?

    - Национализм ставит тот или иной народ в силу его этнической исключительности — духовно, или физически, или общественно-законодательно — выше всех других народов, населяющих данное государство или даже всю землю. Патриотизм же подразумевает любовь и уважение к национальной культуре во всей ее полноте, которая христианином достигается, благодаря осознанию того, что данная культура – это прежде всего часть великого христианского церковного наследия. И в этом смысле культура русского народа означает, безусловно, не то же самое, что, к примеру, культура полинезийцев, которая тоже свидетельствует о многообразии мира Божиего, но которая к Христову благовестию имеет пока довольно косвенное отношение. Однако любовь к своей национальной культуре, традициям, истории не должна противопоставляться всему доброму и светлому, что существует и в жизни других народов и культур.

    - Как Православная Церковь относится к революции?

    - Всякая революционность чужда церковности онтологически. Православие и Церковь, если употребить образ Иоанна Дамаскина, стоят на скале Предания, то есть на том, что мы неразрывно связаны со всеми поколениями, жившими до нас, и ничто не может быть отброшено на свалку истории. И единственный путь развития — это как дерево растет, добавляя все новые ветви, но никогда не отсекаясь от собственных корней. Любая революция принципиально настаивает на разрыве с корнями, на отрицании предыдущего социального строя, культуры, типа духовности, религиозности. Церковь на отрицании не стоит. Поэтому революцию не приемлет.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru