rss
    Версия для печати

    Разные церкви, общие цели

    Когда-то столица Австрии послужила местом встречи двух противостоявших друг другу сторон холодной войны, где были предприняты важные шаги навстречу друг другу к разрядке, разоружению, мирному сосуществованию и, в конечном счете, нелегкому сотрудничеству между Востоком и Западом. Нечто подобное проходило в Вене с 3 по 5 мая, где видные деятели Восточного и Западного Христианства встретились для участия в трехдневной беспрецедентной конференции.

    Кардинал Поль Пупар

    Русская Православная и Римско-Католическая Церкви противостоят секулярному гуманизму.

    Когда-то столица Австрии послужила местом встречи двух противостоявших друг другу сторон холодной войны, где были предприняты важные шаги навстречу друг другу к разрядке, разоружению, мирному сосуществованию и, в конечном счете, нелегкому сотрудничеству между Востоком и Западом.


    Нечто подобное проходило в Вене с 3 по 5 мая, где видные деятели Восточного и Западного Христианства встретились для участия в трехдневной беспрецедентной конференции. Встреча под названием «Дайте душу Европе. Миссия и ответственность Церквей» стала первым знаком того, что Русская Православная и Римско-Католическая Церкви готовы закрыть горькую страницу в своей «холодной войне», в которой они ожесточенно противостояли друг другу более 20 лет в борьбе за первенство на развалинах Советского Союза, после падения официального атеизма.


    С одной стороны, соотношение двух конфессий на постсоветском пространстве в основном стабилизировалось. С другой, избрание в прошлом году Папы Бенедикта XVI, к консерватизму которого Православная Церковь относится с уважением, вызвало волну оптимизма и надежду на улучшение отношений между двумя крупнейшими и, кроме того, богословски и социально наиболее близкими христианскими вероисповеданиями.


    Так сильно было ожидание улучшения взаимодействия обеих сторон, что в прошлом году они даже свели к минимуму негативные последствия переноса кафедры Греко-Католического архиепископа Украины из Львова в Киев – событие, которое вызвало бы гигантский шум, случись оно во время правления Папы Иоанна Павла II.


    Добавьте к этому понимание общего врага, которого участники конференции определяли в различных вариациях как «моральный релятивизм», «секулярный гуманизм», «коллективная амнезия», «нео-либерализм» и «воинствующий секуларизм» — и готова платформа для дискуссии о международном общественном альянсе, оставляющим за скобками богословские расхождения двух Церквей.

    Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

    «Мы прожили непростой период в наших отношениях в 90-е годы, и, думаю, никто от этого не выиграл», — сказал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, сидя рядом со своим партнером, кардиналом Полем Пупаром, председателем Папского совета по культуре.

    «Конечно, нам необходимо решать проблемы, остающиеся на сегодняшний день открытыми», — добавил митрополит Кирилл. «Но по сравнению с теми вопросами, которые мы обсуждаем сейчас, наши локальные проблемы находятся совсем на другом уровне. Я надеюсь, я молюсь и тружусь вместе с кардиналом Пупаром, чтобы эта наша встреча освежила атмосферу наших двусторонних отношений».

    Конференция, проходившая в Вене с 3 по 5 мая, была организована Папским советом по культуре и Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата при помощи австрийской римско-католической организации «Pro Orientе» и Фонда Линд и Харри Брэдли (США). Не говоря уже о том, что эта конференция стала первой совместной акцией Русской Православной и Римско-Католической Церквей за последние несколько лет, она во многом отличалась от традиционных межцерковных встреч.

    Хотя и было отмечено, что разорванный богословский диалог между двумя церквями восстановлен и международная двусторонняя комиссия по богословскому диалогу впервые за несколько лет встретится в сентябре в Белграде, на венской конференции намерено отказались от богословских дискуссий. Эта всреча была целиком посвящена социальным и нравственным проблемам современной Европы и поискам путей к тому, чтобы голос традиционных церквей был услышан.


