rss
    Версия для печати

    «Вода живая» провела социологический опрос «Как и зачем постятся православные?»

    Для начала руководители опроса выяснили, как часто постятся верующие. На вопрос «Какие православные посты вы стараетесь соблюдать?» практически все ответили — Великий пост. Но только 34% респондентов указали, что соблюдают все многодневные и однодневные посты, включая среду и пятницу. Среди женщин таких оказалось больше, чем среди мужчин, 38% и 33% соответственно. Не соблюдают постов около 1% православных. Согласно нашему исследованию, обычно это молодые люди и мужчины среднего возраста, называющие в качестве причины слишком активный образ жизни. Возможно, под постом они подразумевают только воздержание в пище.
    Как именно постятся большинство православных, насколько их пост можно назвать строгим? Около 80% респондентов утверждают, что во время поста ограничивают себя в еде. Соответственно, около 20% ограничиваются непищевым постом. Вот, например, как рассуждает молодая женщина: «Стараюсь ограничивать себя в „плохом эмоциональном" плане по отношению к окружающим. Мир становится добрее, когда пытаешься быть снисходительней к людям, не критиковать близких... ».

    Чуть более половины православных христиан, 55%, во время поста ограничивают себя в развлечениях (реже смотрят телевизор, находятся в интернет-пространстве, слушают музыку, посещают разного рода зрелища). 13% находящихся в браке ограничивают себя в супружеской близости. 7% не ходят в гости и не приглашают к себе. А 2% указали на ограничения в приеме алкоголя (об этом написали молодые люди - видимо, спиртное является для них большей ценностью, чем для людей старше 45 лет, не выделивших его отдельной строкой).

    Также респондентам было предложено оценить по пятибалльной шкале, как им удалось соблюсти последний Великий пост. 5 баллов означало, что он постился  строго по своим понятиям, 1 балл - пост не соблюдался. 60% ответов пришлось на оценки 3 и 4 балла, т. е. удовлетворительное постничество, а 15% - на неудовлетворительное, 1 и 2 балла. Таким образом, большинство верующих считают, что провели пост ниже своих возможностей. Возникает вопрос - хотели бы они поститься строже?

    Вот как распределились ответы на вопрос «Когда вы постились строже, 3-5 лет назад или в последний год?» с учетом оценки самочувствия отвечавших. Более высоко оценили свое самочувствие те, кто в последнее время уменьшил строгость поста. Среди них 55% оценили свое здоровье на 4 и 5 баллов. Постившихся в последние годы примерно одинаково и чувствующих себя на 4 и 5,оказалось 50%. А среди тех, кто в последний год ужесточил свой пост, оказалось еще меньше хорошо себя чувствующих, только 46%. Тенденция такова: при ужесточении поста ухудшается самочувствие постящегося. Можно с уверенностью сказать, что добровольно начинать какое-либо дело, ведущее к ухудшению здоровья, нормальные люди не будут. Вероятно, так поступают те, кто не предполагал о подобных последствиях, делая это впервые и самостоятельно (возможно, ожидая обратного эффекта - диетического).

    Какие еще цели преследуют православные постники? «Зачем вы поститесь? Что вам это дает?» - на этот вопрос 20% православных указали, что поститься надо, чтобы соблюдать церковный устав. Наиболее типичные ответы: «Из любви к Церкви, желания не посрамить в своем лице христиан - ведь окружающие знают, что я должен поститься», «Я полностью доверяюсь уставам Церкви, раз Господь через нее установил пост - значит, так надо». Примерно столько же верующих отметили, что пост им нужен для усмирения плоти и воздержания. В частности, были такие ответы: «Чтобы укротить плоть свою. Когда держу пост не только в еде, но и в поступках, разговорах, тогда легче подходить к Таинствам», «Хоть немного доказать себе, что могу свою плоть усмирять», «Средство самоограничения и воспитания воли». Также православные постятся для духовного очищения и усмирения страстей. Реже встречались ответы типа: «Пост - это приготовление к празднику», «Отвлечение от мирской суеты».

