rss
    Версия для печати

    Постпротестантизм - религиозный «Макдоналдс»? Ч.1

    Каким образом «новые христиане» выражают свое чувство Бога? Как получилось, что книги их проповедников продаются многомиллионными тиражами? Почему в США модно ходить в церковь? Как строится церковный маркетинг и что нужно для «раскрутки» церкви? О христианстве поколения пепси - постпротестантизме - размышляет социолог Евгения Иванова.

     

    постпротестантская церковь
     
     Постпротестанты в Америке не чужды современных технологий

     

    Евгения Иванова (1979 г. рожд.) начала исследовать феномен постпротестантизма в 2004 г. Работая в США, она изучала приходскую жизнь 58  протестантских, постпротестантских и других христианских церквей. Целью её диссертации было понять, каким образом американское общество влияет на создание нового типа религии и церкви на основе традиционного протестантизма.

    «Я  сейчас по-другому чувствую Бога»

    - Евгения, Вы пять лет изучаете протестантизм. Что он представляет собой сегодня в США?

    - Последний крупный пересмотр церковной жизни у протестантов произошел в 60-70-е годы XX в. Из-за стремительного развития науки человек получил множество знаний о природе, отказался верить в то, чему его учили в воскресной школе, и хотел во всем разобраться самостоятельно. Так началось обновление форм религии, и возник социальный феномен, который в социологии называют «постпротестантизмом». «Новые христиане» во многом находились «на волне» социальных движений эпохи и хотели, чтобы их вероучение соответствовало тому, что происходит в современном мире: протестантизм подстраивался под требования общества. 

    Постпротестанты начали толковать Библию с учетом последних научных открытий. Они пытались определить природу и точное время появления Вифлеемской звезды с помощью астрологии и астрофизики или, например, объяснить отсутствие женщин-священников тем, что в древности не было активного участия женщин в общественной жизни. По-другому стали оценивать и поведение человека: развитие психологии и психоанализа позволило считать некоторые вещи не грехами, а проявлением сформированных в детстве комплексов, которые не надо не искоренять, а принимать и учиться жить с ними.

    Протестантизм появился в XVI в. С тех пор его лидеры не раз пересматривали религиозные воззрения своих конфессий, чтобы вернуться к первоначальным - как они считали, чистым от предрассудков и заблуждений - ормам христианства.  У лютеран  был тезис о спасении через веру: если ты поверил во Христа, то уже спасен. Однако, несмотря на это учение, жили они достаточно скромно, большинство из них старалось следовать заповедям и думало скорее о спасении души, чем о земной жизни. «Постпротестанты» сохранили этот тезис, но трактовали его по-иному: поскольку мы уже спасены, то надо сосредоточиться на временной жизни.

    Для протестантизма был важен не опыт, накопленный  Церковью, а переживания отдельной  личности. «Постпротестанты» развили эту идею дальше: если главное - иметь веру в душе, для чего тогда вообще нужна Церковь? Отныне человек мог сам выбирать, как именно исповедовать свою веру.

     

    пончик

     

     Поспротестантская церковь "Forefront"

    предлагает прихожанам "кофе и сладости"

     


    Ланч  с пастором - 5 минут, причащение - 5 минут...

    - У протестантов богослужение сохранилось, хотя и в сокращенном (по сравнению с католицизмом) виде. А что происходит со службой у постпротестантов?  Ведь если Церковь не  нужна и человек один на один с Богом, то необходимость в  церковной службе отпадает?

    -У постпротестантов церковная «служба» проходит довольно своеобразно. В этой среде говорится, что сейчас люди по-другому, а не так, как, скажем, во времена царя Давида, чувствуют Бога; а значит, и религиозные чувства надо выражать по-новому. 

    Постпротестантскую  службу называют не богослужением (worship), а празднованием, торжеством (celebration). В ней почти нет четко разработанных обрядов или ритуалов. Если в Православии Причастие - центральный момент Литургии, в постпротестантизме Таинства не играют значительной роли. Прихожанин приходит туда, где будет проходить служба, получает программку, наливает кофе, берет печенье или пончик и садится в полуосвещенном зале. Играет легкая современная музыка, на установленных в зале мониторах появляются слова песен (например: «Христос, спасибо за все, я счастлив»). Все это напоминает обычное светское мероприятие.

    Программа примерно такая: ланч с пастором, чтение Писания (5 минут), проповедь (от 3 до 40 минут), Причащение (5 минут), сбор пожертвований (5 минут), совместное пение (10-30 минут). Всю службу стараются провести за час. Что касается Причащения, даже среди традиционных протестантов далеко не все верят в то, что под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христа. Для многих из них вкушение хлеба и вина (или, как вариант, чипсов и сока) - только символическое действие, которое напоминает о Тайной вечере, но совсем не Таинство.

    Ходить  в церковь -  это круто!

    -  Нужно ли креститься, чтобы стать членом  постпротестантской  церкви?

    - Крещение  для многих постпротестантов - тоже не Таинство. Оно не делает человека членом церкви, а только свидетельствует о том, что он верит и обязуется следовать

     пастор
     Пастор Таффи Доллар

    принципам церковной жизни.  Членом церкви постпротестант становится тогда, когда он поверил во Христа. Все остальное - внешнее выражение этого внутреннего переворота. 

    У «новых христиан» остались основания веры: воплощение, воскресение, искупление, но исчезло характерное для пуритан восприятие Бога прежде всего как карающего Судии, проклятии грешников и т.д. Для того, чтобы считаться членом постпротестантской церкви, вовсе не обязательно даже соглашаться с церковными догматами. Человек может не верить в Троицу, но при этом считаться прихожанином и участвовать в церковных службах. Смысл служб - совместное проживание позитивных эмоций, хорошего настроения, общение, знакомства и проповедь, которая помогает сориентироваться в современной жизни.

    Что является главным на этих собраниях?

    - Я бы  сказала, что ключевой момент  - это атмосфера. Ради ее создания  «новые христиане» очень активно  привносят в церковь атрибуты  едва ли не из всех мировых культур:

    постпротестантизм
     На постпротестантские службы приходят сотни человек

    например, в Епископальной церкви многие занимаются йогой. В других общинах помещения украшают свечами, как в православном храме, или выкладывают на полу изображение лабиринта, что характерно для католических костелов.

    Собрания  «постпротестантов» - это не столько  совместная молитва, сколько стремление хорошо провести время в кругу единомышленников, людей, которых интересует то же, что и тебя: та же музыка, литература... Прихожанам вообще не обязательно посещать храм. Можно просто встретиться у кого-нибудь на квартире, включить музыку и поговорить на темы, касающиеся религии. Я бы скорее определила этот религиозный феномен как объединение людей, которые стремятся к некоей духовной жизни, своего рода «life style». Церковь стала продолжением нашего ориентированного на материальные ценности мира. Когда ты приходишь, например, в православный храм, чувствуешь, что земная жизнь не является предельной ценностью. А здесь ты приходишь на какое-то светское мероприятие вроде концерта, «огонька» в школе.

    Постпротестант не стремится к нравственному очищению и святости. Он остается таким, какой он есть, его принимают и стараются сделать так, чтобы он чувствовал себя комфортно, удовлетворить его насущные потребности. Может, они и не подлинные, но раз он считает это важным, их надо удовлетворить.

    Общее настроение в «постпротестантизме» - как они это называют, «good news»: хорошая жизнь, у  тебя все получается.  Один мой знакомый пастор говорит: «В церковь сейчас модно ходить, это же круто! Там модные люди, много образовательных программ, там  Бог помогает!»

      Продолжение следует...

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
    Ольга3.10.2009 16:19 #
    Вообще-то, good news в переводе означает "Благая Весть".
    Юлиана, редактор, Москва2.10.2009 12:51 #
    Уважаемый Алексей! Вы так безапелляционно заявляете о том, что является постмодернизмом, а что нет, что хочется спросить, вы занимались его изучением? На чем собственно основываются Ваши суждения (несравнимо превосходящие рассуждения Ивановой в категоричности)?
    Алексей, Спб2.10.2009 12:43 #
    1. То, что Е.Иванова описывает как "постпротестантизм", таковым вовсе не является. Для протестантских общин, которых относят к данному течению, характерен в основном как раз АНТИИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ, буквализм в толковании Писания, богословский фундаментализм.

    2. Глупо описывать традиции одной деноминации с позиции другой. Что бы написала автор, если бы она оказалась на богослужении христиан из общины города Коринфа (см. 1 Кор.10, 12,14)?

    3. Полное непонимание про крещение. Невозможно стать протестантом, не крестившись. Причем важность этого события такова, что крещение, принятое в других деноминациях, на считается подлинным.

    4. Если бы Христос для постпротестантов был бы источником исключительно комфорта и спокойной жизни, они бы отправлялись тысячами в качестве миссионеров в Афганистан или Таджикистан. Вот мы с вами, такие благоговейные православные, этого почему-то не делаем...

    В конце концов, это интервью разлетелось по десяткам блогов и теперь куча фанатиков будет, почесывая пузо, продолжать "высоко думать о себе".

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru