rss
    Версия для печати

    Журфак стал крышей для иезуитов. Политическая игра на церковных инструментах

    «Татьянин День» уже неоднократно проводил журналистские расследования, касающиеся деятельности различных религиозных движений в Московском Государственном Университете. Это были секты: Аум Синрике («ТД», № 3, 1995), Сайентология (№ 4, 8), «Московская Церковь Христа» (№ 5), «Церковь объединения» Муна (№ б, 1996) и другие. Наиболее громкой стала история с кришнаитской столовой на биофаке МГУ, которая именовалась «вегетарианской» (№№ 16, IS, 21-23, 27). Кстати, характерной чертой этих объединений всегда и является прикрытие своей деятельности какой-либо благовидной оболочкой: у сайентологов — научной или медицинской, у мунитов — образовательной или «общественно-полезной» (например, мытье окон), у кришнаитов — благотворительной и т.д. Ректор МГУ В. А. Садовничий в своем специальном интервью «ТД» (№№ 18-19) призвал газету к продолжению этой деятельности по сбору объективной информации о подобных объединениях.
     
    «По мнению американцев, Россия представляет собой одну из величайших угроз для безопасности США... Таким образом, Америка заинтересована в укреплении и росте в России нерусских религий и философий, в том числе католицизма, который является мощной международной силой», — с завидной откровенностью писал Федор Штаркман в газете «Русская мысль» от 31 октября 1996 года. Разумеется, не могло быть оставлено без внимания и такое стратегически важное место, как Московский Государственный Университет.
     
    ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
     
    Именования «иезуит», «иезуитский» давно уже стали нарицательными, обозначая лукавую, пронырливую и беспринципную деятельность, когда главным лозунгом становится «цель оправдывает средства». Резко отрицательное отношение к иезуитам имеет свои глубокие основания в истории.
    Католический орден иезуитов почти во всех странах, где он действовал, зарекомендовал себя с самой неприглядной стороны, и в середине XVIII века с ним началась повсеместная борьба. Иезуиты, которые активно вмешивались в политическую жизнь, были выдворены из Португалии, Франции, Испании, Италии, Австрии. Сам папа Климент XIV в 1773 году издал буллу, уничтожавшую орден во всех христианских государствах. В России иезуиты были известны пособничеством Лжедмитрию, бесконечными интригами, бурной пропагандой католичества. Они сумели закрепиться в стране лишь в 1789 году благодаря Екатерине II, но уже в 1820 году были высланы из России. Однако их главная хитрость заключалась в том, что, как повествует статья «Иезуиты» из «Справочного энциклопедического словаря» 1847 года (ее редактировал сам Достоевский), они возобновляли свой орден «под другими названиями и в измененном виде».
     
    Именно это произошло после 1917 года, когда иезуиты, воспользовавшись дарами революции, под видом другого ордена (ассумпционистов) начали совершать в России тайные епископские посвящения, вести скрытую пропаганду, вербовать в свои ряды православных священников и мирян. Похоже, нечто подобное происходит и сейчас. Неужели в качестве плацдарма для откровенно пропагандистской деятельности теперь избран Московский Государственный Университет?
     
    ЗАПАДНЫЕ СПОНСОРЫ ДАЮТ ДЕНЬГИ БЕСКОРЫСТНО
     
    В 1991 году на факультете журналистики МГУ было открыто отделение церковной журналистики, на которое поступили 12 человек. По словам его выпускника, Михаила Першина, первоначально помимо филологических и специальных предметов для них читались курсы «История Церкви» и «Введение в богословие».
     
    Через несколько лет создается радиостанция «София» и молодежный центр, которые финансирует «Российский фонд мира». Переговоры со спонсорами, покупку аппаратуры, организацию библиотеки проводит М. Н., выпускница журфака (ныне насельница одного из монастырей). Вскоре появляются католики с большими деньгами, М. Н. оттесняют в сторону, Фонд мира прекращает свою поддержку, учеба отходит на второй план и начинается пропаганда. Некоторое время на факультете преподает отец Георгий Кочетков, ныне запрещенный в служении за издевательства над своим собратом-священником, окончившиеся избиением последнего (См. «ТД», №№ 14, 16). Организуется Христианский церковно-общественный канал (ХЦОК). Формально его главным редактором является заштатный протоиерей Иоанн Свиридов, к которому и обратился наш корреспондент.
     
    —  Отец Иоанн, 17 часов вещания в сутки — это огромные деньги. За счет чего вы существуете, не имея рекламы?
     