    Вывод: среди верующих нет единого мнения о необходимости и пользе постов. Получается, что соблюдать их надо, а зачем - не очень понятно.

    Вставить в блог

    «Вода живая» провела социологический опрос «Как и зачем постятся православные?»

    1 января 2010
    Для начала руководители опроса выяснили, как часто постятся верующие. На вопрос «Какие православные посты вы стараетесь соблюдать?» практически все ответили — Великий пост. Но только 34% респондентов указали, что соблюдают все многодневные и однодневные посты, включая среду и пятницу. Среди женщин таких оказалось больше, чем среди мужчин, 38% и 33% соответственно. Не соблюдают постов около 1% православных. Согласно нашему исследованию, обычно это молодые люди и мужчины среднего возраста, называющие в качестве причины слишком активный образ жизни. Возможно, под постом они подразумевают только воздержание в пище.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Александра, Москва18.01.2010 0:47 #
    Андрей, а у Вас правда были проблемы с получением разрешения на рыбу Великим постом? В Рождественский и Петровский ее и так можно... У меня многие друзья и на кефир берут благословения - ничего. Или Вы в монастыре исповедуетесь, где монахи жесткого жития придерживаются и другим предлагают?
    Естественно, Церковь сейчас разрешает рыбу тем, у кого начинаются проблемы со здоровьем.
    Ведь если соблюдать пост по Уставу, то неплохо бы не только диетическую часть соблюдать, но и богослужебную, например. А мы ее не соблюдаем целиком по Уставу и не смущаемся. Так зачем же такой перекос в сторону диеты?
    андрей, иваново17.01.2010 14:45 #
    Если Святая Православная церковь разрешит вкушать во время постов рыбу,то проблемы со здоровьем желудочно-кишечного тракта в большой степени сгладятся.Сложно работающему человеку безукоризненно исполнять требования.Врачу нужно людей лечить,а у него мысли о еде.И времени на молитву нет.И водителю.И летчику.И.....Разве перечислишь всех тех,в руках которых жизнь и здоровье других.Мне лично Великий пост не дается.Первая и последняя недели,-да.Ну и среды, и пятницы.
    Татьяна16.01.2010 0:30 #
    Дорогая редакция! Я вам уже писала насчёт поста, как он отразился на моём личном здоровье и о своих опасениях за здоровье своих детей, у которых семьи с ещё малолетними детьми. Хотелось бы ещё кое-что добавить. Пост, в основном, соблюдается, как мне кажется, именно из-за послушания церковному Уставу. Но ведь какие-то положения Устава могут меняться со временем, и от него возможны отступления. Например, сейчас наши службы (особенно вечерние) во многом совсем не таковы, как прописаны в Уставе, многое самими священниками сокращается, и это не считается зазорным. Недавно нашла информацию, что в древней Церкви был один пост - Великий, и постные среды и пятницы, а многодневные посты Рождественский и Петровский были введены вовсе не в апостольские времена, а аж в 12 веке!, в Византии. Но где Византия, а где мы? Начиная с различий в климате, кончая различием в питании, а южные плоды ещё свт. Игнатий Брянчанинов приравнивал "по силе" к нашей северной рыбе. Если вспомнить о Византии (особенно в свете фильма архим. Тихона (Шевкунова) "Византийский урок"), то 12 век - это было время упадка нравственности и может быть введение таких постов было оправдано для погрязшей в чревоугодии христианской Византии. Раньше люди вообще любили поесть и умели это делать с размахом, и была целая культура питания, можно сказать даже "культ", который возможно и требовал ограничения (особенно в высших кругах «заевшегося» византийского общества). В условия же современной жизни громадной массы простых и небогатых обыкновенных людей в России, особенно у работающей молодёжи, не имеющей возможности обедать дома (а в столовых постную еду им никто не готовит, поэтому приходится перебиваться чем придётся), с ужасной экологией (отравлены воздух, вода, химия в продуктах), с работающими женщинами (зарплаты современных мужчин не хватит для содержания семьи, поэтому все эти постные пироги, блины и оладьи на которые у жён просто нет времени, отпадают совершенно, а также и другие изощрённые произведения постной древнерусской кулинарии с малопонятными ингридиентами древних рецептов) современное питание мирян в пост часто очень скудно и превращается в сугубый подвиг, даже больший, чем у монахов, у которых гораздо легче условия для полноценного постного питания, а пищевой постный устав почему-то для мирян и монахов одинаковый, тогда в чём же монашеское подвижничество?
