Tweet |
- Алексей, музыка архиепископа Илариона - это новаторство, или его произведения можно назвать продолжением определенной традиции?
- Архиепископ Иларион остается в первую очередь пастырем Христовой Церкви и использует музыкальные средства для проповеди Евангелия. Его основные произведения, которые условно можно назвать светскими, потому что они написаны для исполнения в концертном зале, - «Страсти по Матфею» и «Рождественская оратория» - посвящены Христу, его Рождеству, страданиям и Воскресению. Относить их к какому-либо определенному стилю я бы не стал.
Владыка Иларион очень любит музыку Баха и в его сочинениях можно встретить, например, фуги, но также он использует и православные песнопения, которые написаны несколько по-новому, однако узнаваемы. Владыка пишет музыку так, чтобы она была понятна современному человеку, и необязательно, чтобы это был подготовленный слушатель. При этом музыка написана профессионально, добротно и качественно. На мой взгляд, самое главное в его произведениях, помимо профессионализма, - искренность и живое чувство сопричастности евангельской истине.
Главная миссионерская задача творчества владыки Илариона - донести Христово слово до современной аудитории.
- В современной симфонической музыке существуют разные направления. Кажется, что архиепископ Иларион стоит особняком, его творчество - самостоятельное явление, или все-таки его следует отнести к одному из музыкальных направлений?
- Основных направлений сегодня, пожалуй, три. Первое - авангард, представители которого не признают тональной, мелодической музыки. Другую ветвь можно назвать традиционалистской. К ней, например, относится учитель архиепископа Илариона по композиции Владимир Довгань. И третий стиль, который получил свое наивысшее воплощение в творчестве Арво Пярта, - это минимализм. Все эти направления имеют право на существование. В начале XXI века после некоторых авангардных упражнений мы пришли к тому, что «все дозволено». И все находится вне критики. Критерий оценки сейчас один - нравится или не нравится, близко или не близко.
Владыку Илариона можно отнести к традиционалистам. Он пишет мелодичную музыку, основанную на классических традициях.
- Ваше сотрудничество с архиепископом Иларионом началось много лет назад. Вы знакомы с юности и были свидетелем его развития и как композитора, и как пастыря, и как человека...
- Когда мы познакомились, будущий владыка учился в музыкальной школе имени Гнесиных, которая была общеобразовательной и давала среднее музыкальное образование. По окончанию школы надо было представить на суд комиссии свое сочинение. И я помню его романс на стихи Гарсии Лорки, как он готовился к экзаменам, волновался, как поступал потом в консерваторию. Но это было лишь одной из сторон его жизни в то время. Главным уже в те годы была его жизнь в Церкви. Он был чтецом, иподиаконом в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, где служил покойный митрополит Питирим (Нечаев). Будущий архиепископ Иларион уже тогда серьезно изучал богословские труды и познавал их на своем личном опыте. Тогда не приветствовалось, чтобы молодые люди ходили в храм, позиционировать себя как православного человека и ежедневно вести христианский образ жизни было смелым шагом.
- Выбор между музыкальной карьерой и пастырским служением был для владыки Илариона трудным?
- Нет, не думаю. Призыв Христа «оставь все и следуй за Мной» был для него приоритетом и смыслом жизни, который нисколько не изменился и по сей день. Это его призвание - следовать за Христом. При этом владыка никогда не старался форсировать события. Он закончил консерваторию, отслужил в армии и только после этого принял монашество и священный сан. По моим воспоминаниям, внутренней борьбы, сомнений, куда повернуть, у него никогда не было.
- Ваше музыкальное сотрудничество не прекращалось все эти годы?
- После того, как владыка посвятил себя служению Церкви в монашеском образе и священном сане, он оставил занятия музыкой. И ему, и всем нам казалось, что это навсегда. Но несколько лет назад его вновь посетило вдохновение, на новом этапе жизни, новом уровне человеческого и пастырского опыта.
Люди, которые познали истину, должны стараться этой истиной поделиться с теми, кто еще находится в поиске. Вернувшееся вдохновение он направил на то, чтобы доступными ему средствами говорить о Христе. Конечно, для меня сотрудничество с владыкой явилось знаменательным и счастливым во многом и потому, что мы исполняли его произведения в лучших концертных залах Москвы, побывали в Италии и Америке.
Сейчас уже в четвертой российской епархии будут исполнять его произведения. Энтузиасты из епархий обращаются к владыке с просьбой прислать партитуры. Здесь нет никакого продвижения «сверху», никакого навязывания. Первой была Костромская епархия, не так давно я дирижировал «Рождественской ораторией» в Саратове, затем был концерт в Вятке, где архиепископ Иларион присутствовал, и скоро будет в Пензе.
- В чем особенность и новизна исполнения «Рождественской оратории», которое планируется в университетском храме 11 января?
- Директор Школы духовного пения при храме мученицы Татианы Нина Дмитриевна Лебедева обратилась с предложением перевести в клавир партитуру симфонического оркестра «Рождественской оратории», чтобы ее можно было исполнять не только в больших залах с участием оркестра, но и в сопровождении фортепиано. Эта работа была проведена. И мы с нетерпением ждем 11 января, когда состоится премьера «Рождественской оратории» в исполнении хоров Школы духовного пения при храме мученицы Татианы в сопровождении фортепиано.
Кстати, недавно совершенно неожиданно поступило предложение из Московской консерватории провести благотворительный концерт в пользу реконструкции ее Большого зала. 19 января в исполнении нашего хора, хора Мерзляковского училища и Большого симфонического оркестра, состоится премьера новой симфонии архиепископа Илариона «Песнь восхождения» на тексты псалмов. Дирижировать будет Владимир Иванович Федосеев.
Фото Сергея Чапнина
Читайте также:
«Рождественская оратория» архиепископа Илариона: святочный подарок университетского храма
Архиепископ Иларион: «Для меня очень важно, как публика реагирует на мою музыку»
Рождественская оратория: история вопроса
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!