Tweet |
Он напомнил, что еще в XIX веке святитель Филарет Московский составил молебен в честь победы над Наполеоном, который после празднования Рождества всегда служился в храмах Русской Церкви. "Главным мотивом этого молебна была благодарность Богу за спасение Отечества, за то, что Бог помог русскому народу отстоять независимость и помог Европе освободиться от последствий Французской революции", - сказал иеромонах Филипп.
Со временем 7 января - день обнародования Александром I указа об изгнании Наполеона из России - станет государственным праздником, надеется иеромонах.
"Сейчас нужно вести общественную дискуссию, вспоминать, какое значение имела война 1812-го для нашей страны, каковы были ее последствия. Когда будет некий консенсус, когда будет некое общественное понимание этого праздника, можно предпринимать конкретные административные законодательные шаги для воплощения этой инициативы", - отметил он.
Иеромонах Филипп подчеркнул, что этот праздник поможет "вспомнить то утонченное, что есть в русской культуре, принадлежность России к европейской цивилизации, ее важную миссию в объединении народов".
В дореволюционной России император Александр I после окончания Отечественной войны 1812 года издал Манифест, в котором указал, что в один день 25 декабря по старому стилю (сейчас это 7 января) в России будет праздноваться "Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления Церкви и Державы Российские от нашествия галлов". Именно к концу декабря армия Наполеона покинула Россию, сама победа к Рождеству воспринималась как Божье провидение, а кроме того, 25 декабря - день Спиридона Тримифунского, который был святым покровителем Александра I. В этот день проводились парады, впрочем, традиционные для некоторых христианских праздников еще до войны.
Для населения Империи в то время победа над армией Бонапарта воспринималась именно как христианская победа над французами, по преимуществу атеистами, говорит историк Лидия Ивченко. По ее мнению, праздник победы над галлами не был праздником в современном понимании - он не отмечался одинаково ежегодно, но традиционным осталось молебное пение после Литургии в этот день с выражением благодарения Богу. При Николае I по случаю 25-летия со дня победы в Отечественной войне снова были крупные торжества, которые опять же не стали ежегодными. К началу Первой Мировой войны, в которой Франция и Россия стали союзниками, на этом празднике также не акцентировалось внимание уже по политическим причинам, а после революции старые календарные даты и вообще были надолго забыты. Впрочем, к Великой Отечественной войне, как утверждают историки, о победе над Наполеоном вспомнили, но уже без религиозного оттенка. Руководство СССР отставало от Германии в идеологической работе с населением и активно наверстывало упущенное.
Традиция отмечать военными парадами победу в Отечественной войне 1812 года уже возрождается в Санкт-Петербурге, передает ИТАР-ТАСС. На Семеновском плацу с Рождеством Христовым участников и гостей праздника сегодня поздравляют представители администрации Санкт-Петербурга, священнослужители, руководители военно-исторических клубов. Зрители увидят показательные выступления конной группы и учения артиллерийского расчета в исполнении мастеров реконструкции, неоднократно демонстрирующих свои навыки в городах России и Европы. Выступления будут сопровождаться комментариями специалистов и исторической военной музыкой.
Гвоздем программы станет имитация выстрела орудия русской армии эпохи начала XIX века. Обстановку тех героических лет, когда полки императора Александра I отразили нашествие Наполеона, воссоздадут победные марши; радость народного торжества передадут участники фольклорных коллективов.
- Великих побед слишком много: работать будет некогда
Первые мнения против инициативы РПЦ. Депутат Госдумы от КПРФ Владимир Кашин заявил в интервью "Эхо Москвы", что помнить о великих победах России важно, но делать каждую из них государственным праздником неправильно. "Если все исторические победы сделать праздничными днями, мы будем процентов тридцать дней не работать, а только праздновать", - сказал Кашин.
Отметим, что в России недавно появился похожий по своей сути праздник - "День народного единства", который иногда называют "День освобождения от польско-литовских и шведских оккупантов". В пояснительной записке к закону о новом празднике говорилось: "4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе".
Формулировка сразу вызвала недоумение в обществе - многие просто не поняли, что им предлагают отмечать, а многие поняли в "националистическом" и "ура-патриотическом" ключе. А некоторые историки высказывают мнение, что 4 ноября не имеет никакой исторической связи с описанными событиями. Возникает путаница из-за способа датирования старых праздников в новом стиле.
Кстати, День народного единства - это воскрешенный государственный и религиозный праздник, учрежденный в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. Согласно православному церковному календарю, в этот день отмечается праздник Казанской иконы Божией Матери (именно с этой иконой князь Пожарский вступил в Китай-город и поклялся построить храм в память этой победы).
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!