rss
    Версия для печати

    По обычаю, на Вознесение...

    Простонародные толкования значения праздника Вознесения не могут не вызвать улыбку у современных православных интеллектуалов и богословски подкованных эрудитов. Народное «Православие» трактовало праздник следующим образом: «Вознесение — последний день, когда заканчиваются свидания грешников, пребывающих в аду, с праведниками, обитающими под сенью райских кущей.

    Простонародные толкования значения праздника Вознесения не могут не вызвать улыбку у современных православных интеллектуалов и богословски подкованных эрудитов. Народное «Православие» трактовало праздник следующим образом: «Вознесение — последний день, когда заканчиваются свидания грешников, пребывающих в аду, с праведниками, обитающими под сенью райских кущей. Сорок дней ходит Спас по земле: с Воскресенья до Вознесенья. Празднуя Вознесение Христово из этого мира, мы знаем, что оно произошло ради нас, для всех людей. Господь уходит, чтобы «приготовить место» для нас. С тех пор весь христианский мир вот уже две тысячи лет ожидает исполнения пророчества — нового пришествия Христова».

    Согласно словарю Даля: «На Вознесенье не работают. С Вознесенья запахивают. На Вознесенье пекут лесенки, пироги с зеленым луком. На Вознесенье завивают березки: если венок не завянет до дня Пятидесятницы, то тот, на кого береза завита, проживет этот год, а девка выйдет замуж». Остается лишь надеятся, что наблюдения Владимира Ивановича, однако, не сподвигнут нынешних православных прибегать к подобным методам «устроения судеб».

    Кроме того, с этим днем связывали некоторые особенности природного календаря. Считалось, что к этому дню отцветали сады, а в само Вознесение стихало пение птиц.

    Как уже упоминалось, по обычаю, повсеместно пеклись пироги с начинкой из зеленого лука, верх которых выкладывался перекладинами в виде лесенки, и лепешки из сборного теста 4 вершка длиной и 1,5 — шириной (вершок — 4,4 см), также с рубчиками в виде лесенки. Называлось это все лесенками, лестовками и лествицами. Часто они пеклись с семью перекладинами, «чтобы Христу было легче на небо подняться». Кое-где пекли блины «Христу на онучи». Пироги несли в церковь. несли чрезвычайно осторожно и ели бережно, чтобы не сломать, потому, что «кто лесенку сломает — в рай не попадает».

    Опять же, в деревнях соблюдались такие обряды: крестьянки шли в поле, каждая вставала у своей нивы, кланялась на все четыре стороны и бросала лесенку вверх, приговаривая: «Чтобы рожь моя выросла также высоко». После чего лесенка съедалась. Иногда вверх летели ложки и яйца с теми же приговорками. Добавлялись порою просьбы о высоком льне, в который на здоровье извечно одевалась Русь.

    Читайте также:
    Праздник Вознесения Господня (о значении Праздника)
    Почему Богородица в центре? (об иконе праздника Вознесения)
    Митрополит Антоний (Сурожский): Слово в день Вознесения (проповедь митрополита Антония Сурожского)
    Святитель Фаддей (Успенский): Слово в день Вознесения

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru