Tweet |
В либретто использованы богослужебные тексты Православной Церкви,
посвященные праздникам Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества
Христова и Сретения Господня. Речитативы баса и баритона чередуются с разнообразными музыкальными
номерами для солистов с оркестром, одного или двух хоров с оркестром,
солистов с хором, оркестра без хора, а также двух хоров а капелла,
звучащих антифонно.
В Киевской филармонии прозвучала "Рождественская оратория", написанная
архиепископом Волоколамским Иларионом, |
Общая драматургия произведения - от мрака к свету, от Ветхого Завета к Новому, от томительного ожидания пришествия Мессии к ликующей радости о спасении человечества воплотившимся Богом. В славословии родившемуся в Вифлееме Богомладенцу ангелы соединяются с людьми: эту двуединую хвалу символизирует пение двух хоров.
В оратории архиепископа Илариона (Алфеева) довольно много миноров. Особенно в начале, что обосновано сюжетом: Благовещение, бегство в Египет, Рождество, поклонение волхвов, избиение младенцев, плач Рахили. Новаторство архиепископа Илариона в том, что он совместил ораториальный западноевропейский канон с православной интонацией.
Критики считают «Рождественскую ораторию» интересной и для светской публики, и для верующих христиан. Знакомые тексты из Евангелия и известные православные молитвы в ней исполнены совершенно необычно (исполняет не только хор, но и оркестр - струнные, деревянные духовые, медные духовые и ударные, включая литавры, колокольчики и колокола). Другое звучание заставляет по-другому чувствовать, переживать, рождает новые эмоции.
Например, молитву «Богородице Дево, радуйся» исполняет хор детей (олицетворяющий ангелов) и оркестр, которые в конце сливаются с хором взрослых голосов. По словам владыки Илариона, звучание детских и взрослых голосов вместе с оркестром передает ликование ангелов, людей и всего живого о рождении Спасителя. Оратория передает атмосферу храма, богослужения. И как международный язык, доступный всем слышащим, позволяет чувствовать ту светлую радость, которую несет праздник Рождества для христиан. В этом смысле «Рождественская оратория» станет настоящим подарком на Рождество для всех, кто сможет ее услышать.
Мировая премьера «Рождественской оратории» состоялась 17 декабря 2007 года в Национальной кафедральной базилике Вашингтона - самом величественном храме Америки.
7 января 2008 года, в праздник Рождества Христова, в Большом зале Московской консерватории прошла российская премьера «Рождественской оратории». Сочинение было исполнено Государственным академическим Большим симфоническим оркестром им. П.И. Чайковского, хором Государственной Третьяковской галереи, хором музыкального колледжа при Московской государственной консерватории и группой солистов Московской хоровой капеллы мальчиков. В качестве солиста в концерте выступил легендарный российский бас, народный артист СССР Евгений Нестеренко.
Сочинение архиепископа Илариона написано для хора и оркестра. Однако 11 января в Татьянинском храме партия оркестра будет впервые исполнена на рояле. Клавир был специально написан для оратории Алексеем Пузаковым. Создание переложения для рояля позволит в будущем более часто исполнять произведение.
«Рождественскую ораторию» будут исполнять три хора храма мученицы Татианы: профессиональный праздничный хор, молодежный хор учащихся Школы духовного пения и детский хор учащихся этой же школы при Домовом храме МГУ.
Исполнение «Рождественской оратории» 11 января 2010 года открывает цикл «Татьянинских вечеров» в фойе Домового храма при Университете. Планируется, что в начале февраля будет исполнено «Всенощное бдение» Сергея Васильевича Рахманинова, а в начале марта состоится концерт оркестра Pratum Integrum, исполняющего старинную музыку (это единственный в России коллектив, в котором представлены все группы исторических инструментов). В один из дней Великого Поста будет исполнено произведение Йозефа Гайдна «Семь слов Спасителя нашего Иисуса Христа, сказанных Им на кресте».
Справка
«Рождественская оратория» - далеко не первое композиторское сочинение архиепископа Илариона. В 1984 году он создал партитуру «Четыре стихотворения Ф. Гарсиа Лорки» для голоса и фортепиано. Кроме того, владыке принадлежит «Божественная литургия» для смешанного хора (2006), впервые исполненная в храме святителя Николая в Толмачах 6 июля 2006 года хором Государственной Третьяковской галереи под управлением Алексея Пузакова. Первое концертное исполнение прошло в Большом зале Московской консерватории 7 декабря 2006 года. В тот же день состоялось премьерное исполнение «Всенощного бдения» для солистов и смешанного хора (2006) в Большом зале Московской консерватории. «Всенощное бдение» также исполнял хор Государственной Третьяковской галереи под управлением Алексея Пузакова.
«Страсти по Матфею» для солистов, хора и оркестра (2006) были впервые исполнены в Большом зале Московской консерватории 27 марта 2007 года. Исполняли произведение владыки Илариона хор Государственной Третьяковской галереи и Большой симфонический оркестр имени Чайковского. Дирижировал Владимир Федосеев. Повторное исполнение прошло 29 марта 2007 года в Риме, в концертном зале Auditorium Conciliazione. 29 сентября 2007 года «Страсти по Матфею» прозвучали в Мельбурне (Австралия) в исполнении Мельбурнского королевского филармонического оркестра, хора Петропавловского собора и хора певческой школы «Schola cantorum» под управлением Эндрю Уэйлса.
Использованы материалы сайтов:
Официальный сайт архиепископа Волоколамского Илариона
Читайте также:
Музыкальная проповедь. Алексей Пузаков о творчестве архиепископа Илариона
Архиепископ Иларион: «Для меня очень важно, как публика реагирует на мою музыку»
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!