Tweet |
"Код да Винчи" Дэна Брауна сегодня не самая популярная тема. В раздел новостей она попадет завтра, когда одноименный фильм с Томом Хэнксом в главной роли выйдет на экраны. Уже нет сомнений, что "карикатурный скандал" получит достойное продолжение, а традиционные христиане Европы свой шанс доказать, что понятие пассионарность применимо не только к исламу. Первый знак этому уже есть. Представители влиятельной католической организации Opus Dei дипломатично заявили, что пока не собираются выводить людей на улицы, но при ряде условий... Нет сомнений, что поддержка такого варианта может последовать с разных сторон, начиная от Союза православных граждан и заканчивая руководством Исламской Республики Иран, которое начинает позиционировать себя в качестве защитника традиционных религиозных ценностей не только ислама, но и христианства.
Но это будет завтра. Что же было вчера, когда этот литературный fast food заполнил книжные прилавки в разных странах мира? Чем же пленил предприимчивый американец сердца домохозяек по всему миру? И не только домохозяек. Читают Брауна все, или почти все: политики, дипломаты, студенты. Но что важно, какую книгу человек берет после "Кода"? Недавно вышла экранизация романа Булгакова "Мастер и Маргарита". Очевидно, что великий писатель, в отличие от нашего героя, когда писал свой роман, вглядывался не в свой банковский счет, а в те бездны, откуда ему не раз встречался ответный взгляд. Однако, при всей "альтернативности" этого произведения, отложив "Мастера и Маргариту", большинство здоровых читателей берет в руки Новый Завет в синодальном переводе, а не гностические апокрифы из Наг-Хаммади.
После "Кода да Винчи" среднестатистический читатель берет то, на что он уже настроен Дэном Брауном. Что-нибудь о розенкрейцерах или тамплиерах. Манит именно теория заговора, но не просто заговора. Роман Д.Брауна это конспирология особого рода, альтернативная по отношению к той привычной, условно "традиционной" конспирологии, победное шествие которой положили печально известные "Протоколы Сионских мудрецов". С легкой руки С.Нилуса "Протоколы" вдохновили не одно поколение "романтиков", в том числе и тех, кто превратил "миф двадцатого века" в страшную реальность Дахау и Бухенвальда.
В чем же смысл такой "традиционной" конспирологии? Если мы ответим на этот вопрос, мы подберем и ключ к "коду" Брауна.
Представляется, что основной прием совмещение факта и вымысла. Факт (безусловный для верующего человека) заключается в том, что существует в истории институт, являющийся носителем истинного Предания, то есть Церковь. Из этого делается вывод, несвойственный, кстати, святоотеческому богословию: раз Добро имеет преемственность, Таинства, иерархию, значит и зло, которое с Церковью борется и пытается Истину исказить, тоже должно быть институционально, должно иметь свои анти-таинства, свою квазииерархию и свою темную преемственность.
А поскольку Церковь по обетованию Спасителя будет существовать до конца времен, то и ее противоположность, якобы ведущая свое начало от Симона-волхва, существует на протяжении мировой истории, в виде катаров, тамплиеров, розенкрейцеров, масонов и, в конце концов, того самого "Приората Сиона". Получается своего рода историософское манихейство. Хочу подчеркнуть, что для христианина убежденность в реальности злой воли и ее носителей, то есть диавола и падших духов, вовсе не обязательно должна означать веру в мировой заговор, как пытаются нас убедить псевдоправославные конспирологи.
Что же делает Д.Браун и целая плеяда его менее известных предшественников? Он переворачивает эту идеальную конструкцию с ног на голову, и получается ровно то же самое, только наоборот. Браун утверждает, что в истории существуют носители "истинного предания", это "Приорат Сиона" со своими таинствами и адептами, и существует олицетворение мирового зла, институт, пытающийся исказить то разумное, доброе, вечное, что сеют последователи Приората.
Нетрудно догадаться, что этим враждебным институтом оказывается Католическая Церковь.
В принципе, Браун смягчил удар, подставив под него Opus Dei, что сути не меняет. Также ничего не меняет в данном контексте и замена Католической Церкви на Православную. Если выразиться резко, "Код да Винчи" это весьма продуманный и своевременный ответ "сионских мудрецов", если под ними понимать реальных, а не мифических врагов церковной традиции и Истины Христовой. Увы, при нынешнем состоянии религиозности такая версия истории весьма востребована рынком.
Итак, что мы можем противопоставить подобной "альтернативной конспирологии"? Уж во всяком случае, не нашу собственную, которую-то и надо подвергнуть самому критическому анализу что, кстати, больно ударит по теории заговора вообще, а значит, хотя бы отчасти выбьет почву из-под ног у противника, поскольку его модель может существовать только паразитируя за счет исходной матрицы.
Второе, что мы, верующие люди, можем сделать, намного проще и намного сложнее, а именно явить другим людям, потерявшим связь с Церковью, подлинный лик Христов, явить свидетельством своей жизни реальность Встречи с Ним. Будем помнить, что наша война это не постмодернистские разборки мифических "Дозоров", а брань против "духов злобы поднебесных".
И, наконец, последнее. Та "версия" земной жизни Спасителя, которая излагается в романе Брауна, является банальным кощунством. Трудно сказать, насколько эти пассажи вошли в кинокартину, однако вряд ли ее стоит смотреть, чтобы в лучшем случае убедиться в обратном.
Билет в кинотеатр стоит не так дорого, но, возможно, для кого-то из наших близких в приходе или в соседнем подъезде на эти деньги можно купить необходимое лекарство. А возможно, кому-то просто нужно два часа человеческого внимания, которые мы собирались провести в зале кинотеатра. Не будем тратить на отраву то, что можно потратить на ближнего. И пусть это будет частью нашего "кода".
Протоиерей Антоний Ильин
настоятель Свято-Никольского кафедрального собора в Брюсселе, секретарь представительства Русской Православной Церкви при Европейских организациях.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!