«Если в голове нет идеи, то глаза не видят фактов», — эти слова Гегеля напомнил один из участников Третьей международной конференции «Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков».
Tweet |
Конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Пушкина, проходила с 31 мая по 4 июня в Петрозаводском государственном университете и собрала исследователей из разных городов и стран.
По традиции, конференция началась в Духов день с Литургии и молебна в церкви Святого Духа, которые совершил епископ Петрозаводский и Олонецкий Мануил. Владыка обратился к участникам с приветственным словом и благословением «на это, несомненно, богоугодное дело». Дальнейшие доклады были посвящены творчеству Пушкина, Достоевского, Чехова, Ремизова, Платонова и других русских писателей.
«Россия погибнет только тогда, когда иссякнет Православие», — писал Владимир Даль, датчанин по происхождению, лютеранин по рождению, нашедший истину в вере русского народа (К. Г. Тарасов). О самой тесной связи светской и духовной литературы говорили в своих докладах И. А. Есаулов («Пасхальный архетип в русской литературе и структура романа Б. Пастернака "Доктор Живаго"»), Д. Л. Башкиров («Тема смерти и бессмертия в творчестве Державина и поэзия св. Григория Богослова»), И. Н. Минеева («Христианский контекст в рассказе Лескова "На краю света"»), С. Янг («Библейские архетипы в романе Достоевского "Идиот"») и многие другие. Бурную дискуссию вызвало выступление А. Б. Тарасова («Легенда "Разрушение ада и восстановление его" как объективный вывод субъективной концепции праведничества у Л. Н. Толстого»), главным образом, вокруг проблемы «отлучения» писателя от Церкви. Андрей Тарасов указывал на две противоположных тенденции в современном обществе: боготворение Толстого, особенно в кругах интеллигенции, и полное отрицание всего творчества писателя у некоторых церковных людей. Докладчик показал, что даже в период отпадения от Церкви писатель создавал совершенно православные по духу произведения — например, роман «Анна Каренина» или набросок «Сто лет» о князе Горчакове.
Н. В. Большакова в своем докладе «Евангельский ключ к лирическим отступлениям в поэме "Мертвые души" Гоголя» назвала русскую литературу почтовым ящиком «до востребования». Исследовательница обратила внимание на то, что помещики, посещенные Чичиковым, удивительно напоминают евангельских больных, исцеленных Христом (Манилов — расслабленный, Плюшкин — прокаженный, Собакевич и Коробочка — слепые, Ноздрев — бесноватый). Как известно, по замыслу Гоголя, эти персонажи должны были духовно возродиться в последующих томах книги.
На торжественном открытом заседании Ученого совета Петрозаводского университета его ректор профессор В. Н. Васильев подчеркнул важность подобных конференций. Их главный организатор декан филологического факультета В. Н. Захаров рассказал о том, что вслед за изданными сборниками двух предыдущих конференций «Евангельский текст в русской литературе» выйдет и третий — в 2000 году. Среди других проектов университета — Полное собрание сочинений Достоевского в старой орфографии (уже вышло три тома, готовится электронная версия), журнальные варианты его произведений в Интернете, электронное научное описание «Евангелия Достоевского», Полное собрание сочинений Владимира Даля в электронном виде и многое другое.
Научный форум завершился музыкальным концертом и торжественным правительственным заседанием, посвященным юбилею Пушкина.
Как отметила в своем докладе Ф. З. Канунова, Жуковский, который знал Евангелие наизусть, говорил: «Не надо никакой национальной идеи; у нас есть Нагорная проповедь». Именно тогда глаза начинают видеть факты. В том числе литературные.
Tweet |
Вставить в блог
Поддержи «Татьянин день»
Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.
Поддержите нас!
Поддержите нас!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.