Tweet |
Первое, что меня задело в интервью М. М. Дунаева и заставило написать отклик,— фраза «язычество — бесовщина, это азы нашего богословия». Честно говоря, от профессора Духовной академии никак не ожидал услышать подобных слов. Если бы язычество было сатанизмом, то наша Русь не крестилась бы так быстро и легко 1000 лет назад. В языческие времена, как и сегодня, существовали сатанистские культы, которые у славян не имели поддержки, и были светлые культы — вера в доброе божество с разными именами. Славяне, как и многие другие народы, легко приняли христианство, т. к. узнали во Христе того Бога, которому они поклонялись, не зная имени.
Надеюсь, М. М. Дунаев не будет спорить с тем, что несколько тысяч лет назад все народы знали Единого Бога, но постепенно эту веру утрачивали. В Египте, в Шумере долгое время сохранялось единобожие, примерно до 1500 лет до Р. Х. Об этом сохранились письменные источники. То же было и у славян. Но, живя не в городах, а ближе к природе, созданной Богом, славяне сохраняли истинные ценности. Об этом хорошо знают фольклористы, которые выделяют славянский дохристианский фольклор, по М. М. Дунаеву — бесовский, который практически говорит о христианских ценностях и служению ближнему, но без имени Христова. Еще один пример можно привести из нового мультфильма о св. князе Владимире, он имеет благословение Святейшего Патриарха, и, думаю, это вполне корректная ссылка. В мультфильме показан черный колдун-язычник, человек, несомненно, служащий бесам и приносящий человеческие жертвы. Этого человека почти никто не поддерживал, но все опасались. Показан был в мультфильме и добрый старец, которого все любили и который всем помогал. Он был согласен со всеми Евангельскими заповедями и жил по ним, лишь называя Бога иным именем. Так как этот мультфильм имеет благословение от Патриарха, то именно этот взгляд мы можем назвать «азами нашего богословия», а мнение М. М. Дунаева: «язычество — это бесовщина» — ошибочным и нецерковным. Из этого тезиса следует и другой вывод — что К. Кинчев имеет право заниматься роком, рассматривая его как светлую составляющую своего языческого прошлого и частично настоящего, т. к. он в своем прошлом старался помочь людям понять окружающий мир, поддержать друг друга, а сегодня уже прямо говорит о помощи и служению ближнему. Мое личное мнение: К. Кинчев скоро изменит не только тексты, но и музыкальное сопровождение, оно постепенно станет более мелодичным, что будет соответствовать его внутреннему, православному мироощущению, как, возможно, и его поклонников. Просто на это должно уйти определенное время. Частично это уже происходит в акустических альбомах К. Кинчева. А раз рок-музыка и тексты К. Кинчева постепенно становятся более христианскими, значит, это не сатанинский путь, т. к. добрые плоды дает только доброе дерево — «по плодам узнаете их». Эти плоды есть уже и сейчас, когда часть поклонников Кинчева приходит в православные храмы. Это еще один довод, который не учел М. М. Дунаев и который делает его рассуждения о сатанизме рока неверными.
Еще одним странным тезисом в интервью М. М. Дунаева смотрятся слова о протесте: «А в протесте есть ли положительное начало?» Любой протест против греха, против темного наступления, которое мы повседневно видим вокруг нас, несомненно, положителен. «Не мир Я
принес, но меч»,— говорит Христос. И мы понимаем, что здесь речь идет о мече духовном, о духовной битве, которую должен вести каждый христианин. В ближайшие дни в Москве хотят провести гей-парад. Как нам быть? Смотреть на это безобразие со стороны или протестовать, в том числе с помощью музыкальных концертов и песен? Каждый будет решать сам. Но ясно, что те православные, которые промолчат, не будут себя чувствовать достойнее тех, кто не побоится наветов и клеветы и выйдет на улицу с протестом. Думаю, с этим согласится и М. М. Дунаев, а
возможно, и сам поддержит такой протест.
Время сейчас будет горячее, и я надеюсь, мы еще встретимся с М. М. Дунаевым на одной стороне баррикад, и рядом, может быть, будет стоять кто-то из рокеров.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!