Tweet |
Мария Египетская - Хусепе де Рибера (1591-1652). www.varvar.ru |
||
Существо, завидев монаха, принялось было убегать. Монах не отставал, но изрядно выдохнувшись, воскликнул: «Пожалей меня, остановись!». Существо ответило: «Авва Зосима, я грешная женщина, на мне нет одежды, и я не могу предстать пред тобою. Кинь мне свой плащ, чтобы я могла подойти под твое благословение».
Предпоследняя, четвертая неделя Великого поста посвящается памяти блуднице, ставшей великой святой – преподобной Марие Египетской, 47 лет боровшейся в пустыни с грехом: убегавшей от мира, не страшась ни голода, ни жажды, ни зноя, ни холода.
Жизнеописание этой святой можно сравнить с триллером: один монах, по имени Зосима, отправился на поиски более успешных подвижников, чтобы научиться духовной жизни случайно повстречал в пустыни обнаженное существо, с черной от зноя кожей и выгоревшими волосами… Существо, завидев монаха принялось было убегать, монах не отставал, но изрядно выдохнувшись, воскликнул: «Пожалей меня, остановись!». Существо ответило: «Авва Зосима, я грешная женщина, на мне нет одежды, и я не могу предстать пред тобою. Брось мне свой плащ, чтоб я могла подойти под твое благословение».
Так амма Мария, или преподобная святая мать, после многолетнего подвига пустынничества впервые заговорила с человеком. Не согласись она тогда беседовать со старцем – не узнали бы мы о том, как одна человеческая жизнь может вместить глубину падения и растления и высоту святости.
Священники шутят, что подвиг Марии Египетской подобен тому, как если бы в час пик в самой тяжелой пробке на Ленинградском шоссе, человек бы усилием воли транспортировался бы в Шереметьево на чем-то вроде вертолетного экспресса. Покинув в 12 лет дом, девушка Мария отправилась познавать взрослую жизнь, праздную, разгульную. Как будто одержимая жаждой грешить все больше и изощренней, она упивалась своим беспутством настолько, сколько хватало сил, и прожила так до 29 лет.
От любопытства или ведомая особым о ней Промыслом, Мария попала на корабль, следующий в Иерусалим, забравшись туда нелегально, в надежде, что тело ее будет надежным способом расплатиться за еду и дорогу.
Очутившись в желаемом месте, вместе с другими паломниками, прибывшими для поклонения Древу Животворящего Креста Господня, Мария двинулась к храму, но тут-то и произошло нечто странное. Как ни старалась она зайти в храм, невидимая сила как будто отбрасывала ее назад, не пуская в двери. После нескольких попыток Мария попробовала еще раз, и сквозь страх, сковавший ее сердце, вдруг поняла, что вся ее жизнь есть одна сплошная похотливая страстная жажда, влекущая ее вон из храма, не допуская к святыне.
Ее пронзительное: «Господи, прости, Матерь Божия, помоги… Ненавижу свой грех… Уйду, Богородица, из мира, уйду совсем!», - вырвавшееся из самого сердца, слезы и в ужасе заломленные руки перед иконой Богородицы. Мольба была услышана, Мария встала с колен и беспрепятственно вошла в храм. Осознание того, что начинается что-то новое в ее жизни, доселе неизвестное, окрепло в душе. Мария отправилась за реку Иордан, в пустыню, где почти полстолетия провела в полном уединении, посте и молитве, пока не повстречала монаха Зосиму, которому и поведала о своей жизни…
«17 лет провела я в этой пустыне, словно с лютыми зверями, борясь со своими помыслами... Когда я начинала вкушать пищу, тотчас приходил помысл о мясе и рыбе… Хотелось мне и вина, потому что я много пила его,… не имея часто простой воды и пищи, я люто страдала от жажды и голода… Блудные же помыслы…страстный огнь разгорался внутри моего сердца и всю опалял меня, возбуждая похоть. Я же при появлении окаянных помыслов повергалась на землю и словно видела, что предо мной стоит Сама Пресвятая Поручительница и судит меня, преступившую данное обещание. Так не вставала я, лежа ниц день и ночь на земле, пока вновь не совершалось покаяние и меня не окружал тот же блаженный Свет, отгонявший злые смущения и помышления», - слова, записанные за Марией, которая к тому времени уже стала глубокой старицей, обладавшей духовными дарами.
Старцу Зосиме дано было видеть Марию, идущую по реке «яко по суху», в другой раз он застал пустынницу за молитвой – она, поднявшись над землей, парила в небе. Через год после их встречи авва Зосима обнаружил тело усопшей великой святой и великой грешницы. Он похоронил ее тело в пустыне, дикий лев помог выкопать могилу в сухой, не поддававшейся старцу земле. Вернувшись в свой монастырь, авва Зосима рассказал собратьям о том, что видел и слышал от преподобной Марии. Все дивились, слушая о величии Божием, и со страхом, верой и любовью установили творить память преподобной и почитать день ее преставления. Преподобная Мария изображается на иконах в плаще, который одолжил ей когда-то авва Зосима.
Житие этой святой читается в храме каждый год Великим постом на службе, которая получила название «Мариино стояние». На богослужении полностью прочитывается покаянный канон преподобного Андрея Критского. Содержание канона и рассказа о подвиге преподобной блудницы перекликаются, они говорят нам о том, что покаяние, внутреннее преображение нашего сердца может быть начато только с честного осознания того, кем мы на самом деле являемся, с признания собственного греха.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
Жаль только, что стиль уважаемой Юлианы весьма коряв: увы, он иногда мешает сосредоточиться на сути очень хорошей статьи.
"Существо, завидев монаха, принялось было убегать. Монах не отставал, но изрядно выдохнувшись, воскликнул..." - так пишут стебные рецензии на современные книги или фильмы.
"Предпоследняя, четвертая неделя Великого поста посвящается памяти блуднице, ставшей великой святой – преподобной Марие Египетской, 47 лет боровшейся в пустыни с грехом: убегавшей от мира, не страшась ни голода, ни жажды, ни зноя, ни холода" - интересно, к чему здесь относится тот или иной причастный оборот.
"Священники шутят, что подвиг Марии Египетской подобен тому, как если бы в час пик в самой тяжелой пробке на Ленинградском шоссе, человек бы усилием воли транспортировался бы в Шереметьево на чем-то вроде вертолетного экспресса" - на вступительном экзамене на гуманитарный факультет МГУ здесь бы написали "стиль". Довольно неудачная попытка сыграть на сочетании высокой лексики "подвиг", "подобен") и разговорной ("вроде", "тяжелая пробка" - здесь еще и неудачный выбор слова). Плюс проблема с частицами "бы" - многовато их.
"От любопытства или ведомая особым о ней Промыслом, Мария попала на корабль, следующий в Иерусалим, забравшись туда нелегально, в надежде, что тело ее будет надежным способом расплатиться за еду и дорогу" - правильно: "из любопытства", "нелегально" - это словечко из репортажа о молдавских гастарбайтерах.
А так хорошая и правильная статья. Простите, Юлиана.