    —   Да, радио — это дорогостоящая игрушка. Нас спонсируют организация «Помощь Церкви в беде», еще сотрудничаем с «Русской мыслью». Спонсоры в России — ненадежная опора, так как в обмен на деньги нам придется перейти на обслуживание этой структуры, мы же не хотим расставаться со свободой слова.
     
    —  Почему деньгами помогают только Ваши западные друзья, а среди слушателей в России нет спонсоров?
     
    — Наши российские спонсоры сочли, что мы сможем поссорить западные церкви с Московским Патриархатом. С их стороны происходит влияние или диктат, чтобы уменьшить нашу политическую ориентацию на демократические ценности.
     
    —  Каковы Ваши взаимоотношения с Московской Патриархией?
     
    —  Состояние напряженного диалога. Я с Патриархом Алексием и с Сергием, управляющим делами, встречался. Во время встреч нас критиковали, я в свою очередь пытался доказывать возможность существования иной точки зрения даже внутри одной структуры, она не может быть только официозной. Нападки безосновательные с их стороны. Приток в секты и связан с доминирующей конфессией в России — Православием, где отсутствует привлекательность, открытость.
     
    —  С чем связано то, что многие преподаватели журфака отрицательно относятся к вашей деятельности?
     
    — Это вполне естественно. Неприятие исходит от администрации, которая занимается хозяйственными делами. Для них мы инородное тело в Университете, и не платим за аренду. Вопрос о деньгах вставал... Конечно, мы не будем платить 300 долларов за квадратный метр, просто найдем другой офис.
     
    *  *  *
     
    Набор на отделение церковной журналистики не проводится уже несколько лет. Таким образом, происходит уже не учебный процесс, а другая, более интересная деятельность — в стенах Московского университета. Радиоканал вместе с газетой «Русская мысль» проводят активную поддержку сект (во всех судебных процессах в России они вставали на сторону сектантов), занимает совершенно проамериканскую позицию в области политики: достаточно назвать оправдание агрессии НАТО против Югославии. 9 мая постоянный участник радиоканала Д. В. Поспеловский рассказывал о том, как в эмиграции он переживал поражение немецкой армии. Приход союзных войск он воспринял с ненавистью.
     
    Может быть, напрасно в таком случае руководитель фонда «Помощь Церкви в беде» (который и финансирует радиостанцию) католический священник иезуит (!) Веринфрид ван Страатен на страницах той же «Русской мысли» заявил — разумеется, без имен и доказательств, — что ряд православных иерархов и священников участвуют в фашистском движении. Может быть, г-ну ван Страатену следовало бы обратить внимание на своих подопечных?
     
    РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ НА ЖУРФАКЕ
     
    Вот что нам рассказала заместитель декана факультета журналистики Мария Михайловна Лукина:
     
    —  Радиостанция была организована, когда существовало церковное отделение: по просьбе Отдела по религиозному образованию Московского Патриархата мы набрали отдельную группу студентов, желающих специализироваться в церковной области. Специализация сейчас закрылась: во-первых, стало меньше студентов, интересующихся этим, во-вторых, Университет — государственное учреждение, а Церковь отделена от государства.
     
    —  Почему же на факультете продолжает действовать радиоканал, если учебное время занимает только 2 часа 30 минут в неделю?
     
    —   Когда открывалась радиостанция, не стояло задачи весь эфир отдавать студентам. Большую часть времени выступают известные священники, приглашают интересных людей в студию, люди все образованные, не консервативных взглядов.
     
    —  У радиоканала проблемы с Патриархией, которая не довольна их деятельностью.
     
    —  Мы не подотчетны Патриархии.
     
    —  Девять лет назад по письму Патриархии создали отделение церковной журналистики, сейчас же Вам все равно, что думает Патриархия относительно него?
     
    —   Сейчас же нет никаких просьб, если сейчас пришло бы письмо из Патриархии, мы бы подумали.

    Между тем, позиция Московской Патриархии была выражена уже неоднократно и недвусмысленно. Так, в своем слове на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 года Святейший Патриарх говорил об этом радиоканале: «С сожалением должен свидетельствовать, что общая тенденция передач — это попытка повлиять на души и умы церковного общества таким образом, чтобы внутри Православия создать радикальную экстремистскую оппозицию... Заштатный протоиерей Иоанн Свиридов обвиняет Патриарха в том, что он-де является "главой нацистского собора", говорит, что "не может жить, где иерархи такой Церкви присутствуют в этом жутком кошмаре". И это по поводу Русского Национального Собора, озаботившегося физическим и нравственным здоровьем нашего народа! Возрожденную всенародную святыню — храм Христа Спасителя он кощунственно именует "чудовищем и "произведением сталинской архитектуры"».
     
    Однако ситуация становится понятной, когда мы узнаем, что фактическое руководство радиоканалом осуществляет главный редактор газеты «Русская мысль» католичка Ирина Иловайская-Альберти. В этом издании активно участвуют многие деятели ХЦОКа: игумен Иннокентий (Павлов), священник Георгий Чистяков, Александр Кырлежев, Михаил Ситников, Валентин Никитин и другие. Конечно, вряд ли стоит верить упорным слухам, что г-жа Иловайская занимает высокую должность в ЦРУ и что она усыновила протоиерея Иоанна Свиридова (видимо, для более тесных партнерских отношений). Но по прошествии нескольких лет существования ХЦОКа становятся очевидными стратегические цели и задачи г-жи Иловайской и тех, кто финансирует ее проекты: внести смуту в ряды православных верующих, причем так, чтобы это делалось как бы изнутри — руками тех, кто объявляет себя православными.
     
    На последнем Епархиальном собрании (23 декабря 1998 года) Святейший Патриарх Алексий еще раз остановился на этой теме: «Поток клеветы на Священноначалие и рядовое духовенство Московской Патриархии обрушивается едва ли не в каждой передаче этого радиоканала, равно как и в парижской газете с названием "Русская мысль", которую во Франции среди русских людей называют "Римская мысль". Явно прослеживается главная цель: внедрение в сознание людей недоверия к церковной иерархии, отторжение от нее как можно большего числа людей, то есть разделение нашего верующего народа. Действуя по принципу "разделяй и властвуй", они пытаются прикрывать это призывами к обновлению Церкви, к очищению ее от недостатков и как образец для подражания преподносят Римо-Католическую церковь... Я думаю, всем нам нужно осознать, что идет планомерная борьба против Православия, против России».
     
    Абсурдность деятельности ХЦОКа хорошо иллюстрирует реплика из № 7 «ТД», где говорится:
    «В Ватикане, недалеко от резиденции папы Римского, появилась православная радиостанция. Пять католических священников под духовным руководством некоей православной россиянки, 17 часов в день резко критикуют католиков и призывают их отвергнуть предрассудки и перейти под омофор Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Финансирует радиостанцию Московская Патриархия». Соб. кор. Ш. Утка. Остается только добавить, что делается всё это крайне непрофессионально — так что миллионы долларов, потраченных на данный проект, пролетают впустую. Единственное, за что обидно, — за Московский Государственный Университет, который играет во всей этой некрасивой истории неблаговидную роль крыши.
     
    ПОСЛЕСЛОВИЕ
     
    «Татьянин День» не стал бы снова возвращаться к этой скандальной ситуации, если бы речь шла о чисто религиозных спорах. Однако очевидно, что за религиозной ширмой скрываются совершенно иные цели, представляющие собой прямую угрозу национальной безопасности России. Так, недавно «Русская мысль» заявила, что «жизненно важной становится задача вступления России в НАТО» («РМ», 22-28 апреля 1999 года). Видимо, чтобы не провоцировать бомбежек уже по российской территории...

    Вставить в блог

    Журфак стал крышей для иезуитов. Политическая игра на церковных инструментах

    1 июля 1999
    «Татьянин День» уже неоднократно проводил журналистские расследования, касающиеся деятельности различных религиозных движений в Московском Государственном Университете. Это были секты: Аум Синрике («ТД», № 3, 1995), Сайентология (№ 4, 8), «Московская Церковь Христа» (№ 5), «Церковь объединения» Муна (№ б, 1996) и другие. Наиболее громкой стала история с кришнаитской столовой на биофаке МГУ, которая именовалась «вегетарианской» (№№ 16, IS, 21-23, 27). Кстати, характерной чертой этих объединений всегда и является прикрытие своей деятельности какой-либо благовидной оболочкой: у сайентологов — научной или медицинской, у мунитов — образовательной или «общественно-полезной» (например, мытье окон), у кришнаитов — благотворительной и т.д. Ректор МГУ В. А. Садовничий в своем специальном интервью «ТД» (№№ 18-19) призвал газету к продолжению этой деятельности по сбору объективной информации о подобных объединениях.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru