Tweet |
Мы открываем серию материалов, посвященную жизни современной российской духовной школы: новости учебных заведений, события, связанные с реформой духовного образования, проблемы и трудности людей, выбравших богословие своим жизненным призванием. Это теме посвящен и следующий материал.
2 июня 2006 года в Московской Духовной Академии, центральном высшем учебном заведении Русской Православной Церкви, состоялась первая защита кандидатских диссертаций выпускников Академии после проведенной реформы духовного образования.
Необходимость реформы была вызвана невозможностью ведения качественной учебной и научной деятельности в сфере духовного образования в рамках советской тоталитарной системы, которая жестко регламентировала даже состав дисциплин, преподаваемых в духовных школах. Совет по делам религий требовал в семинариях вместо богословских и мировоззренческих дисциплин преподавать историю Советского Союза, Конституцию СССР и Обществоведение.
После крушения атеистической идеологии перед духовными учебными заведениями встал вопрос существенного изменения учебного плана с целью соответствия существующим стандартам высших учебных заведений. Согласно новому учебному плану в семинарии стали изучать традиционные для высшей школы и духовного образования гуманитарные предметы (педагогику, литературу, правоведение, философию, риторику, стилистику), при этом количество часов по богословским предметам было увеличено.
Реформа, которая началась по инициативе Архиерейского Собора 1994 г., сегодня затронула также и процедуру подготовки и защиты кандидатских диссертаций. В этом году для рецензирования диссертаций впервые были привлечены специалисты из других научных и высших учебных заведений – Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, ВНИИ документоведения и архивного дела Федерального архивного агентства РФ, Института Русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
Среди представивших диссертации священники – выпускники Московской, Волынской и Смоленской Духовных Семинарий, иеродиакон из Сербской Православной Церкви, а также аспирант из Польской Православной Церкви. Темы диссертаций были посвящены проблемам пастырского окормления военнослужащих в Польской армии, вопросам анализа архивных материалов по миссионерской деятельности известного миссионера в Японии святителя Николая (Касаткина), описанию фондов дореволюционной Московской Духовной Академии, вопросам систематизации и богословского осмысления богатого творческого наследия сербского богослова Иустина Поповича. Молодой преподаватель Смоленской Духовной Семинарии представил диссертацию, приоткрывшую еще одну малоизвестную страницу из жизни Православной Церкви на Смоленщине в годы нацистской оккупации.
Диссертационный совет по результатам тайного голосования вынес решение о ходатайстве перед Святейшим Патриархом Алексием о присуждении всем соискателям ученой степени кандидата богословия.
Развитие богословской науки – одна из приоритетных и перспективных задач, поставленных священноначалием перед духовными академиями. Поэтому следующий этап реформы предполагает создание современных учебных пособий для системы духовных семинарий и развитие научной специализации в духовных академиях.
По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, «богословие по своей сути неразрывно связано с молитвой и духовным опытом Церкви. Но не следует забывать о том, что богословие – это и деятельность разума. Многие святые отцы были выдающимися мыслителями своего времени. Победа христианства над язычеством была победой духовной. Но это была также победа культурная и интеллектуальная».
Tweet |
Вставить в блог
Новое поколение выбирает богословие5 июня 2006
|
Поддержите нас!