rss
    Версия для печати

    Мы должны защищать наших пастырей


    Трагедия в селе Прямухино Тверской области, где при пожаре погибли в собственном доме православный священник отец Андрей Николаев, трое его детей и супруга, прогремела на всю Россию.

    www.rian.ru

    Трагедия в селе Прямухино Тверской области, где при пожаре погибли в собственном доме православный священник отец Андрей Николаев, трое его детей и супруга, прогремела на всю Россию.

    Много было сказано, и еще много будет сказано об этой беде. К сожалению, гласность, которой предали это преступление, имеет и оборотную сторону. Некоторые из тех, кто именует себя журналистами, принялись смаковать несчастье, высасывая из пальца всё новые “версии”, одна мерзее другой. Тело матушки Ксении нашли не сразу, и несколько дней о ее судьбе не было известно. Тут же один борзописец из известной бульварной газетенки выдвинул версию о том, что (прости, Господи!) это матушка и сожгла свою семью, а сама сбежала. Другие выдвинули еще одну версию – будто это батюшка всех сжег. Третьи продолжают утверждать, что дом “сам возгорелся от невыключенных электроприборов”.

    Авторы этих “версий” могут вызвать в лучшем случае лишь жалость – ведь, независимо от того, верят они в это или не верят, неизбежно наступит тот миг, когда им придется предстать лицом к лицу с теми, на кого они клеветали, и посмотреть в их глаза. И вот тогда угрызения совести, ныне заглушенной, станут для борзописцев вечной адской мукою.

    Безусловно, при обычном пожаре версия о “самовозгорании” – одна из основных. Когда несколько лет в огне погибло двое семинаристов, а еще за несколько лет до того – трое послушниц, все скорбели, но никто из православных не выискивал “следов убийства”, понимая, что наши братья и сестры стали жертвами бытового пожара.

    Но говорить всерьез о “самовозгорании” в том случае, когда на семью погибшего уже совершалось до того два покушения и зафиксированы неоднократные угрозы, уже когда сам отец Андрей незадолго до смерти свидетельствовал об угрозах и просил помощи – по циничности это сопоставимо с предположением, что человек с десятком ножевых ранений в спину “случайно упал на ножницы”.

    Не исключено, что за муссированием вышеупомянутых “версий” стоят настоящие убийцы и те, кто их интересы обслуживает.

    Эта волна хулы и клеветы, тем не менее, не ставит под сомнение необходимость предавать огласке такие случаи. Конечно, этим мы не поможем убитым, да и чем мы можем помочь? Скорее это мы теперь нуждаемся в их помощи и страстотерпческих молитвах.

    Но мы можем помочь живым. Ведь гибель отца Андрея – это, к сожалению, далеко не первое убийство священнослужителя Русской Православной Церкви.

    Можно вспомнить несколько случаев за последние годы:

    Иеромонах Нил (Савленков). Убит 8 августа 2003 г.

    - 30 декабря 1993 г. убийство иеромонаха Нестора (Савчука) в селе Жарки (Ивановская область).

    - 12 сентября 1997 года убийство священника Мануила Бурнацева во Владикавказе (Северная Осетия).

    - 23 сентября 1997 г. убийство священника Георгия Зяблицева в Москве.

    - 16 июля 1999 г. убийство протоиерея Бориса Пономарева в деревне Ильинская Слобода (Московская область).

    - 23 августа 2000 г. убийство иеромонаха Симеона (Аносова) в Барнауле (Алтайский край).

    - 8 января 2001 г. убийство иеромонаха Александра (Кулакова) в селе Сабаево (Мордовия).

    - 12 октября 2002 г. убийство игумена Ионы (Ефимова) в селе Тюрнясево (Татарстан).

    - 8 августа 2003 г. убийство иеромонаха Нила (Савленкова), настоятеля Волдозерской Ильинской пустыни в Карелии.

    - 2 ноября 2003 г. убийство иеромонаха Исайи (Яковлева) возле села Раифа (Татарстан).

    - 25 декабря 2003 г. убийство иеромонаха Александра (Тыртышного) в селе Колосовка (Омская область).

    - 26 июля 2005 г. убийство архимандрита Германа (Хапугина), настоятеля монастыря Давидова пустынь в поселке Новый Быт (Московская область).

    Здесь перечислены убийства, произошедшие на криминальной или бытовой почве. Подавляющее большинство из них совершалось в деревнях, как правило – людьми, уже имевшими судимость, нередко – теми, кого убитый священник до того успел облагодетельствовать, помочь, поддержать. Почти все сопровождались грабежом или совершались ради него. Иногда перед смертью даже пытали.


    Кроме указанных причин, иногда священников убивают и по религиозным мотивам, здесь можно вспомнить:

    Оптинский иеромонах Василий (Росляков). Убит сатанистом на Пасху 1993 г.

    - Убийство сатанистом иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Трофима (Татарникова) и Ферапонта (Пушкарева) на Пасху в Оптиной Пустыни (18 апреля 1993 г.).

    - Убийство кришнаитом иеромонаха Григория (Яковлева) в поселке Тура (Красноярский край) (21 марта 2000 г.).

    - Убийства мусульманами о. Игоря Розина в Кабардино-Балкарии (13 мая 2001 г.), о. Павла Сухоносова из Ингушетии (1999 г.), и о. Анатолия Чистоусова в Чечне (14 февраля 1996 г.).

    Все преступники, задержанные по этим “религиозным” делам, – признаны невменяемыми. Власть словно боится признать, что существуют граждане Российской Федерации, которые готовы поднять руку на священника именно как на православного священника, а не как на другого гражданина Российской Федерации, у которого просто “другая работа”.

    Ведь если признать, что существует такая категория граждан, то придется решать принципиальный вопрос о том, как их выявлять и делать безопасными для общества. И, чтобы не заниматься этой проблемой, в тех случаях, когда убийство священника ну никак не удается списать на “бытовуху” или “ограбление”, убийц проще объявить сумасшедшими.

    Но если не обращать на нее внимания, эта категория лиц никуда не денется. А это значит, что в будущем трагедии будут повторяться снова и снова.

    И вот, для того чтобы этому хоть как-то противостать в рамках законности, необходимо предавать гласности эти случаи. Ибо гласность – может быть, единственный реальный рычаг влияния общества на избранную им власть.

    Люди, близко знающие ситуацию в Тверской области, свидетельствовали, что первоначально местные правоохранительные органы отказывались даже заводить уголовное дело, заранее списывая все на “самовозгорание”. Но когда о новости узнала вся страна, и подключились столичные специалисты, а также политики, - замять дело не удалось. Началось следствие.

    Налицо результат, пусть и предварительный. И от нас требуется – не забывать, как то бывает с рядовыми новостями, а внимательно следить за ходом следствия, его результатами и приговором суда.

    Благодаря этому до той категории граждан, которые готовы поднять руку на священника, дойдет простая мысль о неизбежности огласки и неотвратимости наказания. И часть из них – поостережется.

    Тем самым мы, хотя и не можем помочь погибшим, но можем уберечь многих из ныне живущих. А об опасностях и угрозах, с которыми приходится сталкиваться в пастырском служении, могут рассказать многие священники. Ведь это реальная проблема. Покушений на них совершается намного больше, чем убийств.

    Да, могут сказать, что – неужели идея о неотвратимости наказания должна проводиться в жизнь только в отношении преступлений против священников?

    Тут можно вспомнить и о том, как в минувшие дни нашлось немало тех, кто возмущались: что это все так шумят об убитой семье священника? Что, у нас разве мало убивают простых трактористов или инженеров, почему, мол, о них никто не говорит?

    Думается, изрядная часть тех, кто ведет такие речи, говорят так не оттого, что хотят отстоять справедливость или к гибели трактористов и инженеров привлечь внимание, а просто потому, что желают защитить свое равнодушие. Они говорят это не оттого, что хотят пожалеть убитых трактористов и инженеров, а оттого, что не хотят пожалеть убитую семью священника из пяти человек.

    Им просто не понравилась "шумиха". Не понравилось, что внимание общества оказалось приковано к тому, что отлично от их собственных интересов. И про “трактористов и инженеров” они вспоминают не для того, чтобы заставить общество говорить и про них, а для того, чтобы заставить замолчать про убитых священников. Мол, раз мы про тех молчим, так давайте и про этих будем молчать, верните нам привычные новости про высказывания политиков и частную жизнь деятелей шоу-бизнеса!

    Тем не менее ответим на поставленный вопрос.

    Да. Наша правоохранительная система далека от совершенства, и принцип неотвратимости наказания не проводится в жизнь. Но ведь когда-то надо начинать, верно? И начинать все равно надо с чего-то или, вернее, кого-то?

    Так почему бы не начать с защиты тех, кто отдает свои жизни на служение Богу и людям?

    Читайте также:
    Письмо погибшего священника Андрея Николаева
    Трагедия сельского священника
    Запах горелой древесины

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru