Tweet |
28 января в рамках второго направления Рождественских чтений «Церковь и школа» в храме св. мц. Татианы при МГУ прошла секция на тему «Формы присутствия Церкви в высших учебных заведениях России». В работе секции приняли участие церковные ученые, преподаватели ОПК и теологии, настоятели домовых храмов.
|
|
|
Сергей Кравец |
Об одном из опытов взаимодействия церковной и светской науки рассказал руководитель церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец. По его словам, при первой же встрече коллектива Энциклопедии с коллективом Академии наук стало понятно, что все взаимные страхи беспочвенны. С этой встречи в 1993 году началось взаимодействие церковных ученых с сотрудниками МГУ, СПбГУ, РАН. В дальнейшем список вузов-сотрудников расширился.
«Сначала нам казалось, что мы только потребители - что мы из среды вузовской и академической науки берем авторов и рецензентов, - отмечает Сергей Кравец. - Тогда 80% текстов Энциклопедии создавались ими». С тех пор церковная наука окрепла, но взаимодействие между Православной энциклопедией и главными научными центрами сохраняется. «Сейчас во многом пошел обратный призыв: по крайней мере, в той тематике, которая касается истории, наших авторов зовут писать в светскую науку, - говорит Сергей Кравец. - Хотя бы из чувства благодарности мы должны им помочь, потому что наука едина: нет отдельно светской и церковной науки, это единый поиск истины». Кафедры истории Церкви, церковного права и пр. потребуют множество преподавателей, и эти ставки будут замещаться подготовленными Церковью кадрами.
Сергей Кравец отметил, что в светской науке сегодня существует огромный разрыв поколений - особенно это заметно в области исторической науки. Есть выдающиеся семидесятилетние ученые, которые занимались историей России и историей Церкви как неразрывным историческим процессом. Есть молодые - тридцатилетние. Но нет среднего поколения. «Итак, наступает время, когда нам нужно будет отдавать наши долги», - подытожил он.
|
Протоиерей Лев Махно |
Завкафедрой теологии Тульского государственного университета протоиерей Лев Махно рассказал об истории своей кафедры, которой уже 9 лет, и университет стал без нее немыслим. «Все предметы семинарии преподаются на нашей кафедре, и владыка рукополагает выпускников. Это уже нормальное явление». Есть заочное отделение, где учится духовенство из Тулы и даже Москвы. Было четыре выпуска, выпускники работают везде - в правительстве, на радио, на телевидении, в храмах. Некоторые преподают ОПК, кто-то пошел получать второе образование.
Каждую среду в университете служится Божественная литургия, и на ней все двери открыты. Кафедра теологии находится в общей структуре университета и не получает субсидий от епархии. Студенты учатся в общем потоке, не живут отдельно от прочих курсов.
Протоиерей Лев Махно выступил с парадоксальным утверждением: «Выпускники вузов дадут больше плодов, чем семинаристы. Они более раскованны, отходят от постоянного «благословите», не боятся архиереев и при этом знают богословие». Эта мысль показалась более чем дискуссионной остальным участникам секции. Вряд ли стоит присваивать одной структуре задачи другой, считали в зале.
|
Игумен Филипп (Симонов) |
Игумен Филипп (Симонов) - начальник Инспекции по контролю за банковской системой Счетной палаты РФ, а также заведующий кафедрой истории Церкви на историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, поделился опытом организации такой кафедры: «Мы пришли в светский вуз и должны были соответствовать конституционному принципу светскости образования». По словам игумена Филиппа, сразу начались демонстрации против клерикализации образования. «Я две лекции успокаивал студентов, объясняя разницу между образованием и клерикализацией», - и объяснил успешно.
Кафедре нужно было найти свое место в цикле исторических наук и в учебной программе, разделить компетенцию с кафедрами, где так или иначе поднимаются проблемы истории Церкви, найти место в расчасовке.
Экзамены показывают 35% двоек на поточном курсе из 250 человек. «В этом смысле понятно, сколь важны усилия по повышению общерелигиозных знаний в средней школе», - напомнил отец игумен.
При светском характере образования не может быть предмета «Литургика» или «Догматика», но допускается «Историческая литургика» и «Историческая догматика». Учебников по всем необходимым предметам пока нет. Например, есть учебники по истории Православной Церкви, но ведь после 1054 года это уже не история Церкви в целом. «История канонического права» читается полнее, чем в семинарии, потому что включает историю католического права. «Мы стараемся найти специалистов из среды объекта изучения», - сказал игумен Филипп. Например, нужен представитель Армяно-Григорианской Апостольской Церкви.
|
Протоиерей Петр Мухин |
Настоятель храма свв. апостолов Петра и Павла при Государственной медицинской академии им. Мечникова протоиерей Петр Мухин, благочинный храмов при вузах Санкт-Петербурга (такое благочиние есть только здесь, хотя было бы разумно создать такие благочиния или благочиннические округа во многих епархиях), выступил с докладом о некоторых мифах о миссии в студенческой среде и о том, как проходит работа Ассоциации домовых храмов при вузах.
Первый отмеченный отцом Петром Мухиным миф: «существуют особые методы работы с современной студенческой молодежью». Второй миф: «настоятель домового храма при вузе должен обязательно окончить тот же вуз или хотя бы получить другое светское образование». Протоиерей Петр Мухин, сам получивший образование в Санкт-Петербургских духовных школах и успешно несущий послушание в храме при светском вузе, считает, что нет особых молодежных тем для бесед и лекций. Студенты будут избегать скучных книжников, но способны овладевать большим количеством информации и оценить ее по достоинству. «Пришедшая «с нуля» молодежь готова слушать о смысле православного богослужения в течение года. Они еще друзей зовут, в дверях стоят, когда стульев не хватает, - поделился опытом протоиерей Петр Мухин. - А особенно интересуют молодежь темы призвания и супружеских отношений. Тревога о своем будущем характерна для всех». Настоятель еще одного петербургского университетского храма, игумен Александр (Федоров) использует для своих лекций «катехизические модели, разработанные еще святыми отцами IV века. Эти модели не устарели». Отец Александр уже 15 лет читает один и тот же курс каждый семестр, и многие посещают его по 3-4 раза подряд.
Проблема служения Церкви в вузах - не в поиске особых тем или форм разговора, считает протоиерей Петр Мухин. «Священник часто неспособен к обычному человеческому общению и в этом причина неуспеха его служения». Чрезвычайно важен личностный фактор: «Если священник создал при храме рок-группу и к нему ходят многие, это влияние личности, а не музыки: они ходили бы к нему, и если бы он создал спортивную секцию». Кроме того, нужно общаться не только со студентами: «Воцерковление преподавателей - дело еще более трудное, но они тоже нуждаются в Боге и от их отношения к храму зависит очень многое».
|
Протоиерей Максим Козлов |
Настоятель домового храма св. мц. Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов рассказал о том, какой статус могут иметь домовые храмы в соответствии с действующим российским законодательством. С одной стороны, статус этот кажется весьма зависящим от личных отношений епархиального архиерея и настоятеля храма с ректором и руководством вуза. С другой стороны, действующее законодательство, на которое при желании запретить открытие храма ссылается светское руководство, никак не исключает возможности нахождения храма в высшем учебном заведении. Протоиерей Максим Козлов подробно разобрал соответствующие статьи Конституции и закона «О свободе совести и религиозных объединениях», показывая, что необходимо делать общеизвестным их правильное юридическое толкование. При таком толковании проблем с открытием храмов при вузах возникать не должно. По словам отца Максима, ситуация в нашем законодательстве не менялась, как минимум, с 2003 года и более подробно описана в статье кандидата юридических наук, доцента МГУ Олега Васильева «Домовые храмы вузов и действующее российское законодательство».
|
Мария Таланкина |
Заведующая сектором научно-методического обеспечения религиозного образования ПСТГУ Мария Таланкина рассказала о развитии образовательного стандарта по предмету «Теология» от модификации предмета «научный атеизм» к современному стандарту научной дисциплины. В докладе были затронуты также формы и виды деятельности специалистов-теологов.
В целом секция оказалась не столько полем дискуссии, сколько площадкой для обмена практическим опытом. Участники и слушатели из разных городов обменялись координатами, текстами статей и докладов, наработками в области теологического образования и миссионерского служения в высшей школе. По итогам заседания участники секции приняли резолюцию, в которой, в частности, названо необходимым юридическое сопровождение всех форм высшего православного образования; расширение сети теологических кафедр, специализаций и факультетов в государственных и негосударственных вузах; взаимодействие кафедр религиоведения и теологии в едином образовательном пространстве; создание учебно-методической базы для всех форм высшего теологического образования; оптимизация подготовки педагогических кадров для всех ступеней православного образования; разъяснение законодательства, регулирующего правовой статус домовых храмов при высших учебных заведениях; создание благочиний или благочиннических округов, объединяющих храмы при вузах; поддержание инициативы ректора МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничего о заключении договора о сотрудничестве между Московской Патриархией и Российским Союзом ректоров.
Tweet |
Вставить в блог
Церковь в светском высшем образовании: миссия и служение30 января 2010
|
Поддержите нас!