    Современные люди совсем другого здоровья и телесной крепости и вовсе не так увлечены различными, требующими ограничения, кулинарными изысками, на которые у современных женщин и времени-то нет ни в мясоед, ни в пост, а часто нет и денег на полноценную постную, да и не только постную, еду (например, на стерлядь, или осетрину в рыбные дни, которые раза в три дороже мяса). И особо ограничивать в питании попросту нечего, всё и так очень скромно у простых людей, (не то что в древней Византии в высших кругах!), а в пост и просто невыносимо для мирян, а иногда и пагубно для здоровья, которого у многих современных людей нет уже с рождения. А ещё посмотрите на нашу совсем не тучную мирскую молодёжь, что там ещё ограничивать в еде? Ограничения у мирян больше должны касаться развлечений особенно ТВ и всего подобного. И кто бы рассмотрел в Церкви эту проблему… Изменения в постном Уставе зависят от собора архиереев, но архиереи живут совсем в других условиях, чем простые миряне (примерно, как говорили в СССР про партноменклатуру – «живут уже при коммунизме» - т.е. на всём готовом, а также и при обслуге) и, возможно, мало представляют реалии современной мирской семейной жизни простых работающих людей, со всеми её трудностями и проблемами, а сытый голодного, как известно, не разумеет… Может вернуть мирянам пост, как было установлено апостолами, а подвижничества требовать от монашества, вступая в которое, люди знают на что добровольно идут. А так получается, что всё перепутано, и миряне несут монашеские труды, на которые они обеты не давали. И вообще получается, что условием становления христианами является то, что всю жизнь каждый год люди должны жить впроголодь по полгода ( и в результате потерять здоровье) и столько же не иметь супружеских отношений со своими жёнами и мужьями вплоть до того, что некоторые церковные семьи годами никак не могут обзавестись детьми. Господь от нас всё-таки этого не требовал! А требовал любви к ближнему, а этого-то как раз сейчас и нет, даже в Церкви, несмотря на все наши Посты и строгости (а может быть и благодаря им, так как они занимают всё время и ум и создают иллюзию христианской жизни). Чем больше строгостей, тем больше желание вообще всё бросить, потому как не получается в миру всё соблюдать как надо, тем более «пища не приближает нас к Богу», также как и её отсутствие, а вот на здоровье влияет, которое мирянам нужно, чтобы поставить на ноги своих детей; чтобы работать, чтобы в том числе содержать свои храмы, а часто и ближние монастыри с монахами. А без изменений в Уставе люди так и будут тянуться всё исполнять, иногда сверх сил, чтобы не чувствовать себя постоянно виноватыми в своих немощах. Кстати, советы согласовать свои постовые рационы со своими духовниками тоже не очень корректны. У большинства прихожан нет своих личных духовников, а батюшки на приходах даже и по имени часто не знают всех постоянных прихожан не говоря уж о большем, так что всё это из области желаемого, а не действительного. А когда кончается Пост, то радуешься часто не празднику, а тому, что наконец-то закончился «культ еды» и можно уже не заморачиваться сложными вычислениями в какой день можно рыбу, а в какой только масло, можно не проверять этикетки на наличие «скоромных включений», можно перестать думать о еде с утра и до вечера на предмет того, как и чем накормить семью, особенно если половина её в Церковь не ходит и не постится и нужно приложить максимум усилий и угробить кучу времени, чтобы приготовить несколько вариантов обеда или ужина, (тут уже как-то не до молитвы, особенно при наличии ещё и трудового дня на производстве ), и можно наконец-то не переживать за своих близких, которые портят себе желудки ( и не только их), сидя неделями на столовских гарнирах и салатиках, а больше ничего постного там не подают, а «домашние баночки» тоже негде разогреть и начальством они не приветствуются, и т.д. и т.п….. Но не успеваешь облегчённо вздохнуть, как скоро опять грядёт вся эта пищевая морока, от которой Пост, казалось бы, должен избавлять… Как вариант: может ввести несколько уровней Поста, один для монахов, другой для мирян, в котором тоже могут быть несколько градаций, и каждый сможет выбрать по своим жизненным условиям, как ему поститься, или всё-таки вернуться к постам, какие были при Апостолах.
    Вот такие размышления насчёт постов. Хорошо, если бы кто-то из священства прочитал это моё письмо, а может быть и те, от кого зависит изменения ситуации с Постами для мирян. Может оно поможет им увидеть ситуацию ещё и с этой стороны. Хотя, возможно я и неправа в чём-то.
    Татьяна2.01.2010 0:43 #
    Я пришла в Церковь 10 лет назад, в 47 лет, практически здоровым человеком. Естественно, постилась все Посты так, как положено по Уставу - именно так, как пишут во многих православных книгах и календарях про Посты, т.е. весь Великий Пост практически без растительного масла (кроме субботы и воскресенья) и без рыбы (кроме нескольких Праздников), также и Успенский. Рождественский и Петров Пост тоже по Уставу, рыба только в субботу и воскресенье и по Праздникам, и растит. масло через день и по выходным). В результате - у меня сейчас, через десять лет - ишемическая болезнь сердца, хронический панкреатит, хронический бронхит (почему-то я после постов сразу надолго заболевала простудными заболеваниями, хотя в сами Посты чувствовала себя неплохо), и четыре года назад обнаружили онкологию, из-за которой я сейчас инвалид второй группы. Мне не хочется всё сваливать на Посты, болеем мы по своим грехам, конечно, но всё-таки... иммунитет, наверное всё-равно страдает, также и силы организма подтачиваются. А как отступишь от Устава? Пока считаешь себя здоровым стараешься поститься, как положено, а небольшие недомогания относишь к постовым искушениям, да и священники в проповедях нас призывают потерпеть.., правда, когда уже вдруг совершенно внезапно "вылазит" какая-нибудь болячка, то уже поздно что-либо сделать и обратно ничего уже не вернёшь. Пост, наверное всё-таки может спровоцировать развитие болезней, или проявить те, которые без него находились бы в скрытом состоянии. Особенно пост в современной жизни, при химии в растительных продуктах и т.д. Сейчас переживаю за своих детей: чем для них кончатся посты? У них семьи, маленькие дети, которых ещё нужно на ноги поставить. И как тут правильно рассудить и что им посоветовать - не знаю... У них пока нет проблем со здоровьем, но, когда они появятся поздно будет что-то делать, здоровье обратно не вернёшь... И Устав каждый сам для себя ведь писать не будет...

    К редакции: Наверное не нужно это моё мнение обнародовать для всех, чтобы не искушать людей, может быть просто этот мой рассказ показать кому-то, от кого зависит наш постовой "пищевой" Устав. Возможно и медикам нужно рассмотреть вопрос о постах в современных условиях. У нас на приходе среди церковной молодёжи практически нет здоровых людей. Есть серьёзные проблемы и с пищеварительной системой и даже с сердцем - и это в двадцать пять - тридцать лет! А у них дети, которых нужно ещё вырастить. Хотелось бы, чтобы этой проблемой питания в Пост мирян кто-то в Церкви всерьёз занялся. Хотя бы исследовали и дали бы какие-то "компромиссные" рекомендации в Уставе. Возможно даже несколько уровней Поста: для монахов - один Пост, для работающих семейных людей - другой, в котором тоже может быть несколько уровней. А кто из мирян захочет постнического монашеского подвижничества, то пусть на такой пост берёт благословение у духовника и постится, если есть силы и возможность. А для мирян посты бы больше заключались в воздержании от всяких увеселений и развлечений. Простите, если что не так сказано.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru