rss
    Версия для печати

    Юрий Белановский: у молодежи есть огромное желание послужить Церкви

    Первый заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития молодежи Юрий Белановский рассуждает о перспективах развития молодежной работы Церкви, обрисованных на Епархиальном собрании 23 декабря 2009 года. Кто и как будет готовить для приходов молодежных лидеров, социальных работников и катехизаторов?

    — Сейчас часто повторяют фразу: «Церковь взяла курс на молодежь». Какие аспекты молодежной работы были подчеркнуты на Епархиальном собрании?

    — Не один раз было озвучено, что работа с молодежью – одна из приоритетных, причем на всех фронтах: это как общецерковная работа, так и приоритет приходской и даже монастырской работы, если мы говорим о просветительской и воспитательной функции городских монастырей. На Епархиальном собрании эти приоритеты стали формулироваться как непосредственное задание для клириков. Можно надеяться, что приходы, клирики и церковные сотрудники воспримут это как творческое задание и смогут его выполнить.

    Если говорить более предметно, было озвучено, что на приходах должны быть штатные ответственные за работу с молодежью. Наряду с этим – Патриарх Кирилл это несколько раз оговорил — наряду со штатными молодежными работниками должен быть штатный педагог-катехизатор и социальный работник. Это мне кажется очень важным и перспективным. Будем надеяться, что это тоже будет творчески воспринято. Понятно, что далеко не везде возможно сразу взять в штат новых "специалистов". Есть приходы достаточно бедные, с небольшим количеством прихожан, но есть и многолюдные и богатые, и думаю, что на некоторых приходах социальное, катехизаторское и молодежное служение возможно и необходимо.


                      На Епархиальном собрании города Москвы. Фото Владимира Горбунова, ЦДРМ

    — Кто будет готовить этих работников?

    — Что касается социальных работников, то Святейший Патриарх много говорил о Социальной комиссии, благодарил протоиерея Аркадия Шатова, и по логике будет совершенно уместно предложить подготовку социальных работников этой комиссии. Думаю, что это будет плодотворно, зная, как профессионально отец Аркадий наладил работу и в Комиссии, и в сестричестве.

    Что касается молодежных работников. Святейший Патриарх Кирилл назначил нового главу комиссии по делам молодежи при епархиальном совете г. Москвы. Это епископ Игнатий. Его комиссии поручена организация молодежной церковной работы в г. Москве.

    Святейший Патриарх – может быть, несколько неожиданно для нас, — озвучил, что возлагает надежды на Школу молодежного служения при Даниловом монастыре. Этот вопрос сейчас обсуждается. Если такое благословение будет дано Святейшим Патриархом наместнику Данилова монастыря архимандриту Алексию (Поликарпову), то наши курсы могут стать основой для воспитания таких молодежных работников.

    Очень важно, что Святейший Патриарх использовал термин «молодежные лидеры». Этот термин звучит с 2005 года, но еще три года назад с ним активно боролись. Сейчас он предложен на Епархиальном собрании как официальный.

     
                       На Епархиальном собрании города Москвы. Фото Владимира Горбунова, ЦДРМ

    Конкретных вопросов организации молодежной работы озвучено не было, хотя решения некоторых было вполне ожидаемо. Думаю, что было бы очень важно затронуть, например, вопрос взаимодействия с создаваемой на основе православного корпуса "Наших" новой православной молодежной организацией. Жаль, что здесь не были расставлены точки над «i». Ведь дело обстоит так: Москва — это конгломерат достаточно разрозненных молодежных групп, и не одна из них не может даже в малой части предложить то, что объединило бы их. Рассказы вроде «мы собрали тысячу-полторы человек», — это несерьезно. Святейший Патриарх дал оценку таким "масштабам", сказав, что несколько тысяч учащихся во всех воскресных школах для Москвы - это "капля в море". Важно, что это не просто несколько тысяч праздных людей, а учащихся. На марш 4 ноября вся православная Москва дала пять тысяч человек, а параллельные "марши" собрали в разы больше в тот же день. Я говорю это для сравнения с тем потенциалом, который есть у вновь создаваемой всероссийской православной молодежной организации. Жаль, что на Епархиальном собрании эта тема не была затронута.

    К сожалению, я не предполагал, что будет такая живая практика с записками на которые отвечал Святейший Патриарх, иначе я бы обязательно задал этот вопрос.

    — Более или менее понятно, где можно готовить социальных работников и молодежных лидеров. А где можно набирать катехизаторов на приходы?

    — Во первых, надо понимать, что уже много лет при Синодальном отделе катехизации существуют специализированные курсы.

    Во-вторых, я это знаю по опыту, очень большой процент православной молодежи — это люди с высшим образованием, которые с помощью самообразования достигли некоторой глубины в понимании церковного учения  церковной жизни. Если мы не говорим о специфически уставных вопросах, о богослужебной практике, к примеру, а говорим о мировоззренческих темах, о вероучении, о вопросах культуры и искусства, то уровень образования этой молодежи сравним, а иногда и превосходит уровень образования некоторых священников. Поэтому я думаю, что вполне достаточной  будет двухгодичная подготовка катехизаторов (по возможности, конечно, более длительная), в рамках которой человек будет вполне приемлемо подготовлен как катехизатор, тем более, что уровень запросов людей, впервые приходящих в храм, — это «кому поставить свечку». Перевести эти запросы на более глубокое отношение к Евангелию, к своей собственной вере — это вполне под силу молодым людям, которые будут катехизаторами.

    — Если проблемы с катехизаторами не будет, не будет и проблемы с преподавателями ОПК хотя бы в Москве?

    —ОПК – это совсем другая история. Наш Центр занимается этой темой уже лет семь. Здесь серьезная проблема в том, что школы посылают на обучение и переподготовку учителей, которым нужны дополнительные часы, и очень часто эти педагоги ни в какую не хотят учиться, они просто формально отсиживают то время, что выделяется на их переподготовку. Взять и привести в школу новых юношей и девушек, которые станут преподавателями ОПК, нельзя: школы их просто не примут. Дополнительные "копейки" и новые ставки, которые на это выделяются, действительно мудро перераспределить между учителями, у которых и так низкие зарплаты, но при этом безумно страдает уровень преподавания. А потом, все же, работать в школе с детьми – это гораздо серьезнее, чем сидеть в храме и провести получасовую беседу, ответив ему на вопросы, посоветовав литературу.

    На катехизаторов молодые люди готовы учиться, я знаю это по опыту нашей работы. Они готовы сдавать достаточно серьезные экзамены, даже по азам психологии (общение с престарелыми, общение с детьми) и педагогики. Они будут "рыть землю", чтобы подготовиться. Я вижу, что у ребят есть огромное желание послужить Церкви, и это меня очень сильно обнадеживает. Но большая трудность, чем подготовка, состоит в том, что нет нормально обеспеченных рабочих мест для этих ребят. Очень хорошо, что Святейший Патриарх озвучил необходимость платить зарплату катехизаторам на приходах.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Александр Рыбаков, Королев28.12.2009 14:42 #
    А может это вы не за того себя выдаете? Говорите что за Патриарха, а сами за Власова? Говорите что православные, а сами комиссары?
    И ведешь ты себя как комиссар на допросе "как фамилия? при каких обстоятельствах?" Чувствуется школа! Это интернет, парень, здесь говорят что думают. Отстал бы ты от девушки, ну не хочет она с тобой знакомится, не интересен ты ей.

    40 проектов начиная с 2001 года и где результаты? Храмы в Москве наверное уже переполнены вашей молодежбю? Ржунимагу!
    Александр Боженов, Москва28.12.2009 0:05 #
    Екатерина, я тоже не собираюсь ступать с Вами в дискуссию. Не люблю анонимов, которые клевещут не открывая кто они собственно такие. Я не помню чтобы я когда-либо вел дискуссию с пользователем под ником "Екатерина" на "каком-то форуме", возможно Вы не тот человек за которого себя выдаете! Но судя по Вашим комментариям и тому, что Вы даже в Даниловом монастыре упорно не желали "разглядеть" наших катехизаторов, которых к Вашему сведению, очень легко найти в здании Воскресной школы Данилова монастыря (или по телефону 955-67-90 (91)), Вы сводите всю дискуссию только к тому, чтобы поносить Патриарший Центр, его деятельность и его сотрудников. Может быть Вы делаете это просто из зависти, а может быть даже извлекаете из этого какие-либо дивиденты.

    В любом случае Вы не ответили ни на один из моих вопросов по существу. Ни один вменяемый человек не поверит, что кто-то участвующий в шествии из 5 тысяч человек сможет увидеть всех участников и определить от какой организации они получили приглашение на шествие.

    Если же Вы главным аргументом в дискуссии считаете участие с Патриархом в общем шествии, то я, наверное, следуя Вашей логике, должен заявить сколько раз я с ним за одним столом сидел или получил благословений! Со своей стороны замечу, что главное не формальное участие в чем-либо а уважение к Патриарху, Священноначалию и синодальным структурам, а также к принятым ими документам, оценкам и благословениям. Патриарший Центр и его сотрудники в отличие от Вас всегда следуют этому принципу, и находятся в святом послушании у Святейшего патриарха Кирилла и архимандрита Алексия, наместника Данилова монастыря. Святейший Патриарх Кирилл благословил и деятельность православного корпуса "Наших", и деятельность вновь создаваемой на их базе молодежной организации, также он благословил взаимодействие церковным структурам с ними, если Вам это не нравится это Ваши проблемы. Не сотрудничайте с ними - это Ваше право, не понимаю только почему при этом крайним у Вас оказывается Юрий Белановский и ПЦДРДМ, впрочем об этом я сказал в первом своем абзаце.
    Екатерина, Москва27.12.2009 16:09 #
    Александр, я уже однажды пыталась вести с Вами дискуссию на одном форуме. Вы всё всегда сводите к личным обидам на ЦДРМ и не слышите никого, кроме себя. Кроме того Вы очень грубый человек. Поэтому вступать с Вами опять в дискуссию я не хочу. Отвечу очень кратко.

    По поводу участия молодежи ЦДРМ на шествии лжете Вы, а не я. Я там была, а Вы нет.
    После шествия не только меня, а многих пустили в зал на встречу, хотя мы даже не рассчитывали, т.к. у нас не было специальных приглашений. Я шла за своим Патриархом, а вы нет. Так кто из нас не согласен с ним?
    Александр Боженов, Москва27.12.2009 3:02 #
    Ваши претензии к Юрию Белановскому, уважаемая Екатерина, безосновательны.

    Если у Вас какие-то обиды к Данилову монастырю или его Патриаршему центру это не повод говорить того о чем Вы не знаете. Если Вы так хорошо знаете молодежь посещающую Патриарший Центр прошу назовите Вашу фамилию, и я с удовольствием поговорю с Вами на предмет знания Вами слушателей и выпускников "многолетних курсов" Школы молодежного служения при нашем Центре, участников добровольческого движения "Даниловцы", ДОМ "Реставрос", вожатых клуба "Звезда Вифлеема", подростков из клуба "Чердак", участников творческого клуба "Мелос", Школы молодой семьи и проч. (всего около 40 проектов) начиная с 2001 года. А также обстоятельства, при которых все эти люди стали Вам знакомыми.

    По поводу отсутствия на шествии кого-то из них Вы не путаете, а сознательно и грубо лжете. Если Вам не чужды методы комсомольского агитпропа займитесь этим на своем собственном приходе и в молодежном объединении, куда Вы входите. Это было бы также очень интересно узнать.

    По поводу нахождения Юрия Белановского в Манеже, это правда, организаторами шествия было официально заявлено, что с шествия в манеж уже никто не попадет, руководителей просили придти в Манеж, а на шествие просили прислать их "заместителей". Лично мне очень хотелось поучаствовать в шествии, но я вынужден был подчиниться требованиям. Вместо себя на шествии я оставил Дмитрия Семина, и его слова кардинально противоречат тому, что Вы анонимно здесь измышляете.

    Мне было бы очень интересно узнать каким образом Вы, Екатерина, попали после шествия на встречу? По моим скудным представлениям, это можно было-бы сделать только в трех случаях, если Вы были в числе организаторов, или если Вы были аккредитованы как пресса, или Вы были VIP персоной.
    Так кто Вы пришедший с мороза и оказавшийся на "задних местах" - организатор мероприятия, журналист, или "очень значительное лицо"?

    Если говорить о претензиях к "молодежным лидерам", то я бы Вам советовал не останавливаться только на одном - Юрии Белановском, который видите ли не был на морозе и сел на первые ряды (куда, кстати, был вместе со мной посажен организаторами), а посмотреть поближе, на тех кто еще совсем недавно не просто сгонял "по разнарядке" молодых людей на различные митинги и шествия, но даже давал им по 10 долларов "за нос".

    И последнее. Вы свою позицию, по поводу взаимодействия с создаваемой на основе православного корпуса "Наших" новой православной молодежной организацией, сверьте, пожалуйста, с позицией Священноначалия Русской Православной Церкви, и лично Святейшего Патриарха Кирилла. Если Вы, как утверждаете, были на встрече в Манеже припомните, что говорил Святейший Патриарх Кирилл Борису Григорьевичу Якеменко по поводу этой инициативы, а вспомнив, еще раз проясните за что это Вы ругаете Юрия Сергеевича Белановского.

    Или Вы, Екатерина, не согласны с Патриархом?
    Саша Сопова, ТД, Москва26.12.2009 11:52 #
    Ну да, на марши людей загоняют по разнорядке.
    А теперь давайте подумаем не о тех, кто загоняет, а о тех, кого загоняют.
    Вот мы с Вами сидим в Москве, и все ОК. А сидит кто-то в Брянске, или в Туле, а тут ему говорят: давай мы тебя посадим в автобус и повезем в Москву на пару дней, или давай поедешь на Селигер на неделю. Бесплатно.
    И человек садится и едет.
    Это плохо?
    Ну, может, не хорошо, что он едет куда-то, не разобравшись в мотивах тех, кто везет, но почему ему не поехать?
    И вот их привезли, а дальше? Дальше с ними надо работать. В "Наших" катехизации той же самой нет. А привезенные ребята в ней, между прочим, нуждаются.
    Вот теперь вопрос, кто будет этим заниматься.
    Екатерина, Москва25.12.2009 15:05 #
    Нет, Саша, я не ничего не путаю. Представителей ЦДРМ на шествии НЕ БЫЛО, или их было буквально несколько отдельных человек.

    Во-первых, все организации на шествии шли отдельными группами, и я видела, как координаторы шествия долго искали и так и не нашли группу ЦДРМ.

    Во-вторых, Саша,что-то путаете Вы, лично Юрия Белановского на шествии не было тоже, т.к. он в это время сидел в Манеже в тепле на встрече с Архиепископом Александром, которая была параллельно с шествием. И когда мы пришли после шествия на встречу с Патриархом, то видела его в первых рядах, которые заняли те, кто был там с утра. А нам, тем, кто шел с Патриархом по морозу достались только места в задних рядах. Вот такие у нас есть "молодежные лидеры"!

    Далее Вы пишете:
    "И - самое интересное: претензии к "Нашим" Вы тоже Белановскому адресуете? Вы ошиблись...
    Слова Юрия о том, что неплохо бы Священноначалию высказаться на тему, как церковным организациями строить с "Нашими" отношения,и "заливать о потенциале Наших" - это разное."

    Во-первых, Саша, я вижу, что ЦДРМ и "Наши" почти слились в едином порыве всех остальных научить жить.

    А во-вторых, про потенциал, это его собственные слова:
    "параллельные "марши" собрали в разы больше в тот же день. Я говорю это для сравнения с тем потенциалом, который есть у вновь создаваемой всероссийской православной молодежной организации."

    И здесь Юрий именно "заливает". На эти марши людей загоняют по разнорядке! Это, что, потенциал Православия???
    Саша Сопова, ТД, Москва25.12.2009 13:17 #
    Уважаемая Екатерина, а Вы ничего не путаете?
    Был ЦДРМ на шествии, вот Юрий Белановский был сам.
    И - самое интересное: претензии к "Нашим" Вы тоже Белановскому адресуете? Вы ошиблись. У нас на сайте есть интервью с Якеменко. Обращайтесь туда. Не думаю, что он читает комментарии к статье, но там это по крайней мере уместнее будет.
    Слова Юрия о том, что неплохо бы Священноначалию высказаться на тему, как церковным организациями строить с "Нашими" отношения,и "заливать о потенциале Наших" - это разное.
    Екатерина, Москва25.12.2009 0:10 #
    Автор, один из руководителей ЦДРМ пишет:
    На марш 4 ноября вся православная Москва дала пять тысяч человек, а параллельные "марши" собрали в разы больше в тот же день. Я говорю это для сравнения с тем потенциалом, который есть у вновь создаваемой всероссийской православной молодежной организации.

    Не могу не прокомментировать, т.к. сама была участником шествия 4 ноября.

    Во-первых вопрос к автору. А сколько человек из ЦДРМ было на шествии? Я многих знаю лично и не видела там ни одного! Т.е. буквально НИКОГО!!! Где все выпускники "многолетних курсов" ЦДРМ? Такое ощущение, что это шествие было специально вами проигнорировано... Не видела, кстати, не одного вашего молодежного катехизатора даже в Даниловом монастыре. Спасала недавно девушку от продавщицы в монастырской лавке, которая дико огрызалась на вопросы не понимающей девушки.

    А, во-вторых, все кто пришел на шествие, пришел добровольно. А на марши "Наших" сгоняют людей по-разнарядке. Знаю это совершенно точно! А добровольно к "Нашим" вообще НИКТО не придет!!!!

    Кстати, т.н. православный корпус "Наших" обещали, что приведут на это шествие 1000 чел. И не привели НИКОГО!!! Так, что не надо тут заливать про потенциал "Наших". Корпус этот ваш, кстати, существует уже несколько лет и пока мы видим у вас много слов и отсутствие дел!

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru