Tweet |
Дорогой отец Иоанн.
Прочитал сообщение, что Вы решили сделать «честный выбор» и подали прошение
(или собираетесь подать) об увольнении Вас из штата. Передают Ваши слова: «Я
действительно категорически не соответствую общепринятому нормативу внешнего
образа священнослужителя: я снимаюсь в кино, предпочитаю светскую одежду,
причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают
татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода,
в конце концов...» Принципиально не согласен и удерживаю Вас от этого шага!
Плохо, если бы священники стали совмещать свое служение с актерством. Как
плохо, если они вообще работают на светской работе. Кстати, для православных
батюшек Запада - обычная ситуация. Приснопамятный митрополит Сурожский Антоний
даже культивировал это. В храме - священник, а потом - преподаватель, булочник,
работник бензоколонки и т. д. При всем моем уважении к владыке, я всегда
выступал против такого подхода. Священник - это тот, кто всю жизнь, до
последней минуты, посвящает делу пастырского служения и предстояния Богу.
Но исключения всегда были и будут. Плохо, если бы все стали совмещать свое
служение с актерством. Но в исключительном случае это возможно. Плохо, если бы
все батюшки пересели на мотоциклы. Но батюшка-байкер как исключение - возможный
и нужный вариант. Плохо, если бы все священнослужители параллельно работали в
светских НИИ и госаппарате. Но у нас в Петербурге есть профессор университета -
диакон и сотрудник аппарата мэрии - батюшка. И они на своем месте и на своем
уровне несут Христа своей аудитории. То же - в отношении Вашего Преподобия.
Это уникальное и единственное в своем роде явление. Священник-артист,
священник-шоумен. Это не может быть обыкновением и системой, но это может иметь
место как уникальное явление. Простите, но ведь есть священники-прорабы,
которые возводят корпуса воскресных школ, приютов и проч. и почти совсем забыли
о молитве и пастырской деятельности... И оправдывают себя: «Столько дел, что лба
не перекрестить...». Чем священник-прораб лучше священника-актера?
О Вашей деятельности критически отзывались московские батюшки. Это их личное
мнение! И я сам критиковал Вас в устных разговорах, но не Ваше актерское
служение, а те моменты, когда Вы высказывались от лица Церкви как богослов, как
пастырь. Порой мне видится в Ваших словах мнение искренне верующего человека,
но никак не мнение пастыря. Это не Ваша харизма. Вы, судя по публикациям, - не
пастырь душ овец православных. Вы - актер и пастырь-миссионер, который служит
делу Христову самим фактом своего существования и совмещения этих разных
служений: священства и актерства.
Вы - не массовое явление, Вы - явление особое и уникальное.
Пусть сегодня так, пусть преимущественно съемочная площадка, а не солея, но как
оно будет через 5, 10 лет?.. Ведь жизненные приоритеты меняются, и Вам в прямом
смысле сам Бог велел не изолировать себя в круге света софитов. Может быть,
через какое-то время именно пастырская и священническая деятельность станет для
Вас основной. Но Ваша оригинальность и нетрадиционность - не повод уходить из
священства, как бы кому-то этого ни хотелось; не повод сжигать мосты между
Церковью и современной культурой. Это не повод и не мотив закрывать возможность
для вашего брата-актера впервые сложить руки лодочкой: «Ваня, это, благослови...»
И панихиду, скажем, о Янковском вправе открыть именно Вы, а не бородатый посторонний
батя из соседнего прихода. И молодая журналистка - фанатка Ксении Собчак
впервые именно от Вас услышит, что Господь - везде, надо только открыть сердце,
чтобы впустить Его. От Вас услышит и пискнет: «Ах вот оно как...». А от меня не
услышит, потому что до меня она и не дойдет. В советское время было много
священников, которые служили на светской работе. Священник-бухгалтер,
священник-зек... На любом месте можно быть служителем Божиим. На любом месте
можно напоминать людям, соприкасающимся с тобой, что есть высшая правда и
красота - Господь.
Бог с ней, с бородой. Христос - не в бревнах (и бородах), а в ребрах! Пусть
татуировки и «гаджеты». Лишь бы к часам и мобильникам (Вы сами, отец Иоанн,
впустили эту тему в СМИ) жизнь не сводилась... Есть те, кто от Вашего служения
соблазнился: священник - и так себя ведет... Но есть и те, кто сказал лично мне:
«Отец Иван показал мне, что возможно быть современным светским человеком - и
христианином. Что это вещи и сферы совместимые!». Дорогой собрат, отец Иоанн.
Оставайся священником! Ты - наш, и от нас мы посылаем тебя на проповедь в самую
гущу мира!
Священник Константин Пархоменко, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора (Санкт-Петербург),
руководитель сектора по вопросам семьи и брака Санкт-Петербургской епархии,
преподаватель Православного университета
Читать также:
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!
Если кто-то имеет мнение, что "это устарело" (каноны, правила, традиции, предания) - для них есть протестантизм, там всяк себе папа.
Для меня не совсем ясно: а кто рукополагал иер.Иоанна Охлобыстина, кто ему давал рекомендацию, кто "аксиос" кричал? Вот этих достопочтенных клириков бы спросить: они почему это сделали? Неужели столь неопытны... о.Иоанн появился в нашем храме - во всяком случае я отследила, т.к. не знала этого человека - на службу Пасхи. Только потому я и обратила на него внимания, что рука, державшая Чашу, была в перстнях... Я ещё подумала: ну чудён батя... уже за пасхальным столом меня "просветили", что он из актёрской среды. Честное слово: очень его пожалела и то, что происходит сейчас, предвидела. Тут и пророческого дара не надо.
В истории Церкви всякое бывало, и патриархи бывали еретиками, которых анафематствовали. Ничего страшного: пускай будет актёр Иван Охлобыстин, трудится в меру своих возможностей, отдаёт сцене, экрану свою жизнь. Служитель алтаря - это в идеале нам всем пример, наставник и образец к подражанию. Отсюда и поговорка: каков поп, таков и приход.
Ничего страшного, если иер.И.Охлобыстин займётся тем, к чему лежит душа, а для церковного народа ещё одной искусительной темой будет меньше.
http://old.echo.msk.ru/guests/1574/
Это расшифровка аудиозаписи прямого эфира на радиостанции "Эхо Москвы" с участием Вашего дорогого собрата иерея Иоанна Охлобыстина. Наверное, Вы не знаете всего, что он делает и говорит, в каких фильмах снимается. А если знаете, тогда... Что ж, как сказал Спаситель, "где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".
О. Константин правильно пишет, что нельзя отказаться от сана. Это главное. И это милость Божия, что Господь допустил до этого высокого служения в духовном МЧС. Ну-ка, захоти кто, нет, не выйдет у всех. Толь ко у тех, кого Господь призовет. Ведь Он нас выбирает, не мы его! Как верующий может снять с себя Крест?! Да и разве это Крест по сравнению с Господним?! О.Григорий, аппелируя, к о.Констнтину пишет, что нельзя прожить с детьми на 2 тыс.рублей в месяц. Это - по маловерию. Господу нужно доверять. Если Он дал деток, то даст и на деток. Что написано в Евангелии? Ищите прежде Царствия Божия и правды его...И покажите хоть одного священника, который с семьей умер с голода. Господь дивным образом подаст. А если тяжко, то нужно потерпеть. Почти никто терпеть не хочет. Хочется, чтобы было сытно и комфортно. У о.Иоанна добрая душа, это видно, хотя я лично его не знаю. Из него может получиться пастырь добрый, но все мирские "забавы" нужно оставить навсегда. Боже, упаси его от ухода в актерство! Последствия не предсказуемы. Прошу прощение за резкость. Душа болит за угашение веры. Хотелось бы порекомендовать всем православным прочитать книгу архимандрита Тихона Агрикова "С Евангелием". Спаси всех нас, Господь!
И чего это всё обсуждать? И какой же будет приход у такого попа?
Посмотрел фильм "Царь", было неприятно видеть священника в роли какого-то скомороха, кривляющегося и корчащего гримасы. Десакрализация священического служения - это одна из задач сатаны по разрушению Церкви, поэтому лично я негативно отношусь к таким экспериментам.
архим. Рафаил Карелин:
"...А теперь вырисовывается новый вариант – шутовское христианство (уже не новый на Западе), где священники выступают в ролях футболистов или конферансье на рок - концертах. На этом фоне христианство перестает быть нравственной силой, а превращается в какое-то представление или шоу. У поэта и сатаниста Андрея Белого есть такие строки:
Поп, псаломщик и дьячок,
Повалили на лужок,
Дьякон, дьякон, пляшет, пляшет,
Дьякон, дьякон, рясой машет.
То, что могло раньше показаться кощунством, теперь, похоже, что претворяется в жизнь. Разумеется, много любопытных пойдут смотреть на состязание футбольных команд священников, но смею предположить, что еще больше туда слетятся демонов – настоящих авторов таких сценарий, которые смеются над тем, чего они когда-то трепетали."
Во-вторых, если батюшки в России так заботятся о благочестии своей профессии -- почему они не носят рясы в повседневной жизни. Почему на улице не встретишь ни одного священника?
Получается ерунда -- буду работать священником -- но одеваться как все, а тот кто помимо служения еще где-то работает, он уже не священник. Чем же он хуже?
но уходить не стоит, это действительно искушение..
но уходить не стоит, это действительно искушение..
Но для о.Иоанна сейчас самое судьбоносное время. Призываю всех молиться за него, за здравие, за Божие уврачевание.
А то, что священник так поспешно после наговоров решил снять крест в пользу актёрства - это явное искушение диавола, который спит и видит, чтобы "показать общественности последнего попа".
Отец Иоанн, спокойствие! постой ещё у Престола Божьего, помолись! Господь укрепит!
Наверно, наверно лучше быть хорошим актёром и "вписываться" и внешне (про бороду - очередное ёрничество), и душевно в эту среду. Не раздваиваться самому и не смущать народ. Всё же - ПОКА - у нас совсем другой образ православного священника. Конечно, когда дух времени сего поработает над образом, то примем и такой...
О.Иоанн одно время постоянно служил в нашем храме. Я тогда уже ему сочувствовала - я художник и хорошо знаю, что это "не просто так". Это - духи, и они просто так не отпускают.
«Отец Иван показал мне, что возможно быть современным светским человеком – и христианином. Что это вещи и сферы совместимые!» - вот-вот! НОВЫЙ ОБРАЗ, т.е. образец НОВОГО христианина: впишись в мiр, дружи с мiром, сообразуйся с мiром! НЕ ОТЛИЧАЙСЯ ОТ МIРА!
И мiр похвалит тебя... и примет. Ведь ты - его.
А если так плохо это совмещать - все же обоснуйте это утверждение - тогда пожелайте отцу Иоанну Охлобыстину не делать плохого. Вы же его собрат, зачем его подставляете такими советами? Лучше поддержите его в этом желании определиться наконец.
На этом сайте приводились воспоминания о великом сербском пастыре патриархе Павле,среди которых упомянуто были его отношение к желающим принять священство,его строгость,и его золотые слова некоторым:святым вы можете стать,но священником - никогда.Не в бровь,а в глаз.
Вот посмотрите, когда Христос призвал Апостолов на служение, они бросили все, одни были рыбаками, и бросили это дело, один был вообще мытарь (в Евангелии таковых сравнивали с ворами) и тоже бросил это дело...
другой разговор, когда апостол Павел пишет, чтоб каждый оставался в том служении, в котором его призвал Господь, но в этой ситуации Апостол говорит о мирянах а не о пастырях.
Став пастырем человек оставляет все другие попечения и заботы, иначе получается что-то сумбурное и непонятное...
Ситуация в РПЦЗ совсем другая, жизненно необходимая, соответственно с этим и были высказывания митр. Антония,не нужно применять это ко всей полноте Церкви!
и более того, вспомните канон запрещающий вообще(!) посещение театра, я даже не говорю про актеров!
«Театр погашает веру и христианскую жизнь, – увещевает отец Иоанн Кронштадтский, – научая рассеянности, лукавству (или умению жить в миру), смехотворству; он воспитывает ловких сынов века сего, но не сынов света. Театр – противник христианской жизни; он – порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его».
Не снимайте с себя сана.
Моё личное мнение - снятие сана куда большее искушение для внешних, чем замечательно сыгранная (на мой взгляд) роль шута в фильме "Царь".