rss
    Версия для печати

    Иконография Владимирской иконы

    Владимирская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Гликофилуса (Сладколобзающая), Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передает полное нежности общение Матери и Ребенка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Иконы этого типа получили на Руси наименование «Умиление» (по-гречески Елеуса).

     

     
     Владимирская икона Божией Матери
     

     «Насаждение древа

    государства Российского».

    Отличительная особенность данного образа — левая ножка Младенца Иисуса согнута таким образом, что видна подошва ступни.

    Икона стояла прежде в Успенском соборе по левую сторону Царских врат. Риза на иконе из чистого золота с драгоценными камнями оценивалась в сумму около 200000 золотых рублей (конфискована большевиками). Икона долгое время находилась в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, сейчас находится в церкви Николы в Толмачах, что за Третьяковской галереей, где перед нею совершают молебны. В великие престольные праздники святыню переносят в Успенский собор Кремля для участия в самых торжественных молебнах.

     

    На обороте изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей. В центре Престола с красным покровом лежит закрытое Евангелие. На Евангелии сидит белый голубь с золотым нимбом (символ Духа Святого). Слева и справа от Евангелия четыре гвоздя и терновый венец. За престолом изображен Крест, по сторонам которого — Копие и Трость. По сторонам Креста надпись IС ХС, ниже НИ КА.

     

    Все искусствоведы отмечают различия в технике живописи лицевой и оборотной сторон. Существуют доводы в защиту того, что икона еще со времени создания была двусторонней, но изображение Этимасии очень приблизительно относят к началу XV в.

     

    Оригинальная русская иконография образа Владимирской именуется «Насаждение древа государства Российского». Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе.

     

    Здесь, по мнению исследователей, Московский Кремль предстает аллегорией райского сада. Это икона – панегирик, торжественная похвала главной святыни Русского государства – образу Владимирской Богоматери, изображение которой расположено в центре.

     

    На иконе изображены Успенский собор, кремлевская Спасская башня с курантами, святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях — медальоны с сонмом русских святых, а в центре — овальный образ Владимирской.

     

    Как в иконе «Похвала Богоматери» библейские пророки пишутся с развернутыми свитками, на коих начертаны слова акафиста, так и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское. Здесь есть и изображение Христа, подающего «покров свыше».

     

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru