rss
    Версия для печати

    Прецедент Охлобыстина

    Насельник Троице-Сергиевой Лавры иеродиакон Арефа (Гарбузов) предлагает рассмотреть проблему совместимости актерского ремесла со священным саном с точки зрения канонического права.

     


     Иеродиакон Арефа (Гарбузов)

    Православный Интернет гудит: священник Иоанн Охлобыстин подал или собирался подать прошение Патриарху об отстранении от священнослужения. Тон высказываний на эту тему разный, временами - полярный. Большинство сочувствует отцу Иоанну, оказавшемуся в непростой ситуации, уважают его за способность ставить перед собой такие серьезные вопросы. При этом одни уговаривают его не оставлять служения, тем более что его миссия в артистической среде видится им жизненно необходимой. Другие категорически стоят за то, чтобы отец Иоанн оставил либо актерство, либо священство. Люди, смущенные имиджем и поступками отца Иоанна - священника, актера, медиадеятеля, говорят о неотмирной высоте священного сана. О том, что священник поставлен на служение Промыслом Божиим и что Божий дар, преподанный в Таинстве священства, нельзя разменивать на что-то более мелкое в сравнении с ним или недостойное его. Если священник снимается в роли Григория Распутина или царского шута, позирует перед камерой в образе вурдалака, все эти роли будут неизменно соотноситься с его священством.

    Где же ответ на вопрос, вставший перед священником Иоанном Охлобыстиным? В Священном Предании, и в первую очередь - в церковных канонах. Ведь он как священник при рукоположении давал присягу: «учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святыя Православныя Церкви и святых отец». А также обещал «проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную» (из текста присяги священника при рукоположении).

    Итак, каноны. 51-е правило Шестого Вселенского Собора запрещает клирикам предаваться массовым зрелищным увеселениям - под страхом извержения из сана. Есть подобные постановления и в решениях Поместных Соборов. Сохранилось много высказываний святых отцов по этому вопросу. Во всех этих источниках недвусмысленно формулируется негативное отношение к зрелищам. В частности, 18-е правило Карфагенского Собора говорит о недопустимости участия священнослужителей и их детей в зрелищных мероприятиях. Каноны имеют в виду не только языческие и непристойные действа, но и другие случаи, куда более безобидные с современной точки зрения. Например, 54-е правило Лаодикийского Собора повелевает клирикам удаляться с брачного торжества, когда туда входят актеры с увеселительными представлениями. Как мы видим, речь в этом случае идет не о языческой вакханалии, а о христианской свадьбе, коль скоро священнослужители почтили ее своим присутствием. Это правило дает очень характерный пример того, как Церковь в своем Предании соотносит священство и актерство.

    Тем не менее, приходится слышать, что каноны - это лишь исторические памятники, не имеющие прямого отношения к современной жизни. Это неверно в корне. Современный церковный историк и канонист, доктор богословия протоиерей Владислав Цыпин пишет, что «несмотря на историческую изменяемость действующих в Церкви правовых норм, несмотря на то, что ряд канонов неприменим вообще в буквальном смысле, а буквальное применение других недопустимо ввиду радикально изменившихся в сравнении со временем их издания обстоятельств, святые каноны неизменно сохраняют свое значение критерия церковного законодательства и фундаментальной основы церковного правосознания. Каноны всегда дают ключ к правильной ориентации в актуальных проблемах церковной жизни».

    Итак, с одной стороны, канонический свод правил - не прокрустово ложе, в которое непременно нужно втиснуть живое течение жизни. Трактовки канонов, в отличие от догматов, могут меняться применительно к конкретным историческим условиям. Также может идти речь об икономии, т. е. о смягчении канонических требований в духе снисхождения к слабостям и грехам конкретного человека. С другой стороны, все это не означает упразднения самих канонов, неизменно хранящих дух, которым они были написаны. Потому что источник и фундамент канонов Церкви - это ее догматическое учение, не подверженное никаким изменениям.

    Как же оценить в свете церковных канонов деятельность отца Иоанна, эксцентричного актера и священнослужителя одновременно? Можно ли священнику профессионально работать в кино, да еще в таких жанрах, в которых реализует себя отец Иоанн? Каноны говорят, что нет, нельзя. На практике же мы видим, что священник совмещает актерскую профессию со священнослужением. Пусть он пока исключение, но прецедент создан. Что возбраняет другим последовать его примеру?

    Если нам говорят, что соответствующие каноны, принятые на Вселенских и Поместных Соборах, более не имеют силы, то это должно быть закреплено не менее чем соборными же постановлениями. Это еще в том случае, если будет очевидно показано, что понятия «актер», «театр» сегодня означают нечто принципиально иное, нежели в древние времена, а кино не является «зрелищем» в том смысле, в каком это слово употребляется в канонах и в святоотеческом наследии.

    Впрочем, говорить о «прежних», «древних» временах оснований мало, потому что немногим более ста лет назад театр удостаивался неодобрительной оценки со стороны св. прав. Иоанна Кронштадтского и других ныне прославленных святых. А ведь в XIX - начале XX века театр был далеко не таким, как во времена Нерона. В любом случае необходима общецерковная оценка этой проблемы авторитетными пастырями и канонистами.

    Пока что перед нами тупик, связанный с размытостью канонического сознания у многих современных православных христиан, в том числе - клириков. Исключений из правил стало уже, кажется, больше, чем самих правил. Церковные каноны многими людьми вообще перестали восприниматься как «правило», «образец», хотя именно это значение им было присуще изначально.

    По-гречески «канон» в первоначальном значении этого слова - это инструмент для проведения прямых линий. Каноны, «правила» для того и существуют, чтобы «править» наши пути к Богу. И если каноны будут «кривыми» или вовсе отсутствовать или бездействовать, то со временем церковная жизнь потеряет свою цельность и постепенно утратит всякие видимые очертания. Понятия греха и святости мало-помалу потеряют связь с каноническим сводом правил Церкви и будут погребены под ворохом субъективных и пристрастных оценок и предпочтений. Отчасти мы наблюдаем подобное уже сегодня.

    Апостол Павел пишет: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Но вне Священного Предания Церковь не сможет никого спасать. А вне ограды канонов - попросту растворится в греховном мире. И станет уже не «всем для всех», а «ничем для никого».

    Читайте также:

    Правильный вопрос

    Священник Константин Пархоменко: дорогой собрат, оставайся священником!

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    P.Keres, Глупов7.03.2011 22:31 #
    Как грустно, граждане православные. Вот уж воистину, после ваших комментариев невольно вспоминается: кого Господь хочет наказать, у того отнимает разум.
    "Прецедент Охлобыстина" вы обсуждаете как настоящие неофиты: душа ваша протестует, но формальное следование заповеди "НЕ ОСУЖДАЙ" заставляет быть многозначительно спокойными. И вы стараетесь, словно мнихи вы, а не миряне, быть предельно корректными, беззлобными, неосуждающими.
    А выходит, как всегда - обычное попустительство. "Заштатный священник", кажется, перешел все мыслимые границы, уже не бесноватого в псевдоисторической драме играет, а омерзительную, глумливую роль в "Интернах" (пора бы переименовать в "Инферно"). И весь вид его оскорбителен, даже если ты не знаешь, что это "заштатный священник". А уж совместить съемки в таком глумливом сериале со статусом священнослужителя - в это даже поверить невозможно. Однако же нет, вполне такое допустимо, как выясняется. Формальный статус за ним сохранен, и никаких громов и молний со стороны священноначалия не наблюдается. Единственное, что требуется от Охлобыстина - это сделать выбор и решить, кого же он все-таки намерен в дальнейшем осчастливить своим присутствием - Православную Церковь или сериальную нечисть. Такая странная альтернатива, если посмотреть хотя бы одну серию "Интернов"...
    Но иерархов наших понять можно, они дипломатичны и корректны, их положение обязывает. Но вы-то все зачем подавляете в себе естественное для всякого здорового ндивида чувство возмущения и неприятия от "двойного" служения "заштатного священника" ? К тому же второе поприще его, ведь это не просто служение Маммоне, а, извините за рифму, "пляски в бесовской маске". Не может священник иметь два лика - благообразный и глумливый, даже если в дальнейшем от этого последнего откажется, когда поправит свое материальное положение и сделает выбор в пользу церковного служения.
    А вы, граждане православные, не горячими и не холодными предстаете перед теми, кто читает ваши комментарии, а теплыми...
    Волков, Орел22.02.2010 18:51 #
    За церковным каноном зри «закон Ома» - тогда, возможно и появится реальный шанс произвести тот самый - во спасение души, правильный выбор…
    Да, «сказано» священнику Иоанну Охлобыстину в ответ на его обращение «как быть-поступать», что по канонам нельзя совмещать актерство и священство… А вот, «рассказывают», Федора Ивановича Шаляпина никто «извне» (кроме собственной души-сердца) не «назидал» в необходимости-обязательности поспешать исповедоваться, молиться после исполнений «бесовской» «партии» Мефистофеля - и, «представляется», чтобы даже не столько очистить душу от навязанного ей (и по приказу дирекции - «Господину Шаляпину выучить роль Мефистофеля из оперы А. Бойто») греха, сколько на время «осадить» в душе «взбаламученную» энергетически-тяжелую «инфра-муть»…
    Что такое «прецедент Охлобыстина» в нынешнем «состоянии» и верно ли пытаться представить его частным- локальным случаем разрешения заурядной ситуации «сидения грешника» на двух стульях? Если «да», то «получается» Господь напрасно потратил усилия, посылая человекам для подтверждения-уточнения «формулы» высшей цели жизни человека батюшку Серафима Саровского и ничего «не значат» ставшие известными благодаря С.А. Нилусу слова святого, сказанные однажды в беседе Н.А. Мотовилову: …«Вот, батюшка, Господь и Божия матерь, в сию нощь, явившись мне, убогому, 17-й или 18 раз, изволили открыть мне всю жизнь вашу от рождения до успения. И если бы Сам Господь не вложил персты мои в раны Свои гвозденные в пречистое ребро Свое, копием пронзенное, я бы не поверил, что могут быть на земле такие странные жизни. И вся эта жизнь ваша будет исполнена таких причуд и странностей оттого, что у вас светское так тесно соединено с духовным и духовное со светским, что отделить их нельзя…». Почему же непонятно, «что» за этим «стоит» и во «что» должно быть «положено» ? Из невыдуманных историй хорошо знакомого человека…
    Спрашивают как-то работников одного «учреждения» - для чего у вас на оборудовании защитное заземление «поставлено»? Чтобы защищать - раздается «находчивый» ответ… - От чего и как? От электрического тока… На другую «часть» вопроса - «скромно-потупившиеся» взгляды-молчание…
    А посмотрите-ка - вот здесь места соединений «разболтаны» да еще краской щедро-обильно политы -закрашены, оборванные части заземляющего проводника просто-едва скручены-держатся, здесь «приделан» кусок алюминия в «толстенной» изоляции, а от агрегата с электродвигателем-приводом размера с «канцелярский стол» отходит-вьется-путается медная проволочка всего-то «сечением» ниточки и т.д… Разве это важно? - молча «вопрошают» недоуменные лица человеков. Разговор, «однако», продолжается…
    - Инструктаж по технике безопасности «проходили»? «Да-да!» - следует торопливо-утвердительное - имеются даты-росписи - как положено… А вот и «ответственный» за охрану труда и технику безопасности «доставлен»... И далее - сродни провинившимся школьникам-ученикам: - простите, больше не будем - обязательно «исправимся», коли инструкции-правила требуют! И малость в оправдание - понимаете, у нас электрик «приходящий», с материалами сложности… а маляра никто не предупредил, что закрашивать нельзя… На лицах однако - явное недоосознание серьезности ситуации и тогда…
    Краткий «экскурс» в раздел школьной физики «про закон Ома и электрические «цепи» (одной-то из которых и может оказаться человек) «сдобренный» информацией о последствиях воздействия электрического тока на живой организм с попутным «растолкованием» причины устойчивости «пернатых» «к поражению электротоком» при их «посадке» даже на высоковольтные линии электропередач, быстро приводят ситуацию «в чувство»… На лицах - едва ли не восторг совершившего значимое открытие человека… Поняли- дошло! Теперь осознанной стала угроза-опасность для жизни и уж точно все «сделают» «как надо»… И осмотрительней станут не по приказу-уставу «сверху», а через мотивацию «изнутри». По-другому, разумеется, взглянут и на правила…
    Примерно то же - и с канонами… Необходимо видеть-понимать, что за ними скрывается-стоит, на что нацелены- направлены, какими обстоятельствами «вызваны» к жизни, но… А разыщите-ка «канон» в коем содержалось бы «определение-правило» о «допустимых» номерах «авто» священнослужителей или предписывалось бы - каким, гужевым «транспортом» или «автостопом» добираться до места службы, однозначно разрешалось-запрещалось исполнять романсы на струнных инструментах или «указывалось» как быть-поступать епископу коли за благословением «на выборы» обращаются кандидаты-партийцы - кому отдать «предпочтение»? А может дать всем «от ворот - поворот»?
    Неактуально-малозначимо и это не «задача» святых канонов, которые - по утверждению иеродиакона Арефы: «неизменно сохраняют свое значение критерия церковного законодательства и фундаментальной основы церковного правосознания»? А вот это уже, несколько иная «крайность»… Или неизвестно, что неадекватное соприкосновение со святыней чревато опасностью- последствиями?
    Известны реальные случаи произошедшие с обычными «светскими» людьми, в одном, например, из которых человек как-то «активно» взявшийся «посещать» монастыри, едва не «расстался» с жизнью за неосторожно произнесенную фразу… Причем, форма «наказания» настолько «соответствовала» «содержанию» допущенного словесного кощунства, что внимающему жизни человеку сразу становилось ясным - «за что!»
    Может показаться, что это - редкие исключения, однако при достаточном «погружении» в обстоятельства конкретного дела-случая почти всякий раз выясняется - каждый из грешников за проступки-ошибки «расплачивается» - только по-разному и не всегда наглядным-видимым образом... И священники, разумеется, тоже… К чему разговор? А уже вчера возникла реальная опасность укоренения-распространения иллюзии, что духовная жизнь - это легко-доступно-просто, что с Творцом «можно» едва ли не «запанибрата»… Однако, бесы никуда не делись и духовные законы еще никому не удавалось «обойти»… Возник соблазн «попадания» в тотальную «прелесть» в условиях недостаточности глубины мироощущения-понимания, духовной инфантильности части современных людей… И в этом смысле «прецедент» Охлобыстина - серьезное предупреждение Творца всем.
    Когда-то уже приходилось рассказывать историю о человеке, которому от Господа уже в наше - и совсем недавнее время было дано-налито лампадное масло с последующим наставлением… Так вот - у этого человека, коего хорошо знал, была мать, которая однажды по ранней весне работая в селе у себя в саду простудилась, да так, что резюме врачей оказалось безысходно-неумолимым – не выживет… И из районной больницы муж забрал-повез ее домой - умирать… И случился у той женщины сон… Видит, что к дому ее, стоявшему на околице, идет Господь… С Ним - женщина в черном… А до горизонта - видимо-невидимо люда-народа… Расступающиеся пред Иисусом Христом люди тянули к Нему в мольбе руки: «Спаси, Господи!»… Но Он молча проходил мимо всех… «Что это за люди, откуда они?» - вопросила тогда больная женщину в черном… «Это грешники в преддверии Страшного Суда» – последовал ответ…
    «Проси, раба Божия - что тебе надо?», - обратился взошедший на крыльцо Иисус Христос к больной, стоящей на пороге смерти… А та, совершенно забыв о своем состоянии вопросила лишь одно: «Господи! Отчего в нашем саду нет яблок и не растет трава?» «Будут, раба Божия, в твоем саду и яблоки и трава…», - ответил Господь и сон растворился-исчез…
    «Почему, почему ты не попросила у Господа выздоровления?», - сокрушался услышав рассказанное ее муж, а потом успокоившись решил - уж коли пришел Спаситель, то и… Так оно и случилось - женщина буквально «на глазах» пошла на поправку, а саду действительно все исполнилось по слову Господа… Те яблоки, по словам ее дочери, имели свойство долгое время сохраняться и были необыкновенно ароматны… Женщина в пасхальные дни угощала ими местного священника, а на неизменно возникающий вопрос по их сохранности и удивительному качеству ответа не давала, как и практически никому не сказывала о чудесном явлении во сне Иисуса Христа.
    Но удивительно в этой истории не только чудо исцеления человека, дарование плодов и растительности в саду… Примечательно другое - для чего-зачем обычной крестьянке занятой сугубо тяжелым трудом, вырастившей-воспитавшей семерых детей в непростых, жестоких условиях, был явлен фрагмент картины преддверия Страшного Суда? И почему их оказалось так много - аж до горизонта стоящих людей взывавших к Господу? Отчего так может получиться - что к тому привести?

    Владимир, Москва9.02.2010 9:01 #
    Анастасия, не задавайте глупых вопросов. Прости, Господи. Священника Иоанна Охлобыстина Патриарх Кирилл запретил в служении. Патриарх сказал, что по канонам нельзя совмещать актерство и священство. Пожалуйста - Вам - подтверждение - важности - церковных - канонов. Соблюдать каноны священник должен. Это важно так же, как писать по-русски без ошибок учителю русского языка. Были правила в русском языке, которые устарели, их не соблюдают. Но есть такие правила, которые пока еще, слава Богу, действуют. И есть каноны, которых пока еще никто не отменил. Читайте статью иеродиакона Арефы, там все доступно изложено.
    Анастасия, Москва9.02.2010 1:48 #
    Благословите, батюшка! Скажите, по канонам Православной Церкви может священник при встрече с прихожанами кланяться им в пояс, благословляя желать мира и доброго здравия, целовать в лоб, обнимать? Это не противоречит канонам, не слишком ли это? может нужно себя вести сдержаннее? Когда мы говорим только о канонах - это мнение, это правильно, они проверены и выстроены многолетним опытом и кровью наших святых отцов. Но за всеми ними стоит бессмертная душа человека, здесь священника, которая ждет не суда, а молитв и любви. Я знаю батюшку, знаю как он встречает и благословляет каждого, знаю как тянутся к нему люди и ждут от него ответа на многие вопросы. Эти люди не знают канонов, они видят любовь его, его сострадание, они открывают ему душу на исповеди и не смотрят на лицо. Я сама не общаюсь с батюшкой, но как же мне приятно слышать, когда люди после соборования в личной беседе говорят: батюшка так участливо нас помазывал, с такой любовью, все 7 раз (а народу бывает человек 300). Пускай, это скажет один. А многие почувствуют. Смотришь на него во время литургии и думаешь, он как мытарь приходит и каится, и Господь принимает его молитву, а вот нашу?
    Yarick, Kiev19.01.2010 21:45 #
    Патриарх - не Папа, не стоит этого забывать. Он - первый среди равных. Почему то у нас с одной стороны наблюдается праведное возмущение по поводу "непогрешимости Папы", а с другой если Патриарх что то благословил так это куда тому Папе до такого благословения :)

    Для полноты картины остается еще "православную мантру" написать "....У нас непогрешимого папы нет, у нас непогрешимого папы нет, у нас непогрешимого папы папы нет, у нас папы нет абсолютное послушание, абсолютное послушание, абсолютное послушание...."

    Люди учите церковную историю - способствует выработке правильного взгляда на вещи.

    Простите
    Волков, Орел19.12.2009 13:25 #
    Как-то, выступая пред слушателями-студентами, отец Максим Козлов, в «контексте» затронутого тогда вопроса, высказал показавшееся важным «замечание-мысль» о характере проповеди - она должна быть адекватной… Вот точно под таким же, сообразно-адекватным характеру «прецедента» «углом зрения» и необходимо бы рассматривать проблему… И то называется духовным взглядом - кстати, не очень привечаемым частью современных проповедников… Мы же попытаемся подойти к проблеме несколько иначе… Вот уважаемая Людмила, «заклеймила» актеров «печатью» ЛИЦЕДЕЕВ - а куда порой без них? И почему бы не позаимствовать «метод» анализа ситуации у «образа», созданного одним из талантливейших этой плеяды? Итак, Штирлиц - с «его» «информацией к размышлению»… Вопрос, где ее «добыть»? А здесь же - на страничке сайта… Куда поначалу заглянем? Да непосредственно к Иоанну Охлобыстину, точнее материалу от 25 ноября с.г. «Правильный вопрос», в котором он размышляет о своем призвании и будущем. Теперь поиск «ключей» - они обязательно должны быть! Так и есть… вторая половина текста, особо - часть его, «помеченная» «таинственным» знаком «PS». «Точка» «входа» в понимание Главного предназначения-смысла Охлобыстина, описание «приглашения» его Творцом на конкретное, действительно ВЫСОКОЕ и ОТВЕТСТВЕННОЕ служение. А еще ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНОЕ - не о «киношных» и даже не всамделишных, не понарошку стреляющих револьверах-пулеметах речь. Но этих «пониманий» нужной степени-глубины у подопечного еще нет… Вместе с тем, чем-то человек Творцу «показался» - почти как известный «сын полка». Борода у него не растет? Замечательно! Поставим-ка (возможно, решил Творец) отсутствие «брады» Охлобыстину знаком-стимулом в устремление (и назидание «другим» - бородатым!) «соответствовать» Священчеству не по форме, а по духу - и когда сие станет происходить - бороду обязательно приложим-отрастим! Запросто! И фамилия у человека подходящая, хлестко-вызывающая, со смыслом - опять же в назидание «кому-то» в Церкви. Тяжело-непросто, конечно, человеку будет, но… и не без пользы для других дело станет - если должным образом управлено будет! И тогда Он подает Знак. Иоанну Охлобыстину. Патриарх Сербский Павел в алтаре заставляет облачиться в богослужебные одежды. А на возражение человека, что он не священнослужитель отвечает: Это ты так думаешь…» и… Сумеет выдержать-пронести? А что, если… На сей счет в фильме «про Шурика» имеется эпизод, когда один из «тройки» «работающих» под «лихих горцев» персонажей выдает «абракадабру» коя в непритязательно-внятном переводе их сотоварища-подельника звучит угрожающе: «Он сказал, что если Вы откажетесь, они вас…». У Господа-Любви о том говорится несколько иначе, примерно так - лучше бы они этого не знали… Последствия, правда, «посерьезнее» «предусмотрены» - таковы уж духовные законы… Да, «нестандарт»… Да, человек в сане священника в великой опасности, но увы, таково его понимание Истины! Да, дух его не готов отторгнуть-смыть «наносное», он же - дух и продолжает творить соответствующие «формы-приложения». Но любовь - есть, открытость - есть, понимания работы духовных законов - нет! И это бич - многих. Мы опять пытаемся идти формальным путем - только куда худшим - теперь «с миссией»! А в собственной жизни еще не научились слушать-слышать, различать-понимать чего в той-иной ситуации хочет от нас Творец! И как, на основе какого критерия в реальной жизни осуществлять повседневный ситуативный выбор… Такой, чтобы «дивиденды» приносил душе. И Иоанн Охлобыстин тоже примерно в такой ситуации - только изрядно отяжеленной. Когда духом человек не различает, «что к чему», не ощущает действительной опасности положения. Недавно по одному из телеканалов православной направленности, рассказывалось об историях-проблемах, связанных с охраной действующих церквей… Были «показаны» реальные батюшки, «вынужденные» для защиты от лихоимцев брать в руки «ружья». Внимание же привлек один из них, который тоже поначалу «оборонял» храм, будучи вооруженным, но затем… Наверное, прибавилось понимания - духовного… И «оружием» его стала икона, с которой он в молитве совершает вечерний обход церкви. Понятно - и вне сомнений, что «добавилось» требовательности к себе… А иначе уповать на помощь Божию - по меньшей мере, проблематичное «занятие».
    Андрей, Москва18.12.2009 22:57 #
    Неужели же православный человек может считать патриарха неправым, да ещё и обвинять его в незнании догматов или чём-то подобном?! Наверное, его решение должно для нас что-то значить, я уж не говорю: "быть авторитетом".
    Андрей В.16.12.2009 14:35 #
    А вот как пишет на близкую тему "апостол Сибири и Америки", митр. Московский Иннокентий (Вениаминов): "Привести в чувство раскаяния и сокрушения есть одно из труднейших дел проповедника; но это состояние есть… возделанная земля для насаждения семени христианства. Ибо тогда оно может пасть в самую глубину сердца его и, при последующем содействии благодати принести обильный плод". (Очерк жизни и апостольских трудов Иннокентия, митрополита Московского. Нью-Йорк. Комитет русской православной молодежи заграницей, стр. 151-152).
    И еще.
    Апостолы благовествовали всем. Но все ли были увлечены их проповедью? Нет. Почему? Апостол Иоанн объясняет: "мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас". И еще пишет про ложных учителей: "Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их". Его мысль как бы продолжает апостол Павел: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням".
    Мне кажется, что проблема нашего времени - это в том числе и потеря живой связи со Священным Писанием. Не только каноны, но и само Евангелие, и апостольские писания выглядят в свете сегодняшних миссионерских разработок "несовременными". Может, перепишем заново, чтобы никого не задевали, никому не создавали никаких неудобств?
    Людмила, Москва15.12.2009 16:09 #
    Священник служит у Престола Божия. Это служение Небесное. У актера служение земное, несовместимое с небесным. Актер - ЛИЦЕДЕЙ! Вдумайтесь в это слово! В каждой роли он проживает чужую жизнь. Не свою, единственную,
    дарованную Богом, а ЧУЖУЮ. И не всегда праведную. Точнее - почти всегда неправедную, густо замешанную на страстяж. И о.Иоанн Охлобыстин как священник, должен не погружаться в эти страсти, а помогать пасомым избавляться от них. Я, когда увидела, что он снялся в фильме "Пуля-дура" (где он выпивает, дерется, стреляет, "залезает в постель"), подумала, что он уже точно больше не священник. Ведь не может человек, находясь в сане, сниматься в такой чернухе. Не может быть актером вообще! Не имеет права нарушать Закон Божий - служить двум господам и мешать земное с Небесным. Хочешь быть священником? Будь им! Хочешь быть актером? Будь им! Выбери одно. Но не оскверняй сан в образе супермена-Дзена и любом другом чужом образе. Есть свой, данный Господом по Его образу и подобию. Мне жаль о. Иоанна. Нет НИКАКИХ оправданий этой его второй деятельности (бы кто ни благословил!). "Хоть мошна пуста, да душа чиста". Прости его, Господи и спаси его!
    Антон, москва14.12.2009 18:19 #
    по тоношению к привлечению нашего, некогда православного народа, к церкви появилась в корне неверное понимание того, кто приводит людей к Богу. Неужели: профанация божественной истины, низведение духовного до уровня повседневной мерзости, желание Показать любому, что жизнь в церкви ни к чему не обязывает и ничем не отличается от мира - увы и горе нам если это так.Людей к Богу приводит Бог, через достойных людей, ибо быть ловцом человеков - это Дар Божий. И Дар этот привлекается, в первую очередь, глубокой работой над своим "внутренним" человеком, по слову прп. Серафима: "стяжи Дух Свят и тысячи вокруг тебя спасутся", а не нашими человеческими уловками на сделках со своей совестью и ложью. В католических храмах теперь поют рок-группы и что, новое поколение выбирает храм или все-таки пепси колу?!
    Михаил10.12.2009 16:59 #
    ВОПРОС:Что такое икономия?

    Отвечает протоиерей Алексий Уминский:
    Есть два церковных понятия - икономия и акривия. Акривия является строгим неукоснительным и бескомпромиссным следованием церковным понятиям. Икономия - это понятие, связанное с принятием некоторых компромиссов, проявления снисхождения к человеческой немощи, и к тем часто запутанным историческим и церковным ситуациям, которые сложились в связи с нашей греховной человеческой природой. Так часто священник по отношению к некоторым грешникам не применяет строгих церковных канонов, по которым их следует отлучить от причастия на многие годы. (Например, за убийство отлучают от причастия на 20 лет, за прелюбодеяние - на 15 лет, за блуд - на 7 лет). Но священник может применить церковную икономию к такому грешнику, исходя из конкретной духовной и церковной ситуации, в которой тот пребывает. А иногда, наоборот, следует применить строгость, чтобы побудить человека к покаянию и отрезать путь ко греху.

    http://www.trinity-church.ru/inter/answer/006.html
    дмитрий, брянск10.12.2009 16:31 #
    здравствуйте!на мой взгляд,если некоему иерею Святейший Патриарх благословил съемки в кино в качестве актера,то я думаю,мы ,простые миряне можем только молчать .а уединенное житие монашествующего подразумевает встречи с мирянами довольно редко.Поэтому,когда в НАШЕ время иеродиаконы вещают на всю страну,и,теоретически,на весь мир,то негоже запрещать и иереям играть роли в кино.Раз уж заговорили об истории,то давайте вспомним институт дьяконисс,когда они не только катехизировали гаремных наложниц(фактически секс-рабынь),но и совершали некоторые Таинства
    Игорь, Петербург10.12.2009 14:00 #
    Хочу лишь заметить, что фраза о.Арефы об определинии "икономии, т. е. о смягчении канонических требований в духе снисхождения к слабостям и грехам конкретного человека" в корне не верна. Понимать икономию при применении канонов только как снисхождение к грехам - грубейшая ошибка!

    Икономия - буквально домостроительство (созидание) спасения, т.е. создание условий необходимых для спасения конкретного человека (или группы людей). Если спасаемые нуждаются в строгости (по разным объективным причинам), требования ужесточаются. Если строгость повредит делу спасения - требования смягчаются. Канон - это образец на который должно ориентироваться священноначалие (т.е. епископы) разбирая конкретные случаи.
    Борис К.9.12.2009 6:42 #
    Спасибо, отец Арефа, за призыв к дискуссии. А пока авторитетные пастыри думают, я брякну.
    Очевидно, что актёрская игра, как таковая, не есть грех. Играли и в рождественских сценках. Правда, не священнослужители. Может быть потому, что священник - образ Христа (мне представляется, что это почти определение, потому и женщин не рукополагают; причём это касается именно образа, поскольку и петь, и иконы писать, и богословствовать женщины могут), а представить Христа лицедействующим, даже в хорошем смысле, невозможно.
    Многие духовные лица, и Кураев в том числе, защищают возможность священнослужителя играть. Но где провести разделительную линию, чтобы успеть остановиться в ряду ролей: шут, аферист, а может после - убийца, соблазнитель. Ведь вроде всё понарошку, и не в рясе, не "экс катедра", а как не заиграться? Вот о.Иоанн сокрушается по поводу не растущей бороды. Так надо использовать накладную - и дело с концом!
    Что же касается большой семьи, то ведь это было заранее понятно. Что же теперь каноны переписывать и "правильные вопросы" задавать? Мне вот такая байка причудилась, в духе истории о Соне Мармеладовой, только с перевёрнутой стрелой времени. Покаялась Мария Магдалина, зажила святой жизнью, приют детский создала. Только денег мало, деткам кушать надо. Приходит к Христу и говорит: можно я старой своей профессией подрабатывать буду, пока концы с концами не сведу. А Христос не благословил.
    Андрей, Клин8.12.2009 14:04 #
    Анастаcия, Ваша ирония неуместна. Вы заблуждаетесь в своих посылках. У нас, в отличие от католиков, у которых крайняя инстанция - папа, Православная Церковь существует по принципу соборности. Хранителем благочестия, как сказано в авторитетном Послании Восточных Патриархов, является весь церковный народ. А не то, чтобы "Церковь учащая и церковь учащаяся". Никто тут не посягает на авторитет священноначалия и на принцип послушания. Но существует разница между разумным и осознанным послушанием и - тупой забитостью типа "Чего изволите", "Как благословят, так и сделаем, хоть в воду кинемся". Возможно, эта разница Вам не понятна, но она существует.
    Владимир, Москва8.12.2009 1:12 #
    Зря Вы, Анастасия, иронизируете! Вопрос серьезный. Никаких указаний тут никто не делает. Обратите внимание, что и Андрей Д. пишет "хорошо бы каноническим вопросом занялось священноначалие,а не блогосфера нестройным хором." Неужто тоже указывает?
    если б священноначалие уже разобралось с этим вопросом, а видные канонисты высказались по этому поводу, давно бы уже все разрешилось. А пока священноначалие молчит, церковные люди могут высказывать свое мнение по существу, апелировать к опыту других поместных Церквей. И не тратить время на иронию. Спаси Вас Господи.
    Анастасия, Москва7.12.2009 1:28 #
    я думаю,священноначалие без указаний Жанны Григорьевой разбирется в сложившейся ситуации.6
    Елизавета, Москва6.12.2009 23:57 #
    По поводу цитаты из Розанова, приведенной Андреем Д.:
    А если бы миссионеров, едущих в Китай, спросили: «Что такое вы едете возвещать?», а они бы сказали: «Едем разделить невестку со свекровью, сына с отцом, и восставить детей на родителей, и сделать родственников человека ему врагами, едем возвещать, что нужно есть Плоть Сына Божия и пить Его Кровь, чтобы наследовать жизнь вечную» (см. Евангелие от Матфея и других евангелистов)?.
    Евангельский текст намного радикальнее (простите за словечко на "понятном языке"), чем любой из канонов. И те миссионеры были совсем не такие, как сейчас.
    Вы почитайте, как достойно вели себя православные миссионеры в Китае. Они не были ряжеными шутами. И почитайте о восстании боксеров в Китае, за что убивали всех христиан, не делая различия в поле и возрасте. Как их пытали перед смертью, даже восьмилетнего мальчика – отрезали ему нос и уши, отрубили пальцы на ногах и еще гнали отовсюду, унижали его же бывшие товарищи. Я думаю, что в актерской среде пытать отца Иоанна Охлобыстина не будут. Ему там вообще ничто и никто не угрожает.
    В случае с отцом Иоанном слово "миссия" притянуто за уши. У него скорее всего внутренний личностный конфликт, который нужно разрешать как можно скорее, потому что слишком большое количество людей он соблазнил уже. И "миссия" тут не при чем.
    Жанна Григорьева, Москва6.12.2009 0:25 #
    Статье дан прекрасный заголовок. Действительно, создан прецедент. Действительно, священноначалию нужно обратить на него внимание. Например, в Элладской Церкви этот вопрос с точки зрения канонического права был рассмотрен около 5 лет назад:

    Русская Православная Церковь
    Официальный сайт Московского Патриархата

    Новые правила выбора кандидатов на рукоположение в Греции
    2 июня 2005 г. 18:46

    Принимая новые правила посвящения в духовный сан, Священный Синод Элладской Церкви выработал реестр профессий, представителям которых будет затруднено рукоположение в священнический сан. К числу тех, кто теперь обладает в Греции наименьшими преференциями при решении вопроса о хиротонии, — политики, адвокаты, актеры, продавцы спиртного, военнослужащие, а также гинекологи и патологоанатомы (представители других медицинских профессий могут искать священства без дополнительных осложнений).

    Предпочтение новые правила отдают кандидатам в клир из числа фермеров, рыбаков, пчеловодов, изготовителей свечей, плотников и сапожников. Среди более современных и также подходящих для потенциального священника указаны профессии сейсмолога, метеоролога, биолога и астронома. Об этом в четверг сообщило агентство France-Presse.
    Андрей, Клин5.12.2009 10:16 #
    Tатары-мусульмане потешаются над попом-шутом. А мы умиляемся. Стыдно.
    http://sociolog-tatar.livejournal.com/91841.html
    Андрей Д., Винница4.12.2009 19:29 #
    “Если бы миссионеров, едущих в Китай проповедовать Евангелие, на границе “срединного царства” спросили: “Что такое вы едете возвещать? Что такое Евангелие и христианство?” – то они никак бы не ответили: “Мы едем возвестить, что если кто в болезни дерзнет призвать еврея-врача и станет у него лечиться, то да будет отлучен, если это мирской человек, а если это священник – то да будет извержен из сана” (правило Трулльского собора)” (Розанов)
    Заменить тут китайцев на не менее незнакомую публику из богемы - и получите то, где вращается о.Иоанн. Если кто-то оскорбляет слух, взор и систему координат ,всегда считал верным вариант - отвернуться от не душеполезного. Теперь мне массировано доказывают обратное. Священство очень разнородно, как и его аудитория, впрочем. Знают ли те, кому виднее вопрос о.Иоанна, условия существования священника-водителя маршрутки? А священника - агента по недвижимости? Всё ли там хорошо?
    И хорошо бы каноническим вопросом занялось священноначалие,а не блогосфера нестройным хором.
    Владимир, Сергиев Посад4.12.2009 18:20 #
    Спасибо, отец Арефа! Воистину, редко сейчас услышишь столь спокойное и взвешенное слово. А для о.И. Охлобыстина священный сан при актерском ремесле - просто средство пропиариться. Никому из режиссеров он не будет интересен, если не будет священником. Вот вам и вся "миссия". Сейчас все слабости, все уступки греховным наклонностям называют "миссией". Как в анекдоте - "иногда блаженная курила, обличая грех курения, иногда ругалась матом, обличая грех сквернословия...".
    И согласно канонам священник должен кормиться от алтаря. То есть иметь постоянный приход. У Охлобыстина такого прихода нет, не дали, а детей кормить чем-то нужно. Вот и актерствует.
    Илья, Москва4.12.2009 11:23 #
    Спасибо, наконец-то появилась нормальная статья. На фоне этой церковной шоу-истерии, в которой уже не ясно где Церковь, где богемная тусовка. И все это при молчании церковных властей. Слава Богу, что актер Охлобыстин за штатом. Пусть остается шутом. Как он орал там, в фильме, играя бесноватого шута, как голосовые связки не порвал? А как он снимался в постельной сцене с женой своего босса по сценарию очередного сериала? Пусть шут будет шутом, а священник - священником. И не предает своей священнической присяги.
    Мирослав, Тюмень4.12.2009 10:12 #
    Каноном может быть как палка, так и веревка.
    Гибче нужно быть к современному человеку, не таким плоским.
    Отца Арефу, автора статьи, да и многих других актерско-режиссерская публика не пустит к себе, а о. Иоанн проповедует среди тех медийщиков, кто имеет многомиллионную аудиторию.
    Простой батюшка что? Имеет 200 прихожан, а журналист, актер, режиссер имеет зрителей-слушателей в миллионы раз более. Кто им поможет найти Христа? Плоский, как линейка начетчик "Книги правил"? Простите за резкость, но сомневаюсь. Кого еще пустит к себе артистическая среда? Отца Иоанна да и только. Да и в чем он погрешил в этом фильме, возьмите, отслушайте его реплики, они вполне ммогли быть не в устах юродивого шута Вассиана, а в устах заштатного, апокалиптически настроенного батюшки, готовящего свою паству к пензенскому сидению и не забывающего обхаживать спонсоров. А вот, улюлюкают, кликушествуют... Лучше бы на себя поворотились, достойные священства. Легко прикрыться рясой, монашеским клобуком, завернувшись в теплое личное спасение (я-то Ангел Божий), но к этим потерянным овцам стада Божия не пойду, больно извращены, да и не поймут меня, а этот вот, который идет - конечно недостоин священства...
    Грустно и глупо.
    Вера4.12.2009 3:01 #
    Благодарим отца Арефу за это обращение!
    Полностью поддерживаем его!
    Елена, Москва4.12.2009 0:28 #
    О.Арефа!
    Спаси Господи!
    Редко нынче услышишь столь спокойное и взвешенное слово.
    Ралдугин Иван Викторович, балашиха3.12.2009 22:24 #
    Как и канонизированные святые, священнослужители не должны быть и под сомнением праведности, и правильности жизни с точки зрения православия.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru