Tweet |
3—5 июля в Москве прошел Всемирный саммит религиозных лидеров, «Президент-отель», согласно сообщениям «Интерфакс-религия», стал настоящей выставкой достижений внешней политики Русской православной церкви и ее партнеров. По мнению экспертов саммит религиозных лидеров повысит авторитет России на международной арене и послужит прекрасной прелюдией к Санкт-Петербургской встрече «большой восьмерки». Своими впечатлениями о работе саммита делится наш корреспондент Ульяна Ядова.
На Всемирном саммите религиозных лидеров начиналось все строго. Прежде чем допустить в «Президент-отель» прессу тщательно исследовали, пускали группами по пять человек, провожали до зала, и... нет, в кресла журналисты садились самостоятельно. Пресса смотрела на экран, религиозные лидеры смотрели с экрана на прессу. Трансляция из зала заседания велась непрерывно. В сам зал с религиозными лидерами были допущены только телевизионщики.
Сразу стало понятно, что открытие саммита было чем-то очень важным – все участники выражали эту уверенность в своих выступлениях. Приехал Владимир Владимирович. Занял свое место за круглым столом. Засвидетельствовал важность мероприятия. Лидеры были рады, что президент понимает важность, которую понимают они и благодарили президента за понимание.
«Не сомневаюсь, — сказал президент Путин, — вы хорошо осознаете свою ответственность, понимаете, как влияет каждое ваше слово на миллионы людей». Лидерам стало очевидно, президент действительно не сомневается, и им, лидерам, действительно придется осознать свою ответственность и подобрать правильные слова для влияния на миллионы.
Тема борьбы с терроризмом, экстремизмом, нетерпимостью и ксенофобией была определенно центральной для Всемирного саммита религиозных лидеров. Кофи Аннан, будучи несомненно в теме, написал письмо участникам саммита. Владыка Кирилл зачитал послание: «Люди веры – мужчины и женщины, — зачем-то уточнял Кофи Аннан, – оказывают значительное влияние на личное и общественное поведение. Мы рассчитываем, — не постеснялся напомнить генсек ООН, — что вы продемонстрируете интегрирующую роль, которую способна играть религия в нашем труде по достижению мира». Что наталкивает на мысль, что Кофи Аннан не так уж уверен в этой интегрирующей роли религии, если уж так нуждается в ее демонстрации. Зато в ней абсолютно убежден глава камбоджийских буддистов Теп Вонг. Он ответственно заявил всем присутствующим, что: «Если бы все люди следовали наставлениям Будды, никаких конфликтов не было бы».
Во время саммита всем стала очевидной способность и готовность еврейских духовных отцов делится с участниками саммита богатством еврейской мудрости. Речи еврейских лидеров отличались образностью, каждый из них, если уж и брал слово, то говорил его, приправляя тезисы притчами и легендами. Святейший Патриарх Алексий даже смиренно поблагодарил раввина Мецгера за напоминание, что мы все в одной лодке, после захватывающей легенды о человеке, который в одиночку пытался справиться с пробоиной на корабле.
Расслабленнее всех чувствовали себя камбоджийские буддисты. Нескованные ни проблемами терроризма, ни культурными запретами в отношении одежды они топтали ковры пятизвездного отеля сланцами, разбавляя официозную черно-серую толпу оранжевым настроением своих одежд, сидели с ногами на бархатных стульях и внимательно слушали все выступления на всех заседаниях без исключения. Родилась версия, что переводчик из камбоджийской кабины вовсе не переводит, а читает втихую мантры, а буддийские монахи тем временем молятся, хотя все думают, что им и вправду интересно то, что говорят докладчики.
Патриарху эфиопских коптов не легко давались слушания докладов — он все время спал. Весь черный, оно и понятно – эфиоп, во всем белом, с золотым крестом в руках Святейший Абуна Павел своим присутствием свидетельствовал о важности и актуальности мероприятия.
Раввины шутили над отцом Всеволодом Чаплиным (замом главы ОВЦС Московского Патриархата, т. е. владыки Кирилла) продлившим время, отведенное для чтения докладов. Раввины намекали, что заседания приобретают характер аскетических упражнений. Поскольку на веранде отеля стулья уже были расставлены для концерта, а музыканты уже томились в ожидании слушателей. Однако гости приехали не с тем, чтобы развлекаться, у них было «еспирейшн» выссказаться о «кооперейшн» в борьбе с «терроризм энд экстримизм», важности «толеранс» и мира во всем мире. Грех было отказывать и отец Всеволод не грешил.
На третий день конференции католическим кардиналам явно надоело отвечать на вопрос: «Ну что, приедет ли Папа в Россию?». Потому как отвечать им было нечего, они брали пример с митрополита Кирилла и повторяли его слова, о том, что данное мероприятие имеет другие цели, и приезд Папы не стоит на повестке дня… «Ну а все же, — настаивали журналисты, — встретится ли Патриарх с Папой?». «Это подразумевает разработку специальных проектов и требует дополнительных обсуждений» – был им ответ. Однако католики были довольны, ведь как заметил кардинал Поль Пупар (председатель Папских советов по культуре и по межрелигиозному диалогу), наконец-то, общаясь с ним, «митрополит Кирилл перестал употреблять слово прозелитизм».
На заключительной пресс-конференции журналистка, знакомая с текстом Псалтири, задала митрополиту Кириллу провокационный вопрос: «А не противоречит ли данная встреча первой строчке первой кафизмы?» («Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых», прим. авт.). Митрополит на провокацию не поддался и ответил: «Не противоречит». Однако еще в первый день саммита было очевидным, уверенность митрополита не разделяют иные из овец православной паствы, отчаянно пытавшихся выражать свой протест «совету нечестивых» у Президент-отеля и в Чистом переулке, требуя отзыва патриаршего благословения, данного мероприятию.
Средоточием братской любви и стремления победить терроризм во всем мире был диалог раввина Израиля Йоны Мецгера и духовного лидера всех борцов за развитие ядерной энергетики в Иране аятоллы Мухаммада Али Тасхири.
Вначале было так: Равин Йона ему о страданиях еврейского народа с интонацией, обращенной к общественности, мол, посмотрите люди добрые, а ведь они нас, страдальцев, стереть с лица земли хотят… Тасхири, вербально осуждая терроризм и бедность, которая его порождает, передавал импульсы коллективному еврейскому бессознательному: «Мочили мы вас и будем мочить, и вот не надо тут подмазываться в родственники и поминать Авраама, как общего отца нашего». Но в финале, на последней пресс-конференции, Тасхири все-таки проговорился: «У Ирана и Израиля нет ничего общего» — отрезал он. Никто не расстроился, потому, что близилось время обеда и было понятно, что все равно всех накормят.
А кормили в ресторане «Президент-отеля» действительно здорово: салат из мяса, вегетарианский суп и жареный карп, т. е. с учетом на всех конфессиональных вкусов, каждый мог выбрать хотя бы одно из блюд и не нарушил бы канонические установления. Было заметно, что участникам саммита не хотелось расходиться, они еще долго сидели за бесконечным кофе. Кто-то из отцов затянул «Христос анести» («Христос воскресе» пасх. тропарь на греч. языке) Мусульмане за соседним столиком, ни слова не понимая по-гречески, все-таки почувствовали подвох, нервно оборачивали головы в тюбитейках и подергивали лопатками под шерстяными пиджаками.
«Диалог и партнерство цивилизаций не должны быть просто лозунгами. Нам нужно построить такой миропорядок, который сочетал бы демократию — как способ согласования различных интересов и как участие людей в принятии решений на национальном и глобальном уровне …Мир должен быть многополярным и многоукладным, удовлетворяющим всех людей и все народы, а не подогнанным под безжизненные и упрощенные идеологические схемы», — говорится в документе, который стал итогом работы трехдневного саммита. Религиозные лидеры выразили свое принципиальное согласие, что мир должен быть таким, ну вроде как прошедший саммит религиозных лидеров, где все, всех, за все и всего много, и поспать не грех на кожаном диване после сытного обеда. Тогда и терроризм и СПИД отступят и будет всем нам счастье. Аминь.
Tweet |
Вставить в блог
Религиозные лидеры выражают принципиальное...7 июля 2006
|
Поддержите нас!