    Делегации, в общей сложности около пятидесяти человек, состояли из клириков, мирян, ученых, общественных деятелей и журналистов. Некоторых членов российской делегации вполне можно охарактеризовать как антиэкуменистов. Эта беспрецедентная встреча попыталась преодолеть стереотип межцерковных встреч, на которых обычно встречались «профессиональные экуменисты», как правило представляющие либеральные фланги своих церквей и не представляющие растущие круги антиэкуменической общественности


    Здесь известный русский философ Сергей Хоружий давал свою оценку христианской антропологии, а Генеральный хранитель наследия — есть во Франции такая должность — Доминик Поно читал свое поэтическое эссе о том, как красота способствует евангелизации и диалогу. Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета, рассказывал об эволюции приходской жизни в советский и постсоветский период, которую он пережил на собственном опыте, являясь настоятелем одного из крупнейших московских приходов.


    Выступление кардинала Хосе Да Круз Поликарпо, чей титул Патриарха Лиссабонского звучал особенно волнительно для русского уха, представил глубокий доклад о том, как христианская культура может отвечать на вызовы секуляризма, а редакторы как православных, так и католических изданий делились своими переживаниями по поводу сложных взаимоотношений церкви с секулярными средствами массовой информации.


    Священник Игорь Выжанов, секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям, убеждал русских католиков и православных перестать смотреть друг на друга «из траншеи в бинокль», а представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филарет (Булеков) благодарил своего коллегу — представителя Ватикана — за помощь в лоббировании общих интересов в Совете Европы.


    Епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев), официальный представитель Московского Патриархата при Европейском Союзе в Брюсселе призвал институализировать православно-католический альянс, без которого, по его словам, невозможно будет защитить традиционные ценности в Европе. «Мы с вами являемся свидетелями последней атаки воинствующего секуляризма на остатки европейской христианской цивилизации», — подчеркнул он. «Можем ли мы, не будучи единой Церковью, научиться действовать как одна структура, как стратегические партнеры перед лицом внешнего мира?»

    профессор МГИМО Андрей Зубов

    Охранительные настроения на конференции достигли такого накала, что русский историк, профессор МГИМО Андрей Зубов попытался слегка сбить этот пафос идеализирования Европы до эпохи Просвещения и демонизации настоящего: «Мы пытаемся быть только консерваторами или же реакционерами, или же мы пытаемся донести до людей свет Истины?» — воскликнул он.

    Для митрополита Кирилла венская конференция прошла в кильватере Х Всемирного русского народного собора, проходившего в апреле этого года в Москве, где была принята православная концепция прав человека, возмутившая секулярных борцов за права человека. Концепция, которая рассматривалась некоторыми наблюдателями в России как призыв к сотрудничеству с консервативными кругами Запада, фактически получила поддержку на венской конференции.


    «Принцип нравственной ответственности, так же как и принцип свободы должен последовательно воплощаться во всех сферах человеческой жизни – политике, экономике, образовании, науке, культуре и средствах массовой информации», — говорится в официальном послании конференции.


    Но насколько реалистична идея возрождения христианской Европы, в которой многие участники конференции видят выход из всевозрастающих проблем?


    «Мой ответ таков: возрождение средневековой Европы, Европы эпохи Карла Великого невозможно», — сказал один из ведущих собрания архиепископ Люблинский Юзеф Мирослав Жичинский. «Но нельзя не учитывать изменения, происходящие в Европе – кто бы мог подумать, что когда-нибудь рухнет Берлинская стена? Будем надеяться, что духовное возрождение Европы также возможно. Но все будет зависеть от нашей ответственности и нашего участия».

    Вставить в блог

    Разные церкви, общие цели

    27 мая 2006
    Когда-то столица Австрии послужила местом встречи двух противостоявших друг другу сторон холодной войны, где были предприняты важные шаги навстречу друг другу к разрядке, разоружению, мирному сосуществованию и, в конечном счете, нелегкому сотрудничеству между Востоком и Западом. Нечто подобное проходило в Вене с 3 по 5 мая, где видные деятели Восточного и Западного Христианства встретились для участия в трехдневной беспрецедентной конференции.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru