Tweet |
Церковь стала праздновать Собор Оптинских старцев cовсем недавно: преподобный Амвросий Оптинский был канонизирован Поместным Собором в 1988 году, и лишь в 2000 году еще 13 оптинских преподобных были причислены к лику святых. Память святых старцев Оптинских отмечается 11 (24) октября.
Многие, вероятно, зададутся вопросом: почему память преподобных празднуется в один день? Ведь многие из них даже не видели друг друга при жизни. Но всех их объединяет преемственность служения Господу и благодать древней пустыни.
Откуда появилось название «Оптина пустынь», не совсем ясно. Наиболее вероятной представляется версия о том, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь, а таковые носили название Оптиных. Расположена пустынь на берегу Жиздры вблизи древнего города Козельска. Именно этот город был прозван татарами «злым городом» после его героической семинедельной обороны в 1238 году, когда все жители были убиты и, по преданию, двухлетний князь Василий утонул в крови.
Видимо, история монастыря начинается еще в XV веке. Несколько раз обитель переживала периоды кризиса и упадка (к примеру, в 1773 там осталось только 2 монаха), но в 1821 наступило ее возрождение после устройства владыкой Филаретом (Амфитеатровым) Свято-Иоанно-Предтеченского скита при монастыре. С тех пор Оптина пустынь стала «духовной санаторией многих израненных душ», как определил ее отец Павел Флоренский: там поселились привыкшие к уединению пустынники, а духовной жизнью стали заведовать старцы, в то время как настоятель был только администратором. Оптина пустынь и прославилась именно как обитель, в скиту которой просияли духовные старцы.
Что же такое старчество? Достоевский в «Братьях Карамазовых» определял старчество как огромную силу, которую получает человек, отдавая полностью свою волю другому, отказываясь от своей воли к жизни. Проявлением этого отречения от своеволия является исповедование учеником старцу каждого своего шага, каждой греховной или даже лишь вызывающей опасение в греховности мысли. Наряду с откровением помыслов очень важно полное и неукоснительное послушание ученика старцу. Старец же, обладающий дарами рассуждения и «различения духов» (видения самых скрытых корней греха), а часто и прозорливостью, чудотворением, пророчеством, как искусный духовный врач дает ученику наставления, через которые открывается непосредственно воля Божия. Во всем следуя советам старца, ученик постепенно обретает терпение и смирение, очищается от греховных помыслов и приобщается благодати Божией, руководящей отношениями старца и ученика. Всю свою жизнь старец отдает Господу, и отсюда эта жертва любви к каждому ученику, и просто к каждому ищущему помощи и наставления человеку.
Первоначально братство Свято-Введенского скита состояло из шести человек: о. Моисея (Путилова), ставшего начальником скита, его брата о. Антония (Путилова), о. Савватия, послушника Иоанна Дранкина, а также схимонаха Вассиана и монаха Илариона. Однако первым великим оптинским старцем стал иеросхимонах Лев (Наголкин), прибывший в скит в апреле 1829 года. Именно к нему обращались за духовной помощью не только насельники монастыря и скитская братия, но и многие миряне из разных сословий и званий, жившие часто в далеких российских губерниях. Преемниками старца иеросхимонаха Льва (Наголкина) стали иеросхимонах Макарий (Иванов), иеросхимонах Амвросий, иеросхимонахи Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин), схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), иеросхимонах Анатолий (Потапов). Последний великий оптинский старец иеросхимонах Нектарий (Тихонов) скончался в 1928 году.
Многие известные деятели науки и искусства побывали в Оптиной пустыни; и доныне целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Федор Михайлович приехал в Оптину пустынь после смерти сына Алеши, и множество деталей в романе «Братья Карамазовы» возникло под впечатлением от поездки, а прототипом старца Зосимы явился старец Амвросий Оптинский. После посещения обители был написан «Отец Сергий» Льва Толстого, а родная сестра писателя, М. Н. Толстая, стала настоятельницей основанного Амвросием женского монастыря в Шамордино. А Гоголь, на всю жизнь сохранив воспоминание о благодатной пустыни, писал: «За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышится благоухание; все становится приветливее, поклоны ниже и участье к человеку больше…»
Читайте также:
Преподобный старец оптинский Амвросий
Энциклопедия заблуждений: зачем мне перед Богом посредник?!
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!