Tweet |
|
"Мы пытались показать проблему формирования феномена русской власти". |
Ваш фильм выходит 4 ноября, в День народного единства. Это случайность?
Дату выбирали прокатчики. Праздник какой-то непонятный, никто же не знает, от кого мы в этот день освободились - от поляков, видимо. Это такой условный праздник. Для людей в нем нет никакой идеологии, есть магия свободного дня. Представьте себе: глубокая осень, за город не поедешь, а у людей есть свободный день. И прокатчики надеются: может быть, люди пойдут в кино. И им понравится. И они начнут советовать фильм другим.
«Царь» - не патриотический фильм?
Не панегирический, это точно. Он сложный, он говорит о болезненных вещах: о природе русской власти, об отношении власти и Церкви, власти и народа. Не случайно фильм называется «Царь». Мы пытались показать проблему формирования феномена русской власти.
Удалось?
Не все, конечно. Это вам судить. Иван Грозный - первый русский царь. Его характер, его личность наложили отпечаток на идею, каким русский царь должен быть вообще. Он был родоначальником этой идеи. И очень многое зависело от случайности, от его личности, характера.
Почему в России не предают анафеме правителей-тиранов?
Это один из главных вопросов: почему на протяжении уже длительного времени не происходит никакой трансформации российского общества? Почему нет взросления? В Англии в том же XVI веке был Генрих VIII, он тоже казнил жен и первосвященника. Но сейчас в Англии никому не приходит в голову его хвалить. А в России до сих пор люди говорят про Грозного: «Когда-то он государство русское построил. И это ничего, что он поубивал тьму народа». В Америке в 1950-1960-х годах негр не мог войти в автобус, черных детей под защитой везли в школу. Прошло ведь совсем немного времени, и до такой степени стало стыдно быть расистом, что президент США - чернокожий. Общество растет, и отношения растут.
Почему в России не так?
Наше общество необыкновенно стабильно. Мы снова и снова возвращаемся на те же самые круги, как будто нет спирали, по которой общество должно восходить вверх. Я, как человек, глубоко влезший в суть личности Ивана Грозного, думаю, что именно он надломил что-то в нашей истории. На подходе была какая-то смена формаций, Россия, пусть и запоздало, должна была войти в Возрождение, а осталась в Средних веках. И надлом этого роста до сих пор до конца не компенсирован. Видимо, нужны очень большие усилия правительства, Церкви, писателей, чтобы вывести страну на спираль внутреннего развития. Ракеты научились запускать, а вот духовный прогресс не поспевает за техническим.
Но почему при этом возникает сильная власть?
Тираническая власть снимает всякую ответственность. Когда давление такое сильное, ты можешь делать все, что хочешь. Поймали - задерут. Не поймали - вроде все нормально. Заклинание «вы уж с нами построже, а то мы сами не справимся» - оно удивительное для взрослых людей. И появилась сцепка - потребность в твердой руке, жестокой власти и полный анархизм снизу. Надо как-то разорвать эту цепочку.
Как вы относитесь к тому, что Церковь начинает вмешиваться в светские вопросы?
Я этого не вижу.
Церковь сегодня связана с властью так же, как при Иване Грозном, после убийства Филиппа?
Это разные вещи. Нельзя сравнивать нашу власть и власть Ивана Грозного и нельзя сравнивать влияние Церкви тогда и сейчас. Сохрани нас и помилуй испытать то, что пережили тогда люди. Петр I сделал Церковь чем-то вроде министерства, и она и власть тогда сомкнулись. А начался этот процесс как раз во времена Ивана Грозного. Он воплощал в себе власть и божественную, и государственную. И, провозглашая себя помазанником божьим, творил страшное на земле.
Наша Церковь проходит сейчас совершенно иной этап - она освобождается. Она сама начинает только дышать, и в смысле общения с обществом тоже. Наверное, будут разные проблемы. И будет желание и прильнуть к власти, и отмежеваться от нее. Но главное, что Церковь должна заниматься душой человека, а не решать социальные или политические проблемы. И я надеюсь, что у нашего патриарха достаточно и ума, и воли, и образования, чтобы не слиться опять с властью.
А как вы относитесь к введению религиозного образования в школах?
В этом есть плюсы, есть и минусы. Главный минус в том, что совершенно непонятно, кто будет вести эти уроки, что это будет по форме. Но все либеральное общество с таким неистовым гневом кидается на эту идею, будто на детей там будут вериги накладывать и заставлять их на коленях молиться по три часа или учить распинать кошек. Понятно желание Церкви, чтобы дети о ней знали. И я не вижу в этом ничего плохого, потому что современное поколение живет вообще вне категорий добра и зла. Оно считает, что бабло - это добро, а не бабло - это зло. Вот единственная заповедь, единственная идеология. У нас же вообще нет никакой идеологии. Есть лозунги, что Россия самая сильная и что деньги - это главная власть в нашем мире. Вы считаете, что это заполняет духовный вакуум в душах людей? Пусть среди этого цинизма люди хоть как-то впитывают доброе слово. В общем, по сути - я «за», но форма вызывает опасения. Такое мое мнение как обывателя.
В XIX веке русская мысль дала толчок для развития европейской культуры. Возможно ли что-то подобное сейчас?
Мне кажется, что новая Россия опять идет своим путем. Даже доперестроечные фильмы были в русле мирового кинопроцесса. А сейчас мы живем какими-то отдельными проблемами, своим достаточно замкнутым миром. Эта новая свобода, вместо того чтобы объединить нас с миром, наоборот, каким-то образом разъединяет. Я сам чувствую, что тоже становлюсь менее понятен для остального мира, чем был десять или двадцать лет тому назад.
Но почему?
Раньше были общие гуманистические идеи. Христианские идеи у Толстого и Достоевского, общечеловеческие - у Чехова... Русские писатели были совестью мира. Сейчас Россия говорит: «Мы - русские, отвалите от нас. Мы живем по своим законам, вы их все равно не поймете, потому что вы узколобые». Ну как тут чему-то учиться? Россия перестала брать на плечи груз общемировых печалей и болезней и стала неинтересна всему миру.
Вы приняли предложение войти в Общественную палату. Зачем вам это?
Почему это всех так волнует и удивляет? Да, я согласился, потому что с этим обществом надо что-то делать.
Tweet |
Вставить в блог
Павел Лунгин: «Россия осталась в Средних веках»9 октября 2009
|
Поддержите нас!
Не соответствует мало-мальски какой-либо дейтсвительности заявление г-на Лунгина о том, что Россия мол де, живет обособленно и пр. чепуха. Непонятно, зачем так некрасиво лжет режиссер, ведь он (и все мы) прекрасно знаем западный мир. Неужели Америка, живет распахнув объятия остальному миру? Америка просто плевать хотела на весь остальной мир. Среднестастический американец вообще думает, что на планете есть только одна страна - великая Америка. Там все образование, вся жизнь построены так, чтобы отделиться от всего мира. Весь мир превратили в одну большую Америку со своим тотальным навязыванием их бездуховных ценностей и идеалов. Как может этот режиссер называть русских узколобыми? А если бы про евреев, например, Михалков заявил, что евреи узколобые??? Знаете, режиссерики подобные Лунгину слишком уже потеряли всякую меру и совесть, они думают, что им можно всё! Но они ошибаются. Пока Россия православная страна, с ней сам Господь и никакие враги, внешние и внутренние не одолеют ее, как бы они не старались.
Своим антирусским интервью господин Лунгин снял маску и показал свое истинное лицо.