Tweet |
"Мы не должны никому ничего навязывать, мы должны предоставить людям свободу выбора". |
Когда говорят о тех регионах, в которых будет проводиться эксперимент, нужно понимать, что они выбраны Министерством образования неслучайно: в большинстве своём это так называемые «нулевые регионы». То есть, те области, в которых не преподавались Основы религиозной культуры. Во многих областях - Белгородской, Екатеринбургской, Курской - это преподавание очень хорошо поставлено. Но для того чтобы посмотреть, как будет проводиться этот эксперимент в школе, они захотели описать всё с чистого листа.
Кроме того, взяли области, где население не является православным в подавляющем большинстве своём. Вот, например, Калмыцкая епархия. У владыки Зосимы сто сорок человек выбрало изучение Основ Православия, а двести сорок - буддизм. Буддийский регион - нечего этого бояться. Мы не должны никому ничего навязывать, мы должны предоставить людям свободу выбора - это первое. И от того, как мы будем преподавать, будет зависеть, возьмут ли на следующий год этот курс или нет - это второе.
Но, конечно, мы должны очень чётко отслеживать то, что происходит (мы будем это делать и делаем), когда главы образовательных учреждений на местах ненавязчиво склоняют людей не изучать основы религиозных культур. Не думаю, что это делается со злым умыслом, это делается от головотяпства. Ну, представьте себе, вот общеобразовательная школа, а вам говорят: «У вас кто там - православные? Хорошо. Мусульмане есть? Есть. Иудеи есть? Есть. Ну, буддистов нет». Ещё хотят дать все традиционные религии вместе - религиоведческий такой курс. И вот директор школы думает: «Мне что, пять педагогов подготовить?». Если не считать буддистов, а так - шесть. Это он так сядет вечером и подумает: «Оно мне надо всё это?».
На следующий день говорит: «Слушайте, коллеги, давайте соберём школьное родительское собрание». И выступает на нём: «Вот есть такое предложение со стороны президента и министерства. Вы же хотите, чтобы ваши дети были современными? - Да, хотим. - Вы хотите, чтобы они были грамотными? - Да, хотим. - Вы хотите, чтобы они были интегрированы в Европу? - Да, хотим. - Ну вот, включайте светскую этику, им это понадобится! Что им отдельные религиозные культуры изучать - потом прочитают. - Ой, да, замечательно!». Всем классом и выберут: один педагог - замечательно! Этого не надо допускать. Поэтому надо учитывать результаты эксперимента и, конечно, стараться смотреть, чтобы родители и дети по своей религиозной принадлежности выбирали именно то, что им необходимо.
Например, я считаю совершенно правильной позицию Министерства образования. Здесь мы идём единым фронтом - правда, не со всем министерством, но с отдельными его достойными и власть имущими представителями, - когда говорим, что если дети хотят изучать этику и другие религии - замечательно. Но давайте всё-таки поступим так, как поступают, например, с преподаванием литературы: сначала изучается русская литература, потом литература тех народов, которые рядом с нами, потом зарубежная литература и мировая литература. Вот это правильно. Такой же подход должен быть и к изучению религий. Мы сначала изучаем своё, затем - то, что рядом с нами, потому что, ценя своё, нельзя ничего не знать о тех, кто рядом с тобой живёт. Как на лестничной площадке часто бывает: живут соседи и друг о друге вообще ничего не знают. Совсем не значит, что надо активно участвовать в семейной жизни соседей, но знать и уважительно к ним относиться надо. И затем - всё остальное.
Фотографии взяты с сайта http://cdrm.fotki.com/2009/others/2009-11-10_vstre4a/
Tweet |
Вставить в блог
Поддержите нас!