rss
    Версия для печати

    С «Царем» в голове

    Новый фильм Павла Лунгина вызывает жаркие споры не только о кино. В Медиа-центре «Известий» состоялся «круглый стол», посвященный выходу на экраны фильма «Царь». Премьера картины была приурочена ко Дню народного единства, однако трактует «Царь» о полной невозможности единства между властью земной и небесной. Напомним, в основе сюжета - трагическая история взаимоотношений Иоанна Грозного и митрополита Филиппа (Колычева).

    Режиссер Павел Лунгин пригласил к участию в «круглом столе» предпринимателя Альфреда Коха, телеведущую Ксению Собчак, журналиста Николая Сванидзе, протоиерея Димитрия Смирнова. К ним присоединились протоиерей Максим Козлов и режиссер-документалист Борис Лизнев - автор фильма про эпоху Иоанна IV «Царское дело». От «Известий» дискуссию поддерживали заместитель главного редактора Елена Ямпольская и кинообозреватель Лариса Юсипова. Разговор, конечно же, не ограничился обсуждением достоинств и недостатков последней работы Лунгина.

         

     Павел Лунгин: "Цель фильма «Царь» - к мифу об Иване Грозном,

    о «твердой руке» добавить миф о митрополите Филиппе".

     Павел Лунгин: Грозный в нашем фильме произносит фразу, которую я взял из его письма: «Как человек я грешен, как царь - праведен». Мне показалось, что именно этот подход вызвал неприятие митрополита Филиппа, который считал, что заповеди Божии - и над царями тоже. Принесением себя в жертву святитель Филипп пытался остановить бессмысленное кровопролитие. И этот поступок вызывает во мне глубочайшее восхищение.

    Россия управляется не историей и даже не политической мыслью, а мифами. Один из главных русских мифов заключается в том, что жестокие правители, тираны - это и есть лучший вариант для нас. И что прогресс в России может достигаться только большой кровью. Мне кажется, этот миф необходимо пересмотреть и по возможности развенчать. Цель фильма «Царь» - к мифу об Иване Грозном, о «твердой руке» добавить миф о митрополите Филиппе. Русская история всегда развивалась так, что на каждого Грозного находился свой Филипп. Именно это противостояние позволяло России поддерживать духовную жизнь.

    Следствием правления Ивана Грозного стало Смутное время. Однако представление, будто России необходимы жестокость и кнут, до сих пор живет в людях. И является главным препятствием для демократических перемен в обществе.

    Борис Лизнев: Вы говорите о Грозном с той точки зрения, которая сформировалась в XIX веке, начиная с Карамзина. История, писавшаяся ради определенных политических целей, по вполне конкретному заказу, оставила, к сожалению, будущим векам заблуждение, что Иван Грозный - тиран, убийца, мракобес, даже маньяк. Но как Вы объясните множество иконописцев, тысячи подвижников веры, которые жили в эпоху Грозного? Об этом говорят такие серьезные исследователи, как Игорь Фроянов, митрополит Иоанн Петербургский, профессор Александр Боханов и многие другие. Почему за основу берутся, как говорил митрополит Иоанн, пасквили о России, в том числе сочинения князя Курбского или высказывания резидентов католического мира, эдаких «бжезинских» того времени?

     

      

    Борис Лизнев: "Как Вы объясните множество иконописцев,

    тысячи подвижников веры, которые жили в эпоху Грозного?".

    В Европе в это же время творились невообразимые вещи. Вспомните хотя бы Варфоломеевскую ночь. При этом Грозный взял на себя всю кровь в России - только он имел право выносить смертные приговоры. Кстати, приговор митрополиту Филиппу он не утвердил. Грозный казнил около пяти тысяч человек, но ведь среди них были бандиты, убийцы, предатели. Большей демократии, чем во времена Ивана Грозного, не было. Кто учредил земское самоуправление? Выбор старост из народа, лучшие люди. Этого не было ни до Грозного, ни после него. Народ действительно уважал Иоанна IV. По-моему, Спиноза сказал, что задача исторического исследования - не казнить или миловать, а понимать. Нам надо понять то время.

    о. Димитрий (Смирнов): Действие происходит в XVI веке. Мы даже представить себе не можем, что там было. Бессмысленно сегодня спорить и пересчитывать, кто сколько народа убил. А если взять Джорджа Буша - сколько на нем жертв?.. Перед нами не учебник истории, хотя и учебники обычно бывают весьма лживыми - в любой стране и в любую эпоху. История - вообще миф.

    Павлу Семеновичу Лунгину свойственно парадоксальное мышление, и он на исторической почве создал ряд художественных образов. Некоторые из них просто поразительны. Например, Малюта Скуратов. Я считаю эту роль главной в фильме. Мне даже не сразу удалось узнать актера Юрия Кузнецова. В фильме есть определенная коллизия - противостояние добра и зла. Есть идея - пусть немножко лобовая.

              

    Отец Димитрий  (Смирнов): "В фильме есть определенная коллизия

    - противостояние добра и зла".

     Ксения Собчак: В фильме Павла Лунгина Иван Грозный показан человеком, находящимся в постоянном внутреннем беспокойстве. Он понимает, что творит адские злодеяния, пытается каяться, неоднократно приезжает к митрополиту... Петр Мамонов сыграл царя, который грешит, кается, хочет удержаться от злодеяний и снова их совершает. А Олег Янковский играет воплощенное добро - менее яркое, привлекательное, интересное, что вообще свойственно добру. Его персонаж прост, он живет в ясной системе координат. Филипп точно знает, как должно быть, чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах и на что он сам никогда пойти не сможет. При этом в фильме нет плоских фигур, черно-белых красок. Именно в этом для меня его огромная ценность.

    Николай Сванидзе: В нашей истории Иван Грозный - особая фигура. Не секрет, что Сталин воспринимается как своего рода реинкарнация Грозного. Поэтому всякий спор вокруг Грозного подразумевает спор вокруг Сталина. И защищая Грозного, мы защищаем Сталина.

    Иван Грозный был образованнейшим человеком своего времени, но это не мешало ему быть больным садистом. Грозный видел в себе наместника Бога на земле, и это подпитывало его религиозность. Да, он убивал и каялся. Сталин тоже говорил: кто не согрешит - не покается, кто не покается - не спасется...

    Павлу Лунгину удалось создать этическое противостояние святости и жестокости, добра и зла. И выразилось это в двух художественных образах, в которые артисты вписались стопроцентно. У Олега Янковского было мало слов, но насколько выразительна его пластика, какие говорящие глаза. И Мамонов, сыгравший страшного юродивого - а именно страшный юродивый и был внешним образом Ивана Грозного, который следует из всей исторической литературы.

    Конечно, любой фильм нельзя воспринимать как учебник. История нам интересна в своем художественном воплощении - как набор определенных мифов. И каждый из нас берет ту их часть, которая кажется ему наиболее адекватной.

    о. Максим (Козлов): Нравственным победителем в фильме явлен митрополит Филипп, и можно только радоваться, что образ одного из уважаемых святителей Русской Православной Церкви представлен столь положительно и сыгран столь блистательно Олегом Ивановичем Янковским.

    Для Церкви в отношениях с властью конечным благом являются не внешние преференции, которых при Грозном было очень много. Храмостроительство, открытие монастырей, миссионерская деятельность, колоссальная организационная и имущественная поддержка Церкви. Но вот на чаше весов вопрос: что важнее - внешнее обеспечение или атмосфера в стране, которая находилась бы в соответствии с духом Евангелия и духом Православия? Святитель Филипп своим подвигом и своей жертвой дал ответ. И в этом аспекте я очень приветствую фильм.

     

     Отец Максим (Козлов): "То, что мы сегодня здесь беседуем,

    пусть не соглашаясь друг с другом, - еще один маленький шаг.

    Давайте над этим союзом работать".

     Тем не менее, образ царя показался мне упрощенным. Злодейство и юродство в исполнении Мамонова блистательны, а покаяние смотрится фальшиво. Я не могу представить, как герой этого фильма мог писать такие послания Курбскому, которые он в реальности писал. И не будем забывать всего значительного, что происходило при Грозном, - развития просвещения, например. Соглашусь и с тем, что в это время в Европе государи были ничуть не более любезными...

    О жестокости. Если мы хотим оставаться на исторической основе, то должны понять, что отношение средневекового человека к жизни и смерти было другим, нежели сегодня у нас. Просто потому, что оно было глубоко религиозным. Средневековье оценивало жизнь с точки зрения вечности. Поэтому святитель Филипп, как и древние мученики, внешне спокойно шел на это страдание. Шел в абсолютной уверенности в своем Воскресении со Христом.

    Альфред Кох: Фильм «Царь» снят в жанре притчи. Было бы неправильно подходить к нему с реалистической меркой. Законы, которые распространяются на жанр притчи, на мой взгляд, в фильме соблюдены полностью. Могу назвать несколько важных сцен, которые производят очень сильное впечатление. Прежде всего - в самом начале, когда из кающегося, старого, согбенного человека Мамонов, постепенно облачаясь в царские одежды, превращается в ужасного, мечущего молнии из глаз монарха, помазанника Божьего, которому всё дозволено. И народ, увидев такого царя, именно за ним и признает право властвовать. Вторая сильная сцена - смерть Филиппа. И то, как монахи его хоронят, и то, как горит церковь... Я не знаю, как было на самом деле, но эмоционально всё очень оправданно.

    Тему «Царя» можно трактовать как «взаимоотношения Церкви и власти». Хотя, мне кажется, это слишком узкая трактовка. Не побоюсь сказать, что проблема в фильме - другая. Это важный вопрос: до каких пор добро должно терпеть зло? И в какой момент добро должно взбунтоваться и сказать злу, что оно зло?

    Елена Ямпольская: Меня удивляет формулировка «помазанник Божий, которому всё дозволено». Помазанник Божий - в глазах народа и в собственных глазах - это прежде всего тот, с которого за всё спросится. И не кем-нибудь, а Тем, Кто его помазал... Мы сидим здесь и рассуждаем о том, что власть постоянно нарушает христианскую мораль. При этом каждый из нас, любой человек - за исключением святых - нарушает христианскую мораль каждый день по нескольку раз. Однако ни за кем из здесь присутствующих нет ни взятия Казани в 1552-м, ни взятия Берлина в 1945-м. Мы не можем даже представить себе всю меру чудовищной ответственности за страну, раздираемую изнутри и снаружи. Да, эти люди - Грозный, Сталин - ужасны, но что предлагает митрополит Филипп царю в фильме Лунгина? «Милуй, царь, всех милуй». Можно ли следовать этой установке и сохранить страну? Самое простое - списать реальные неподъемные проблемы на паранойю, садизм, болезнь. Даже злодей в искусстве имеет право на стереоскопический взгляд. Муки святителя Филиппа станут только выше и пронзительнее, если на другой чаше весов окажутся неразрешимые муки Грозного.

    Лунгин: Грозный, конечно, мучился. Но Филипп говорит: «Яви раскаяние в делах своих». А именно этого царь и не сделал. По-моему, мучения не снимают с него ответственности за душегубство.

    Лариса Юсипова: Мне показалось, огромный плюс фильма «Царь» - как раз в том, что мы видим Ивана Грозного глазами митрополита Филиппа. Царь несет в себе божественное начало. Если бы не это убеждение Филиппа, как мне кажется, он вряд ли бы пошел на свой подвиг. Он хотел спасти божественное происхождение власти от некоей разрушительной силы, которая в этой же власти таится.

    о. Максим: Вот что еще очень важно. Фильм «Царь» свидетельствует, что религиозный дискурс становится все более интересным для нашего общественного сознания. На наших глазах происходит довольно любопытное явление. Десять лет назад невозможно было представить себе, что главными премьерами киногода будут «Царь», «Чудо», не менее ожидаемый «Поп», фильм Веры Сторожевой «Скоро весна». Десять лет назад говорили, что Церковь не располагает языком, на котором она могла бы общаться с современным обществом. Однако кинохудожники показывают, что на самом деле диалог возможен. И фильм «Царь», при всей его дискуссионности, очень ярко эту тенденцию выражает.

    Ямпольская: У меня вопрос к отцу Максиму и отцу Димитрию. Как вы относитесь к участию господина Охлобыстина в фильме «Царь»? А заодно и к тому, что сейчас мы можем наблюдать его в роли Григория Распутина?

    о. Димитрий: Мне кажется, Иван Иванович не прав. Каждый человек должен определиться в своем служении. Есть служения, которые не совмещаются. Может, есть некий соблазн, который понуждает его заниматься этим. Но это, конечно, вносит смущение в церковную среду.

    о. Максим: Мне актер Иван Охлобыстин в фильме «Царь» понравился. Его роль я считаю очень удачной. Но в моем сознании не укладывается, как священническое служение можно соединить не просто с другой профессией, а с актерской игрой. Это слишком разные роды деятельности, и их сопряжение для священства, безусловно, нехорошо. Мне бы очень хотелось, чтобы Иван Охлобыстин что-то выбрал в своей жизни.

    Ямпольская: Может ли Церковь морально воздействовать на власть и таким образом приносить пользу и правителям, и государству?

    о. Максим: Власть на протяжении многих столетий вынуждена учитывать Церковь как институт. Иногда она устраивала гонения на Церковь, иногда использовала. Что для Церкви лучше - еще вопрос. Иногда власти хочется взять от христианства что-то в качестве прививки, отбросив при этом суть. Но попытки функционального использования Церкви - без признания за христианством онтологической значимости - обречены на неудачу. Это слишком уж просто - поручить Церкви заботиться о сирых и убогих или заняться улучшением климата в местах заключения. А когда речь заходит о чем-то более существенном - например, о том, чтобы идти в школы, сразу возникает «угроза» многоконфессиональному государству, которое якобы развалится, потому что в школах будут преподавать «Основы православия». Но уступить подрастающее поколение «Дому-2» я не согласен.

    Собчак: В нашей стране после Ивана Грозного Церковь никогда уже, к сожалению, не имела силы противопоставить себя власти. И когда власть себя обожествляет, - а в России это происходит постоянно, хоть во времена Грозного, хоть сегодня, - вот тогда и начинаются проблемы. Потому что власть может решить, что программа «Дом-2» должна идти в определенное время. А в следующий раз власть может указать Церкви, что ей делать, а чего нет.

    о. Димитрий: Если бы у нас была власть, любящая свой народ, она никогда бы не дала волю проекту «Дом-2». Что касается воздействия Церкви, только Церковь удерживает и Россию, и весь мир от окончательного «схлопывания». Но ей нужен голос. Голос - это своя радиостанция в FM-диапазоне и свой цифровой телевизионный канал.

    Кох: Мне бы хотелось, чтобы всякий раз, когда власть пытается прикрыться христианством, Церковь не позволяла бы ей этого делать. Мне кажется, роль Церкви - каждый раз правителям напоминать: «Вы не перелицуете христианство под свои надобности». И фильм Лунгина - именно об этом. Иван Грозный мелким бесом вокруг Филиппа ходил: и так, и сяк, и подачки монастырям, ну, признай, что я имею на это право, признай, что это не грех. Филипп сказал: «Нет, это грех».

    о. Максим: Вряд ли для Церкви сегодня возможна симфония с государством как таковым, зато возможна и желательна симфония с культурными слоями общества. То, что мы сегодня здесь беседуем, пусть не соглашаясь друг с другом, - еще один маленький шаг в этом направлении. Давайте над этим союзом работать.

    Вставить в блог

    С 'Царем' в голове

    С «Царем» в голове

    14 ноября 2009
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    прот. Максим Козлов, Москва2.12.2009 17:39 #
    Уважаемые читатели сайта! Настоятельно просим для апологии сталинизма искать другие интерет-ресурсы. Фильм Лунгина, безусловно, может и должен рассматриваться весьма по-разному, и здесь в комментариях и поступающих материалах приветствуется вся палитра мнений. Но тексты, содержащие апологию богоборческой власти, здесь не приветствуются, и площадка для их выражения предоставляться не будет.
    Семен, Москва2.12.2009 13:36 #
    Испугались меня печатать, Даниил!
    Я и не сомневался, что убеждать демократы не в состоянии.
    Когда нужны доводы, а не лозунги, Вам нечего сказать.
    Будь смелее! Мы почти ровесники, я закончил МГУ 2 года назад. Если ты так горделив с единоверцем, то какой толк от твоей книжной воцерковленности и якобы миссионерства?!
    Вера2.12.2009 7:37 #
    Уважаемый Даниил Сидоров! Позвольте заметить, что читатель Семен из Москвы не позволял себе эмоциональных сообщений, а тем более хамства. На мой взгляд, именно Вы проявили излишнюю горячность, защищая не то Лунгина, не то Сванидзе, не то олигархов, богемы или всех вместе взятых? А в "ТД" никому не приходило в голову, например, хотя бы слегка покритиковать антирусские взгляды и произведения Лунгина? Для чего "ТД" соглашается с псевдоистиной господина Лунгина, который искусно, но все же, лукаво пытается вновь и вновь перевернуть историю и дух, как русских, так и всей России? Учитесь все же принимать критику в адрес вашего интернет-издания и делать хоть какие-то выводы. Отчего такое негодование по малейшей критике в адрес издания? Уж не от того ли, что выражаясь, русской пословицей: "Правда глаза колет"?. Неужели работники "ТД", с редактором во главе, уже решили, что они всегда и во всем правы, неся исключительно незамутненную правду? И считают, что читатели не в состоянии увидеть вредные публикации и материалы, периодически появляющиеся в "ТД"?
    Семен, Москва1.12.2009 18:24 #
    Уважаемый Семен!
    С удовольствием отвечу "собрату по "alma mater" по всем пунктам. И буду рад, если наша дискуссия получит продолжение.
    1.Очень хорошо, что Ваша редакция не сотрудничает с этими гнусными личностями. Но упоминание на страницах уважаемой газеты их имен, да еще и развратной девицы, неуместно.
    Милых барышень и Ваших коллег я, по своему разумению, ничем не обидел. Известно, что девушки по своей природе не читают скучных исторических фолиантов, а довольствуются их пересказами. Если они посчитали мои слова грубыми, то с чистым сердцем прошу у них извинения.
    2. Сталин не совершал никаких преступлений и нет ни одного факта, подтверждающего это. Это все - выдумка детей троцкистов, отцов которых он для блага России отстранил от власти. Главарей он приказал расстрелять и лично я считаю, что за кровь пролитую Троцким и его подручными, они заслужили смертную казнь. Пострадали среди простого народа и люди невинные, как Ваш прадедушка,но в этом вина не Сталина, а "демократов", наподобие Хрущева, желавших выслужиться перед Москвой. Иоанн Васильевич не совершал никаких злодеяний: не считать же таковыми насильственные действия по защите государства от крамолы и смуты. Наша история удивительно повторяется: предатель Курбский лживо обличал Сталина, и это же через столетия повторил предатель солженицын. Доклад митрополита Ювеналия в данном случае не догмат вселенского собора, а Москва не Ватикан, и даже высшие иерархи церкви могут ошибаться и ошибаются. Как иначе трактовать измену Николаю II высшего духовенства, перешедшего на сторону кадетов.
    3. Фильм примитивен и его основная идея, как я уже говорил, в следующем: самодержавный царь плох, и его должна ограничить "демократическая интеллигенция". Это новое издание кадетской идеологии, погубившей Российскую Империю, которую Сталин восстановил из пепла железной рукой в содружестве с народом, который до сих пор чтит его и не без оснований.
    4. В художественном произведении должна быть сохранена историческая правда, которая, безусловно, есть у Толстого, но совершенно отсутствует у Лкнгина.
    С уважением, Семен Григорьев. Выпускник МГУ
    Даниил Сидоров, "Татьянин День", Москва1.12.2009 16:53 #
    Уважаемый Семён! Рад, что перепечатка материала "Известий" на нашем сайте побудила Вас оставить свой комментарий. Позволю и себе отреагировать на Вашу эмоциональную реплику.

    Во-первых, "Татьянин день" никогда не был связан ни с Радзинским и Сванидзе, ни с президентской администрацией, поэтому Ваши упрёки совершенно неосновательны. Но никакое возмущение не даёт Вам права хамить моим коллегам-дамам. Подобное поведение не делает чести никакому мужчине вне зависимости от его религиозных и политических убеждений.

    Во-вторых, преступления Сталина - документированный факт, испытанный большинством российских семей на себе (скажем, мой прадед сгинул в лагере именно тогда). Злодеяния Ивана Грозного тоже были известны до появления всякой "демократической интеллигенции, олигархов и разложившейся богемы". О них можно прочитать хотя бы в подробном докладе митрополита Ювеналия на Архиерейском Соборе 2004 года: http://www.pravoslavie.ru/news/11294.htm.

    В-третьих, то, что под Иваном Грозным подразумевается именно Сталин - Ваша личная точка зрения. Всё же фильм касается более глубокого и общего вопроса, а именно - природы власти как таковой, гибельности всякого самовластья, не ограниченного ни Божьими, ни человеческими законами. Образ царя здесь можно осмыслить и как предупреждение Путину, Медведеву и т.д.

    И наконец, "Царь" - это именно художественное произведение, а не историческое исследования. Да, герои Мамонова и Янковского (оставлю в стороне Ваши личные выпады в адрес уважаемых актёров) отличаются от реальных царя и митрополита. Но Лунгин и не утверждает, что они им тождественны. Наполеон и Кутузов Льва Толстого также не очень похожи на свои прототипы, но Вы же не станете из-за этого считать "Войну и мир" плохим романом?
    Семен, Москва1.12.2009 15:43 #
    Уважаемая редакция! Я выпускник истфака МГУ и хотел бы сказать несколько слов о правдивости фильма, поскольку с художественной стороны - это отвратительная галиматья: алкоголик в роли царя и мятущийся интеллигент - патриарха.

    Лунгин относится к числу режиссеров искусных, но безхребетных, действующих по принципу: "чего изволите , кремлевские начальники?". Живи он при Иоанне Васильевиче, снял бы кино об изменнике Курбском; а сейчас, поскольку Кремль совершенно изолгался,и народ осознал, что его обманывают осознанно с 1986г., понадобилось эзоповым языком опорочить Сталина, выбрав для этого Иоанна Васильевича.

    Кровавый Иван Грозный, как и кровопийца Сталин - лживые вымыслы демократической интеллигенции, олигархов и разложившейся богемы.

    Меня только удивляет, как Ваша редакция не видит этого. Или не хочет видеть? Или, поскольку у Вас "женское царство", Вы не испытываете потребности читать исторические первоисточники, а ограничиваетесь болтовней "радзинских-сванидзе", и послушно пишете то, что Вам советуют из властных органов?
    Алекс, Москва21.11.2009 2:42 #
    Почему бы не поставить вопрос иначе - нужен ли был ТАКОЙ фильм об Иване Грозном СЕГОДНЯ? Когда вопрос самоощущения молодежи так важен.
    И еще раз показать "дикость, рабскую сущность" народа, прикрываясь какими-то там соображениями "творчества" - обычная идеологическая диверсия.
    Или ошибка. Но какова будет цена этой ошибки, учитывая силу воздействия кинематографа?

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru