rss
    Версия для печати

    История канонизации или причтения к лику святых

    Появление практического акта канонизации было связано со стремлением предотвратить попадание в церковный культ святых лиц сомнительного достоинства.

    Читайте также:
    Православный Хэллоуин
    Митрополит Николай (Ярушевич): Слово в Неделю всех святых

    Термин «канонизация» (от лат. canonisatio) есть латинизированная транскрипция греческого глагола «определять, на основании правила узаконять», был введен в оборот западными учеными богословами довольно поздно. В Греческой Церкви этому термину адекватной аналогии нет, поэтому в подобных случаях там использовалось словосочетание «причтение к лику святых» или «вмещение, вчинение в лик святых» — позднее оно перешло в церковный язык Древней Руси и сохраняется в Русской Церкви поныне.

    По учению Церкви, угодники Божий, составляя лик святых, молятся перед Богом о живых собратиях своих по вере, которым последние воздают молитвенное чествование.

    Практический акт канонизации в истории Церкви претерпевал видоизменения и имел свое развитие. Во многом его появление было связано со стремлением предотвратить попадание в церковный культ святых лиц сомнительного достоинства. Так, в Древней Церкви отдельного акта о почитании святых не требовалось, дело ограничивалось внесением их имен с ведома или по распоряжению местного епископа в диптихи и синодики и установлением празднования дня их кончины.

    Ввиду того, что чествование святых к началу пятого века приобрело довольно обширный характер, церковные власти должны были следить как за установлением почитания святого, так и за запрещением ложных чествований.

    Некоторые подвижники, прославившиеся прозорливостью и чудесами, почитались самим народом; иногда даже при жизни в честь их строились храмы, например, императором Маркианом в честь преподобного Вассиана. Большею частию святые делались сначала местночтимыми (в своих монастырях или в целых епархиях), а затем, по мере увеличения чудес от них, чествование их становилось общецерковным.

    Так как строительство храмов и монастырей в основной своей массе велось частными лицами, то Церковь, начиная с пятого века, пытается учредить над этим контроль. Так, в Римской Церкви Папой Геласием I было усвоено право давать разрешение на посвящение (dedicatio) церквей известному святому, чем имелось в виду предотвратить посвящения их в честь неизвестных (сомнительных) святых и даже еретиков.

    К концу первого тысячелетия Православная Церковь имела уже вполне сформированный список вселенских святых, празднуемых каждой Поместной Церковью. Известность отдельных местных святых возрастала, им начинают строить храмы в самых различных уголках империи и за ее пределами. С десятого века епископы, с целью придать культу святых больший авторитет и способствовать его распространению за пределы своих епархий, стали обращаться за одобрением к Римскому Престолу. Именно с этого времени и возникает канонизация как акт в том смысле, какой ей придается в настоящее время*

    Множество разрозненных календарей и диптихов, местное почитание и отдельное празднование святых вносили в литургическую, агиографическую и гимнографическую практику Церкви много неудобств. Назревал вопрос об унификации календаря, о едином житийном корпусе святых всей Церкви. Такая работа была проделана в Церкви Симеоном Метафрастом и Иоанном Ксифилином при императоре Василии (976 — 1025), когда был составлен корпус минологий всех святых, чтимых на всем пространстве Греческой империи. Этот минологий по существу является основанием позднейших «святцев Константинопольской Церкви», вошедших в состав святцев Киево-Печерской Лавры и через них в святцы Русской Церкви.

    Самый ранний документ, касающийся практики канонизации в Восточной Церкви (впрочем, весьма поверхностно), — грамота Константинопольского Патриарха Иоанна Калеки (Апрена) к Киевскому Митрополиту Феогносту (1339 г.) о мощах святителя Алексия. Патриарх говорит о некоем «чине и обычае», которых держится в таких случаях Церковь Божия, и предписывает, получив относительно сего святого «твердое и несомненное удостоверение», поступить по тому же чину Церкви — «почитать и ублажать угодника песнопениями и священными славословиями» **

    Из истории причтения к лику святых святителя Григория Паламы, осуществленного Патриархом Филофеем, видно, что порядок канонизации был весьма простым. Патриарх говорит, что иереи Солуня, согласившись, ставят Григорию икону, совершают праздник в день его кончины и воздвигают ему храм, не дожидаясь великих Соборов и каких-либо общих решений, но довольствуются приговором и объявлением свыше и светлым и несомненным созерцанием дел и верою.***

    В более поздние времена в Константинопольской Церкви канонизация осуществлялась посредством специальной грамоты Патриарха.

    * На Западе Папа в каждом отдельном случае не мог располагать сведениями о лице, предложенном для почитания, поэтому возникла потребность в сборе сведений о почитаемом лице. Так, развилась первая подготовительная часть канонизации. Самая ранняя известная истории канонизация, канонизация епископа Аугсбургского Ульриха, была совершена Папой Иоанном XV с Собором епископов римской провинции в 993 г. Позднее, с падением значения Собора на Западе, власть канонизировать святых постепенно перешла в руки Папы.).

    **. Голубинский Е. История канонизации святых в Русской Церкви. M., 1903, С. 382 — 383.

    *** Там же С. 384
    Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на освященном Поместном Соборе РПЦ, 1988 г.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru