rss
    Версия для печати

    В Opus Dei нет никакой тайны

    Об Opus Dei «массовый современник» узнал благодаря Дэну Брауну и его «Коду да Винчи». Загадочная католическая организация, почти изуверская секта, чьи адепты практикуют умерщвление плоти, ведут борьбу против тамплиеров и яро ненавидят мир - невеселая картинка бульварного романа. Кто же они на самом деле и каковы цели деятельности «Дела Божия» (Opus Dei) в России?

    На вопросы «Татьяниного дня» ответил представитель Opus Dei по внешним связям в России Opus Dei Александр Дианин-Хавард.

     

     Миф о таинственности и недоступности был развенчан с самого начала. Мечта о встрече с представителями Opus Dei в Москве очень быстро претворилась в жизнь. Достаточно было сделать звонок, и в ближайшие же дни Александр Дианин-Хавард - глава московского представительства  Opus Dei - предложил встретиться. Старый московский район близ Садового кольца, именно здесь расположен центр "секретного" объединения.

    Как оказалось,  представительство христианской организации - это офис. Царит деловая атмосфера, в обстановке чистота и порядок.  Герой нашей встречи проявляет максимальное радушие, открытость и гостеприимство.

    Александр находит положительным эффект  от выхода книжки Дэна Брауна и фильма по его мотивам: «Благодаря этому мы решили открыть двери центров «Opus Dei» журналистам, и многие "люди доброй воли" узнали о нашей организации и стали ее членами. Что ж, Богу возможно обращать зло в добро ...»

    «Opus Dei не орден» - продолжает Александр. По его словам, католики употребляют это слово только в отношении монашествующих. «Бог создал Opus Dei не для монахов, - восклицает наш собеседник, - «Дело Божие» - это объединение мирян».

     

    Хосемария Эскрива
    Opus Dei был создан несколько десятилетий назад испанским священником Хосемария Эскрива де Балагером. Главный принцип этой организации - освящение труда, повседневной жизни мирян и священников, восприятие жизни как апостольства, как пути к святости. Священники организации объединены в Священническое Общество Св. Креста. При покойном Папе Иоанне Павле II Opus Dei получил статус персональной прелатуры[1], а Хосемария Эскрива в 2002 году был причислен Ватиканом к лику святых.

    Но, тем не менее, в церковных кругах, к Opus Dei сохраняется двойственное отношение. Стиль ее деятельности, что бы не говорил радушный глава московского представительства, всегда был закрытым, почти тайным.

     И на вопрос «Как стать членом Opus Dei?» Александр Дианин-Хавард не стремится отвечать прямо: «Тот, кто не желает устроиться в жизни, ничего не найдет для себя в Opus Dei. Opus Dei - это путь для тех, кто любит свою работу (или учебу), свою семью, свою родину, и хочет именно в профессиональной, семейной и социальной жизни найти Бога».

    Объясняя не всегда обоснованный интерес к деятельности прелатуры, Александр продолжает: «Надо понять, что Opus Dei это все-таки революция в истории Церкви. Когда св. Хосемария начал говорить о том, что миряне призваны к святости, то для большинства это было шоком. Ведь если человек хотел стать святым, то его путь был ясен - священничество или монашество...».

    Многое изменилось после Второго Ватиканского собора в 1965 г., который стал ключевым событием в истории Римской Католической Церкви в XX веке. Прошли десятилетия после проповеди св. Хосемарии, прежде чем папа издал декрет «О всеобщем призвании к святости в Церкви». Но, по словам Александра, сплетни, распространенные в монашеских кругах в Испании в начале 40-х годов, до сих пор живы: «Что говорили наши недоброжелатели? - У членов Opus Dei нет своего знака на пиджаке, значит, есть секрет!».

    По заверениям Александра, знаковых отличий у прелатуры нет в силу ее мирянского характера. Духовное призвание мирянина, по идее Opus Dei, это нечто глубоко внутреннее, частное. Но своего членства никто не скрывает. «Мои близкие: друзья и коллеги по работе, знают о моем призвании - восклицает  наш собеседник, - хотя я не поднимаюсь на крышу и не кричу на всю округу: "Ребята, посмотрите какой я хороший, я член Opus Dei!"». В Opus Dei нет никакой тайны - это главное, в чем нас старается убедить глава московского офиса прелатуры.

     

    Хосемария Эскрива

     

    Образование в массы

    В беседе мы коснулись проблемы столь насущной для России сегодня - образования, ведь известно, что Opus Dei уделяет большое внимание этой сфере. Образовательные центры прелатуры учреждаются по всему миру. Первое учебное заведение было основано в Памплоне в 1952 году. В настоящее время там действуют 20 факультетов. При кампусе имеется даже университетская клиника. При Наваррском университете в Барселоне, также основанном Оpus Dei, есть бизнес-школа «IESE». Членами Оpus Dei были созданы и другие вузы -  Пьюрский университет в Перу, Сабанский университет в Колумбии и Университет Азии и Тихого Океана на Филиппинах. Еще несколько подобных заведений работают  в Японии, есть школы для крестьян в Африке.

    Opus Dei предоставляет возможность получить образование, чтобы это не мешало выполнению повседневных семейных, профессиональных обязанностей. Участники «Дела Божия» посещают еженедельные занятия (кружки), обсуждая доктринальные вопросы, духовную жизнь. Они практикуют молитвенные уединения, продолжительность которых варьируется от нескольких часов до нескольких дней. Образовательные программы Оpus Dei осуществляются как в специальных центрах прелатуры, так и в любом подходящем месте. Каждый член Оpus Dei должен быть культурным, образованным, сведущим в области доктрины Церкви, Евангелия.

    Сам Александр Дианин-Хавард парижанин, выходец из русско-французской семьи, потомок эмигрантов «первой волны», является директором Европейского центра лидерства. Он преподает авторские дисциплины  с участием топ-менеджеров крупных компаний, директоров школ, МВА и студентов вузов. «Конечно, я не говорю о Боге на занятиях, но через свои лекции стараюсь воспитывать в людях общечеловеческие добродетели - мужество, смирение, благоразумие, справедливость, - объясняет собеседник, - но, бывает, кто-то открывает свою душу и тогда я, конечно, пытаюсь помочь духовно».

     

    Канонизация

     

    Возлюбить «этот» мир

    По словам Александра, в Библии есть два представления о мире. Первое, положительное  - Бог сотворил мир, и он хорош. И второе - «мир во зле лежит» (Ин.5:19). «"Любовь к миру" - очень важный элемент нашей духовности, - уточнил собеседник, - в Opus Dei мы культивируем первое отношение к миру, понимая, что в мире есть зло, но прежде всего важно то, что мир вышел из рук Божьих».

    Важным моментом оказалось и то, что Opus Dei является организацией очень терпимой к инакомыслию. Здесь впервые был введен разряд так называемых «помощников», которыми могут быть представители различных христианских конфессий, других религий и даже неверующие. Размышляя о прелатуре времен фашистского правления Франко, Александр Дианин-Хавард подчеркнул, что это было «не самое лучшее время для христиан». Но Opus Dei была, есть и будет открыта для сторонников самых разных политических и экономических воззрений.

    В России Opus Dei появилась в середине 90-х, но центр открылся только два года назад. Александр не скрывает оптимистического настроя в отношении деятельности в Москве: «По сравнению с французом и финном русский человек очень открытый, это просто чудо!  Трудны в России не люди, а совсем другое - не работает институт правосудия, не очень понятно, что где находится». Однако конкретными планами на будущее в РФ представитель Opus Dei предпочитает не делиться, туманно отвечая: «Время покажет...»

    Благими намерениями...?

    Мифологии вокруг Opus Dei много, реальность при декларируемой открытости тоже туманна. Не покидает ощущение, что вопросов после встречи стало только больше. Самый волнующий - что же все-таки Opus Dei делает в России? Зачем католической прелатуре открывать представительство в Москве?

    Домыслы это или нет, однако, существует мнение, что Opus Dei воспитывает и объединяет интеллектуальную элиту. Цель - проникнуть и укрепиться в финансовых и культурных сферах, чтобы контролировать их изнутри, хотя бы и с добрыми намерениями.

    В декларируемой позиции активного действия в миру, характерной для Opus Dei, критики усматривают стремление этим миром управлять. И, возможно, Москва, как центр растущей капиталистической экономики, является пространством интересным для организаций с подобными амбициями.

    Несмотря на заверение - «чтобы понять суть Opus Dei, надо забыть о монашестве» - у этой католической организации все же много общего с орденом иезуитов. Прежде всего, характерная для обеих организаций ставка на образование, максимально гибкая организационная структура (стоит вспомнить, что у иезуитов также существовала категория разнообразных «помощников», совсем не обязательно монахов) и близость к Папе.

    Бесспорно, есть и объективные духовные причины для интереса Opus Dei к России.

    Св. Хосемария (основатель Opus Dei) с большой надеждой говорил о России, как о стране, «которая со временем принесет обильные плоды». По словам Александра Хаварда, все люди в Opus Dei очень любят Россию и молятся о ней. «Я помню своих бабушку с дедушкой, они были настоящими русскими людьми, - уверяет собеседник, - для нашей Церкви важна возможность дышать двумя легкими - христианского Запада и христианского Востока».

    Возможно, опыт Opus Dei действительно уникален для всего христианского мира. Само по себе сочетание в этой организации модернизма (акцента на активность мирян) и традиционализма более чем интересно. Жизнь объективно меняется. Церковь должна на это реагировать. В конце концов, и сам институт монашества появился в Церкви не сразу (в конце III века), а как реакция на вызов действительности. В отношении будущего Opus Dei  можно лишь согласится с Александром: «Время покажет».

     



    [1] Персональная Прелатура - это организация, имеющая определенную юрисдикцию в иерархической структуре Церкви и возглавляемая прелатом. Прелатура подчиняется Священной Конгрегации Епископов. Она создается Святым Престолом, исходя из необходимости пастырского попечения о верных или соображений, касающихся церковной организации. Прелатура управляется уставом, одобренным Святым Престолом.

    К персональной Прелатуре могут принадлежать как миряне, так и священники. Слово «персональная» означает, что юрисдикция Прелатуры не относится к конкретной территории, как в случае приходов и епархий, а лишь к конкретным людям, населяющим планету Земля.

    Вставить в блог

    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru