rss
    Версия для печати

    Рост числа верующих в современной России сопоставим с эпохой Киевской Руси

    «Круглый стол» на тему «Религия в современном российском обществе» состоялся сегодня 8 ноября 2006 г. в РИА «Новости». Журналистам были представлены результаты социологического исследования, проведенного Институтом общественного проектирования под руководством Михаила Тарусина

    «Круглый стол» на тему «Религия в современном российском обществе» состоялся сегодня 8 ноября 2006 г. в РИА «Новости». Журналистам были представлены результаты социологического исследования, проведенного Институтом общественного проектирования под руководством Михаила Тарусина.

    Гости и участники круглого стола, среди которых были вице-президент «МедиаСоюза», член Общественной палаты РФ Елена Зелинская, зам. председателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель Пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, главный редактор Интернет-портала «Религия и СМИ» Александр Щипков, заведующий Отделом науки и связей с государственными службами РФ Московского муфтията, сопредседатель Информационно-аналитического центра Совета муфтиев России Фарид Асадуллин и другие, прокомментировали наредкость оптимистические выводы Михаила Тарусина.

    По данным исследования, в ходе которого были опрошены 15000 человек, в настоящее время в российском обществе наблюдается устойчивый рост количества верующих, причем современные верующие – это люди, «вполне вписавшиеся в современный мир, в современные российские условия, как экономические, так и социальные, - заявил Михаил Тарусин, - у них нет никакого внутреннего противоречия между условиями жизни и их внутренним мировоззрением». Динамика настолько стремительна, что ее можно сравнить разве что с эпохой Киевской Руси, если бы там были социологи, – полушутя заметили участники «круглого стола». С начала 90-х годов число атеистов уменьшилось вдвое, а верующих, наоборот, увеличилось вдвое. Число регулярно совершающих таинства Исповеди и Причастия выросло с конца 80-х годов в 4 раза (не считая детей). Важно и то, что, если говорить о православии, то его утверждение в современном российском обществе происходит в традиционных для России формах, в отличие от западных христиан.

    Кроме того, современную Россию отличает и высокое доверие населения к Русской Православной Церкви. Отвечая на вопрос, в какой степени они доверяют или не доверяют тем или иным социальным институтам, респонденты поставили Церковь на первое место. Это характерно только для России, - отметил социолог, - в западных странах Церковь как доверительный институт не занимает ни первого, ни одного из первых мест.

    Протоиерей Всеволод Чаплин отметил положительную роль в этом средств массовой информации, в т.ч. светских, в которых появляется все больше религиозных материалов не фольклорного характера, а рассказывающих о сути православной веры, смысле церковных праздников.

    Отец Всеволод также подчеркнул, что православная вера традиционно исповедуется не на основе детального знания, чтения массы богословской литературы, а на основе доверия к Церкви. «Простые люди, не читавшие Евангелия, но слышавшие его за богослужением, знали и воплощали в своей жизни евангельские ценности лучше, чем самый начитанный протестантский пастор», - сказал священник.

    Эту мысль поддержал и священник Владимир Вигилянский. Вместе с тем он отметил, что современные социальные исследования религии пропускают такой факт, который известен каждому священнику: православие становится городской религией. «В городах храмы ломятся, в деревнях этого нет. Это специфика последних лет», - сказал отец Владимир. отец Владимир выразил сомнение в отношение оптимистического прогноза Михаила Тарусина о том, что к 2025 году в России будет уже 35000-40000 храмов (сейчас их около 12600, т.е. почти в 4 раза меньше).

    Зам. декана факультета международной журналистики МГИМО, главный редактор православного журнала для сомневающихся «Фома» Владимир Легойда в свою очередь обратил внимание на то, что Церковь, религия перемещается в центр жизни человека и становится значимым общественным фактом. К современным верующим России все меньше можно отнести слова Питирима Сорокина о пуританах: «По воскресеньям пуританин верит в Бога, а в остальные дни – в фондовую биржу».

    Исследование Михаила Тарусина также показало, что россиян, как православных, так и мусульман, мало волнует обострение межнациональных конфликтов. Это искусственно раздуваемая проблема, которая в сознании людей занимает гораздо меньше места, чем в медиапростанстве, - заявил социолог. На первом месте стоят проблемы обнищания населения, рост преступности, угроза безработицы, терроризма, проблемы образования, медицины, ЖКХ и коррупции.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru