Tweet |
О вольностях, о лифчиках, о коде...
19 мая состоится премьера фильма, снятого по «Коду да Винчи» – книге известного сочинителя Брауна. Ленин недаром называл кино важнейшим из искусств; массовое умопомрачение английских, американских, европейских, русских, иных прочих обывателей приобретет поистине вселенские масштабы. Секрет успеха прост: публика вообразила, что ее наконец-то подпустили к источникам тайного знания. Подпустили без предварительных условий: утомительного многолетнего образования, строгой религиозной дисциплины, по сходной цене. Десять фунтов, пятнадцать евро или триста рублей (честно говоря, просто не знаю, сколько стоит русское издание). А фильм окончательно закрепит эту убежденность. Католическая церковь в тревоге; в связи с предстоящей премьерой Анджело Амато, секретарь ватиканской Конгрегации по вероучению, призвал верующих бойкотировать фильм. Поскольку он богохулен, лжив, оскорбляет священное писание и священное предание, искажает учение церкви и проч.
Анджело Амато безусловно прав. «Код да Винчи» – полуграмотный бред нахватанного журналиста, мешающий обрывки реальных источников с фантастическими толкованиями, цитаты из непереваренных источников с невежественными домыслами; текст ровным счетом ничего общего не имеет с реальной историей и традиционными, освященными временем и верой, легендами. Но. Попробуйте объяснить все это, например, вон тому англичанину с соседнего лежака, который прилетел на Кипр погреться на отпускном солнышке, и за время недолгого отпуска хочет прочесть нашумевшую книжку, изданную более чем двадцатимиллионным тиражом. Я наблюдаю его уже третий день кряду. Он ушел в книжку с головой. Ему про нее так много говорили, так бурно рекламировали по телевизору и на постерах, так хвалили коллеги и соседи, да все руки не доходили. А ведь в ней рассказано про очень интересные вещи, и таким несложным языком, что даже ему, этому клерку, или банковскому служащему среднего звена, или владельцу небольшого магазинчика, или рядовому инженеру заштатного завода – понятно. Без этих ваших наворотов, ученых слов и тысячи сто одной сноски. А уж когда на экраны выйдет фильм по Дэну Брауну, этот англичанин еще более воодушевится; кино лучше, чем книжка: ярче, доходчивей.
Тем временем солнце начинает припекать; покидаем пляж, перебираемся в номер, включаем телевизор. По телевизору показывают репортаж про весьма прогрессивных греческих тетенек, которые в знак протеста против рака груди собрали по всему Кипру старые женские лифчики, связали эти лифчики в трехкилометровую тряпичную цепь и протянули ее вдоль порта города Пафос. Счастье написано на лицах тетенек, они победили косную тради-цию, которая заставляет женщин стягивать грудь жесткой обмоткой, поэтично названной бюстгальтером; они бросили вызов мужскому шовинизму и феодальному клерикализму, которые вынуждают женщину рисковать своим здоровьем. (Насчет феодального клерикализма – может быть; но массового недовольства на лицах мужчин, бродивших вдоль цепи из лифчиков, я не заметил; непохоже, чтоб они были яростными сторонниками закрытой женской груди.) Вопрос: когда выйдет на экраны «Код да Винчи», присоединятся ли эти прогрессивные тетеньки и тысячи сочувствующих им киприоток к объявленному бойкоту? Или поспешат купить билеты, поскольку их суперсовременные воззрения этой мистической ахинее не противоречат, скорее наоборот, нуждаются в нем?
Жара спадает. Возвращаемся к бассейну. Здесь уже не протолкнуться: на Кипре богатые семьи устраивают свадьбы именно в хороших приморских отелях; поэтому при каждой уважающей себя гостинице имеется базилика. И красиво, отдает стариной, и религиозно окрашенное бракосочетание можно при случае провести. Туго стянутую открытым платьем безразмерную невесту (у здешних мужчин пользуются особой популярностью размеры карликового бегемотика; интересно, эта невеста тоже против бюстгальтеров?) и ее солидного жениха ставят спиной к базилике, включают профессиональный свет, начинают телевизионную съемку по всем правилам серьезного репор-тажа. Маленькие девочки в бальных платьях, холеные подружки в розовых, родственники и гости в смокингах, вечерних нарядах и при шляпках с перьями (всего человек триста) выстраиваются в очередь, поздравлять новобрачных… Всем заправляет режиссер, которому заказана съемка домашнего фильма; он выдергивает из толпы батюшку: без него эпизод поздравлений неполноценен; батюшка вежливо улыбается, репетирует благословение, с третьего дубля справляется. И потихоньку ретируется к своему танкоподобному джипу; что мешать людям веселиться.
Вопрос: можно переадресовать призыв к бойкоту Дэна Брауна этим брачующимся и брачующим? Увы. Они радостно будут восклицать: «Христос анести!», биться крашеными яйцами, начиная с предпасхальной субботы и вплоть до отдания Пасхи запускать фейерверки (вся Греция, весь Кипр в эти дни и недели – сплошной салют и фейерверк). Но почему Дэн Браун это плохо – не поймут. Скорее уж поддержат иск некоторых патриотически настроенных греческих историков, которые потребовали запретить фильм Оливера Стоуна «Александр», поскольку великий древний грек изображен тут расслабленным гомосексуалистом. Македонский не может быть унижен педерастией, это им очевидно; что оскорбительного в перевранном писании и предании – не объяснишь.
Ладно. Англичанин с соседнего лежака, скорее всего, по своей конфессиональной прописке англиканин. Ему Папа не указ, секретарь Конгрегации тем более. Тетеньки из телевизора и свадебные подружки – киприотки; их по праву рождения определили в православные, и какими бы суфражистками они ни выросли, все равно общегреческий антипапский настрой сохранили. Но разве в этом главная причина того, что призыв Анджело Амати пропадет втуне? Или в том, что окончательно расцерковившийся мир готов верить идиотическим наворотам из мистики, реального знания и литературных придумок, лишь бы не иметь ничего общего с простой верой? Что разрыв между массовым сознанием и традиционной религиозной картиной мира достиг своего апогея? Что просвещенное человечество находится на такой стадии церковного невежества, по сравнению с которой средневековые «молоты ведьм» кажутся образцом научного знания? Вспомните, какой детский восторг вызвало сообщение о расшифровке «Евангелия от Иуды»; все, что угодно, любой недопонятый, обрывочный источник, лишь бы не традиция.
С этим надо бороться. Потому что до тех пор, пока такая ситуация сохраняется, брауновское движение – неостановимо.
Автор – обозреватель газеты «Известия».
Материал подготовлен: www.rian.ru
Tweet |
Вставить в блог
Зачем читать "Код да Винчи"?15 мая 2006
|
Поддержите нас!