Tweet |
Все-таки у нас очень благочестивая и богобоязненная публика. Выдержать такой бесконечный и такой бесконечно скучный фильм, да еще и аплодировать в конце — это надо понимание иметь. Вот была бы эта картина про любовь или про террористов с инопланетянами — зрители бы начали громко жевать поп-корн, переговариваться и просто валить из зала. А тут — тишина и напряженное внимание. Люди видят, что им рассказывают про культуру и религию. По Лувру водят, полотна всемирно известных мастеров показывают. И ее просвещают. Сходил на «Код Да Винчи» — как на лекции побывал. Христос-то, значит, не того. Церковники нам одно говорят, а тут вот как выходит. Мария Магдалина была ему жена, ее похоронили, но Ватикан это скрывает. И еще нам лектор рассказал про крестовые походы, про Константина — император такой был. Но самое главное: что в каждом храме есть какая — то тайна, и эта тайна — под каменными плитами. Нам все время на алтарь и на иконы показывали, а суть-то под землей скрыта. Интересно и загадочно. Поэтому после фильма — аплодисменты.
Я тоже хлопал. Потому что режиссер Рон Ховард наконец-то пожалел зрителя и завершил картину, хотя, в какой-то момент казалось, что этой истории конца не будет. Вот уже перебили или арестовали всех злодеев, и нет бы — отпустить влюбленную парочку — Тома Хэнкса и Одри Тоту — домой, но рано: им надо посетить еще одну церковь, в которой главные герои встречают последних медоваров, то есть простите, последних хранителей истины. Ну уж тут-то, думаешь — все, финал. Опять нет. Персонажи должны на фоне развалин еще раз обстоятельно объяснить нам, что Христос был человеком и что верить надо в людей. Но и это еще не все. Хочется же все-таки обнаружить могилу то ли со священным Граалем, то ли с Марией Магдалиной (или это одно и то же?), и любопытный американский профессор опять направляется на поиски… Кстати, заканчивается «Код Да Винчи» почти как «Двенадцать стульев». Том Хэнкс, что твой Киса Воробьянинов, находит в результате то, что искал, но воспользоваться этим не может. Над искомой могилой высится современный корпус музейного комплекса «Лувр». Тайна раскрыта и нераскрыта. Все. Можно идти домой.
Но дело не только в затянутом финале. Само действие в «Коде Да Винчи» чрезвычайно вялое, а это непростительно для триллера или детектива. Ведь девиз этих жанров: «Быстрее, выше, сильнее!» Быстрее разворачивай сюжет, выше накал страстей, сильнее экшн! Но куда там… Только зритель настроился смотреть погоню с перестрелкой или просто приготовился по-настоящему испугаться, как режиссер говорит: «Стоп кадр!», потому что надо впихнуть в аудиторию очередную порцию исторической информации. И пошло — поехало: тамплиеры, Никейский собор, Ватикан… Далее везде. Рон Ховард никуда не торопится: он снимает фильм не по мотивам, а экранизирует книгу Дэна Брауна, и поэтому ему, необходимо вплести в свое повествование еще рассказ о прошлом главных героев. Так что, кроме исторических вставок, зритель вынужден смотреть и биографические. В результате вместо пересечения прошлого и настоящего, вместо тайны и мистики, вместо греха и воздаяния мы получаем однообразие и скуку.
Скучно еще и потому, что актерам, снимавшимся в фильме, совсем не интересна вся эта мистическая чушь. По сюжету главная героиня оказывается не обыкновенной женщиной, а последней родственницей Христа и одновременно богиней. Вроде бы важное открытие в жизни любого человека, но на Одри Тоту оно не производит никакого впечатления: она не может это сыграть и механически произносит выученный текст. В результате живая и обаятельная актриса выглядит в фильме как восковая кукла. Задумчивый Том Хэнкс, играющий американского профессора, тоже ни во что не верит. Ему на съемочной площадке объяснили, что концепция изменилась, и Христос теперь человек, а Мария Магдалина — его жена, — он понял и послушно озвучил то, что ему сказали. Даже Жан Рено выглядит неубедительно. Одно дело играть преступников или полицейских, но исполнить роль служителя закона, который при этом состоит в какой-то секте, - увольте.
Собственно, и автору сценария совершенно неинтересно, кем был на самом деле Христос, потому что за бесконечным упоминанием язычников, католиков, ведьм, епископов, крестоносцев и масонов ничего не стоит. Перед нами не религиозно-исторические понятия, а бренды, на которые должен клюнуть зритель. Для современного масскульта все, что касается истории и веры — благодатный коммерческий материал. Рекламное безумие, которое сопровождало фильм еще до его выхода (и о котором уже писала «Прагматика культуры») — прекрасное тому подтверждение. Правда, думается, что основная скандальная миссия была выполнена до прокатной жизни «Кода Да Винчи». Все-таки не каждый зритель готов вытерпеть почти три часа скучного фильма даже ради того, чтобы ему рассказали настоящую «правду» о христианстве.
Кстати, о религиозных ценностях, которые якобы ниспровергаются в фильме. Братья и сестры! Не верьте этому. «Код Да Винчи» не опровергает, а подтверждает христианские истины. Например, такую: «Кого Бог хочет наказать, того лишает разума».
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!