Tweet |
7-8 декабря в храме Воскресения Христова в Кадашах проходят шестые Кадашевские чтения. Большая часть двухдневной программы - историко-культурологические доклады. Обычно выступающие по очереди рассказывают о древних храмах с богатой историей, демонстрируют слайды - эта икона спасена при пожаре такого-то года, этот храм был разобран за ветхостью при таком-то царе, а этот впервые упоминается в летописи в связи с таким-то боярином... Однако научного заповедника не получается: конференция «Общества ревнителей православной культуры» и музея «Кадашевская слобода» становится все более публицистической, поскольку эпоха ставит нас перед проблемой не только изучения, но и сохранения, а точнее сказать - спасения нашего культурного наследия.
ЮНЕСКО: спасти, сохранить и отчитаться
В России 23 памятника, включенных в перечень объектов, охраняемых Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО. К конвенции ЮНЕСКО об охране культурного наследия СССР присоединился в 1972 году, и Россия стала в этом смысле его правоприемницей. Многие памятники были поставлены на охрану в 1990 году, среди них - Московский Кремль, Красная площадь, погост Кижи. Казалось бы, уже можно было накопить опыт соблюдения требований ЮНЕСКО. Тем более что о том, насколько плохо эта конвенция в России выполняется, говорилось много. Однако Ирина Кронидовна Заика, ученый секретарь комиссии по сохранению архитектурного наследия при Союзе архитекторов России, поделилась обеспокоенностью: к 33-й сессии Комитета всемирного наследия Россия не выполнила решений 32-й сессии, в том числе не предоставила полной информации о состоянии Красной площади, а ведь с точки зрения ЮНЕСКО, Кремль и Красная площадь далеко не сохранны. Если на следующей сессии Комитета Кремль, погост Кижи, исторический центр Санкт-Петербурга и центр Ярославля попадут в список «объектов Всемирного наследия под угрозой», - «это будет позор», считает Ирина Заика.
2 ноября 2009 года в Государственной Думе прошел круглый стол по проблеме соблюдения норм международного законодательства в области охраны всемирного культурного наследия. Обозначена главная проблема: у нас нет исполнительного органа, который отвечал бы за соблюдение этих норм. «Надо надеяться, что Министерство культуры в ближайшее время будет наделено такими полномочиями», - говорит Ирина Кронидовна.
Если бы только в Москве...
Храм в Кадашах достоин быть внесенным в список объектов, охраняемых ЮНЕСКО. Сегодня еще достоин. Но завтра не будет выполняться одно из требований к таким объектам - нахождение в исторической среде. Среду планомерно уничтожают ради гостиничного комплекса «Пять столиц». Если Генплан будет принят в том виде, в котором он прошел первое чтение в Думе, с Кадашами можно проститься, считает Ирина Заика.
Из Санкт-Петербурга сообщают: в среду в Охта-центре стали готовиться к забиванию свай. Сваи разрушают неисследованные исторические объекты, предположительно датируемые XIII веком, - Ирина Кронидовна предложила включить протест против этих действий в резолюцию чтений.
В Ярославле в буферной зоне охраны исторических памятников начали строить мост через Волгу. Несмотря на отрицательное заключение Росохранкультуры, ведется строительство и в зоне охраны ЮНЕСКО. Конвенция ЮНЕСКО между тем гласит, что никакое строительство в этой зоне невозможно в принципе.
В Ярославле в связи со строительством, нарушающим нормы международного законодательства, представители возмущенной общественности решили пойти по юридическому пути и подали в суд на Президента РФ Дмитрия Медведева и на губернатора Ярославской области. Суд принял эти заявления. Остается ждать. В Санкт-Петербурге подали в суд на Охта-центр. К сожалению, как заметили на конференции, опыт подачи заявлений у нас уже есть. А вот опыт рассмотрения таких исков очень неутешительный.
Кто виноват?
Наиболее горячая дискуссия на конференции развивалась вокруг известного вопроса: кто виноват, а точнее - кому это выгодно. Катализатором послужил вопрос из зала: правда ли, что во всем виновата «мировая закулиса», наши зарубежные конкуренты и недоброжелатели с Запада? В конце концов, может быть, вся проблема в том, что привыкшие уничтожать церкви коммунисты до сих пор, для видимости сменив свои лозунги, продолжают подрывную работу?
Ирина Кронидовна Заика считает, что никаких зарубежных конкурентов (по крайней мере, в вопросах сохранения культурного наследия) у нас нет. «Нет никаких конкурентов, господа. Есть инвесторы, которые хотят строить в исторической зоне. А это невозможно без сноса памятников», - уверена Ирина Заика.
Алексей Алексеевич Клименко, член президиума экспертного совета при главном архитекторе Москвы, возражает: «Повинны в происходящем не инвесторы, а чиновники. Никакой инвестор не сделает больше того, что ему разрешит чиновник». Итог один: мы скоро можем оказаться людьми без прошлого, в том числе - архитектурного.
Генплан и москвичи
Алексей Клименко присутствовал на слушаниях, посвященных Генплану Москвы. Утверждалось, что это публичные слушания, что мнение москвичей учтено, что они всецело поддерживают «итоговый» документ. «Слушания по Генплану - это оскорбление москвичей, - возмущен Клименко. - Если кто-нибудь из вас был на этих слушаниях - вы что-нибудь поняли в этих сложных схемах, неизвестно откуда взявшихся? А почему? Потому что ваше мнение никому не интересно!»
По мнению Клименко, Генплан - это «смертный приговор» нашей столице. Весь исторический центр планируется застроить общественно-деловыми центрами. А поскольку посетители этих центров вряд ли ездят на метро, Москва остановится окончательно: к таким транспортным нагрузкам она не готова. Предложения объявить центр Москвы заповедником выдвигались многократно, но решения здесь властен принимать только мэр, а разве ему это выгодно? «На каждом шагу искажается наш город», - сетует Клименко.
Что будет с Пушкинской площадью?
Аида Александровна Мелихова, член комиссии «Старая Москва», архитектор, напомнила о том, что мы уже потеряли, - например, Страстную площадь и Страстной монастырь. Это было намоленное место - Страстная площадь в ожерелье храмов. «Советский Мосразбор» уничтожил почти все - и теперь Пушкин стоит на месте колокольни Страстного монастыря, повернувшись спиной к его уже позабытым стенам, и молитвенно склоняется перед Макдональдсом. Казалось бы, история на этом завершилась.
«Но наступил "Мосразбор-два", иначе не скажешь, - говорит Аида Мелихова. - Только если раньше хоть какая-то идея была - покончить с православием, хоть какая-то идеология, хоть что-то за душой, то сейчас - исключительно денежные вопросы».
О том, что под Пушкинской площадью и Тверской турецкий инвестор планирует построить два транспортных туннеля и четырехэтажный подземный досуговый комплекс, стало известно давно, однако до сих пор была надежда, что проект удастся свернуть. 2 июля 2007 года под давлением общественности мэр отправил проект на доработку с замечаниями в протоколе, которые, как казалось, невозможно было выполнить. Главное и неисполнимое - отказаться от досугового комплекса, обеспечить транспортные развязки у выходов по сторонам тоннелей, обустроить найденные в процессе строительства археологические находки (а ведь это могут быть не предметы быта, а недвижимые объекты). Все вздохнули с облегчением. Но летом 2008 года проект опять всплыл - фактически без изменений, хотя в СМИ заявлено, что все замечания к проекту сняты. Это не так, но проект утвержден.
Все обращения от «Старой Москвы» и общественных движений с просьбами придания Пушкинской площади охранного статуса московской достопримечательности, все открытые письма высоким лицам - возвращаются в Министерство культуры с резолюцией: Пушкинская площадь - не памятник, обращайтесь в Москомнаследия. «И там все люди подвластные, упреков я высказывать не буду», - по-христиански подводит итоги Аида Михайловна.
Раскопы и котлованы
Аида Мелихова следит за ходом археологических раскопок на Пушкинской. По ее словам, проект работ не утвержден, но тревогу вызывает то, что инвестор согласился его финансировать. Ведь именно инвестор не заинтересован в сохранении недвижных объектов - памятников культуры. Итак, все лето были наблюдения на двух раскопах - но не там, где будут проходить тоннели, а вблизи Сретенского переулка и во дворе близ Тверского переулка. Найдены, конечно, удивительные вещи - предметы быта, кресты... Все то, что можно перенести в музей и продолжить стройку. Главная находка - дренажная система XVIII века: три колодца и деревянные выдолбленные трубы. Один из этих колодцев разрушается на глазах у всех, сообщает Аида Мелихова. Кто-то отпилил большой фрагмент деревянной трубы - и она лежит просто на тротуаре, без всякого покрытия, а тем временем затяжные дожди сменились морозами и снегом... «Я не обвиняю, я только ставлю вопрос, - повторяет Мелихова. - Но на самом деле, строить на Пушкинской площади нельзя ничего. Стена Белого города и фундамент Тверской башни - как раз на месте предполагаемого тоннеля».
Аида Александровна дала и моральную оценку этому проекту: «Это безнравственный проект, где все на грани противозаконности и тайных дел». А бюджет проекта тем временем - $ 400 млн, и 30% акций принадлежат Москве.
Впрочем, Владимир Пирогов, заместитель начальника Управления сохранения и использования объектов археологического наследия Москомнаследия, от лица чиновников (тех самых, кого в течение дня не раз поминали недобрым словом) уверил всех, что все найденное будет сохранено. Мол, сохранился же Лефортовский парк и Головинский пруд, несмотря на строительство Третьего кольца.
Что может Церковь?
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, напоминает, что каждый народ должен ценить и изучать свою историю. «А кто плохо учится - становится двоечником и потом все теряет». В течение ХХ века, начиная с революции, у нас происходит уничтожение культурно-исторических ценностей. Религия была объявлена враждебной и вредной, связанные с нею объекты - несущественными, а с религией было связано все. «Однако те страшные потери в нашем культурном наследии, что мы понесли за 80 лет правления коммунистов, - это мелочь по сравнению с тем, что уничтожила за последние 15 лет так называемая демократическая власть», - считает отец Александр. Нынешнее правительство Москвы уничтожило почти все: «Речь идет о жалких островках исторического прошлого, но поскольку историю изучать не хотят, скоро все это забудется». Никто не знает прошлого этого города. Чуть что - говорят о Кремле. Но еще когда Наполеон входил в Москву, здесь было до 600-700 дворцов по подсчетам французов. Куда все это делось? Что уцелело в пожаре или было отстроено потом - уничтожено если не коммунистами, то демократами. Нам же остались хроники уничтожения старой Москвы в научных сборниках.
«Архитектура - это застывшая историческая память. Именно поэтому уничтожается в первую очередь она», - считает отец Александр Салтыков. Понятие историзма очень важно для европейского национального сознания. А у нас оно не в чести. Религия у нас теперь «как бы» свободна, но культура - уничтожается. «Следовательно, наш народ не сможет конкурировать с более культурными народами. Европейцы, базируясь на принципе культурного историзма, боятся варваров. А мы в их глазах - настоящие варвары, которых нельзя пускать в дом, чтобы они не устроили там то же самое, что устроили у себя», - рассуждает настоятель храма в Кадашах.
Народ объединяется не вокруг добычи газа и нефти, а вокруг истории и культуры. Мы оказываемся диким островом среди культурных народов. Китайцы гордятся своей историей, арабы берегут свою культуру. Такого отношения, как у нас, нет нигде во всем мире.
Почему же Церковь становится на защиту не только храмов, но и других памятников культуры? «Потому что Церковь есть культурообразующая сила», - просто отвечает отец Александр. Вполне может быть, что отдельные церковные деятели не обладают культурой, но в целом Церковь не может без тревоги смотреть на то, что происходит с драгоценными историческими сооружениями, когда на месте них устраиваются какие-то балаганы, нелепицы вроде проекта на месте ЦДХ. Историческое прошлое подменяется дешевыми вульгарными подделками. Протоиерей Александр Салтыков оценивает ситуацию пессимистично: «Все происходит примерно так же, как европейцы при завоевании Америки покупали у туземцев золото и землю за стеклянные побрякушки. В результате туземцы оказались порабощены европейцами. Это происходит сейчас и с русским народом». Если молодежь меняет историческое наследие не на стекляшки - то на табак и наркотики.
Такая жесткая оценка не означает капитуляции. Кадашевские чтения начались с молитвы и пения вечной памяти Людмиле Мелиховой. Отец Александр рассказал, как Людмила встала на пути машины, разрушавшей историческое здание, и скончалась от травм, которые получила при этом. Такая готовность положить жизнь за историческую память, верность своему земному Отечеству даже до смерти, наверное, и есть путь к его спасению. А иначе - скажем словами святителя Филарета Московского: «Плохой сын Отечества земного - плохой сын Отечества Небесного».
Фото Юлии Маковейчук для "Журнала Московской Патриархии"
Tweet |
Вставить в блог
Город беспамятства8 декабря 2009
|
Поддержите нас!
(только название статьи смущает, что имеется ввиду?)