Tweet |
До сих пор исследователи спорили, на каком языке составлена надпись на обломке обожженной глины размером 15х16,5 см, сделанная протоханаанским письмом около X века до новой эры, приблизительно во времена правления царя Давида.
Хотя протоханаанским письмом пользовались многие народы Ближнего Востока, профессор Галиль доказал, что надпись составлена на древнем иврите. В качестве аргумента, подтверждающего гипотезу, ученый указал на корни отдельных слов, которые характерны именно для иврита и еврейской культуры и почти не встречаются в других языках региона.
Таким образом, надпись, найденная на раскопках Киафы, является древнейшим текстом на иврите, значительно более древним, чем знаменитые Кумранские свитки. Учитывая, что город был на периферии царства, в центре страны письменность должна была быть развита гораздо сильнее.
Это, в свою очередь, свидетельствует о том, что первые книги Священного Писания были записаны по меньшей мере на 700 лет раньше, чем предполагалось ранее. До сих пор среди ученых господствовала точка зрения, согласно которой письменный иврит появился только в III веке до нашей эры, и книги Священного Писания не могли быть записаны до того.
Надпись на пластинке, сделанная кисточкой с краской, свидетельствует, что в те времена евреев заботили те же проблемы, что и в настоящее время. Автор текста, близкого по содержанию, но не идентичного отдельным фрагментам Ветхого Завета (Исайя 1:17, Псалмы 72:3, Исход 23:3), призывает власти заботиться о вдовах, сиротах и герах (неевреях, принявших иудаизм). Согласно найденному отрывку, государство дает всем этим категориям защиту и справедливость, а также обязуется не обижать бедняков и геров.
Впрочем, эксперты считают, что СМИ поторопились с сенсационными выводами, поскольку по поводу датировки Священного Писания в научных кругах существуют различные мнения. Однако сам факт обнаружения древнейшей надписи на иврите оспаривать не приходится. А это само по себе является значительным научным открытием.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!