Было весело и необычно, потому что многое удивляло: искренняя радость и веселье, неординарные поступки казалось бы совсем чужих для тебя людей. Однако, как и многие тогда люди в СССР, мы были лишены возможности встретить Рождество в храме, потому что о церковной традиции этого праздника почти никто не знал.
Tweet |
Федор Сучков. Катание с гор |
||
Не каждый из нас может поделиться детскими воспоминаниями о встрече Рождества Христова. О колядках и катаниях с гор, о рождественском угощении, об искренней радости от ожидания и встречи Праздника. Теплого, чуткого, согретого дыханием спящего ребенка. Мы публикуем несколько таких воспоминаний. И поздравляем читателей с наступлением Святых дней и желаем провести их мирно и добро.
Рождество..!
Рождество с самого детства было для меня необычным праздником. Наверное потому, что многое было тайным и непонятным, но в то же время добрым и веселым.
Ничто так не заседало в моей голове, как странные слова, относящиеся к этому празднику, традиции, которые исполнялись исключительно в этот день. Например, я знала, что «Сочельник» — это какой-то особый вечер 6 января, когда мама накрывала стол, украшала его свечами, красивыми зимними букетами, а всех нас угощала особым блюдом — «кутьей» (странное варево из пшеницы, смешанной с маком, орехами и сахаром). И что-то было трепетное в отношении к Рождеству моих родителей, о чем можно было судить по тому, с какой любовью, радостью они готовились и ожидали этот праздник. Как я теперь понимаю — это было теплым воспоминанием из их детства.
Самое интересное начиналось 7 января вечером, когда друзья и знакомые, соседи собирались у нас, угощаясь последними крохами «кутьи», рядились в самые невероятные костюмы и отправлялись «колядовать» по друзьям, соседям, знакомым.
Фото www.museum-esenin.ru |
|
Только в этот вечер и ночь происходило то, что не могло свершиться даже в Новый год: забавные дурачества взрослых на колядовании, в которых ты мог на равных принимать участие, песни и пляски, спуск с ледяных горок, снежки, лепление снежной бабы. А потом мы все сидели за столом, пили чай с доставшимися после колядования конфетами и шоколадом, а папин друг, который почти никогда не расставался со своей гитарой, затягивал свою коронную песню «А гимназисточки румяные…». И вот так среди ночи, под звуки аккордов «Увезу тебя я в тундру» мог заявиться наш знакомый «товарищ полковник» и одной фразой: «Поехали кататься!!!» усаживал всю толпу в сани с упряжкой и катал по ночному военному городку.
Было весело и необычно, потому что многое удивляло: искренняя радость и веселье, неординарные поступки казалось бы совсем чужих для тебя людей. Однако, как и многие тогда люди в СССР, мы были лишены возможности встретить Рождество в храме, потому что о церковной традиции этого праздника почти никто не знал. Конечно, этому значения и не предавали, но потом, когда я слышала воспоминания моих друзей — русских иммигрантов первой волны, я понимала, что мы лишались главного наполнения и смысла именно церковного праздника Рождества Христова. В среде русской иммиграции, может, и не полностью сохранились дореволюционные традиции празднования, но многие стремились по возможности поддержать и передать юному поколению то, что знали и чему следовали сами. Здесь мне вспоминаются рождественские традиции в семье моих друзей, уже во втором поколении проживающих в США, Хлебниковых.
К Рождеству все готовились дружно: шили костюмы, вырезали фигурки ангелов, волхвов, Вифлеемскую звезду, учили carols (колядки), старшие дети (а в семье Хлебниковых было 4 детей) готовились к чтению Евангелия. Тщательно разрабатывалось меню праздничного стола, украшалась елка. В канун Рождества, в святой вечер вся семья собиралась у нарядной елки: старшие дети читали отрывок из Евангелия (что было для них большой честью и ответственностью), младшие устраивали концерт из колядок. Затем детей укладывали спать, а родители отправлялись на ночную службу. Наутро дети с шумом находили желанные подарки под елкой, и затем вся семья отправлялась в храм, на позднюю литургию, чтобы причастить детей. С самого дня Рождества во всех русских семьях начинались рождественские елки: родители поочередно устраивали у себя праздники, приглашая всех знакомых детей. Праздничный день в семье Хлебниковых — это всегда толпы друзей и знакомых, забегавших к ним с поздравлениями, массой подарков, сюрпризами. В эти праздничные дни дети и взрослые были всегда вместе: и на катке, и на лыжах, и водили хоровод под праздничной елкой. А еще были шарады, прятки (когда отдыхали за городом), танцы, в которых принимали участие все без исключения.
Фото Анастасии Ванякиной |
||
Наверное, многие семейные традиции в праздновании Рождества в чем-то похожи, но все равно сохраняется какая-то особенность, присущая той или иной семье, стране, общине. И каждый в этот светлый праздник может поделиться своим представлением празднования, установить свои собственные традиции, не забывая о главном, что праздник Рождества — это праздник искренней радости, доброго веселья, и никто в эти дни не имеет права быть мрачным, грустным и скучным! Мне кажутся хорошо приложимыми к тому, как следует отмечать Рождество, слова блаженного Августина: «В главном — единство, во второстепенном — многообразие, во всем — любовь».
Читайте также
Рождество 2007 года в храме мученицы Татианы
Кто ходит в Святки по гостям, тот поступает мудро…
Рождество на Соловках
«Читаем» икону Рождества
Пришло Рождество, начинаем торжество!
Рождество 2007 года
Tweet |
Вставить в блог
Назад в прошлое?!9 января 2007
|
Поддержите нас!