rss
    Версия для печати

    Эту радость я им обещаю. Что значит: воспитать солдата

    Благодаря естественно-научным успехам, человечество произвело оружие, перед которым померкли сказки о Змее-горыныче, и мощь современной армии стала в буквальном смысле этого слова баснословной. Однако, главным действующим лицом по-прежнему остается человек. Каковы солдаты и офицеры, такова и армия. Как написал в своей «Науке побеждать» Суворов: «Безверное войско учить, что железо перегорелое точить», — о Вере, как о главном компоненте боеготовности, говорит свящ. Михаил Васильев, настоятель храма прп. Илии Муромца, что в Главном Штабе Ракетных войск, выпускник философского факультета МГУ.

     — Отец Михаил, Вы человек, можно сказать, живущий в армии, расскажите, каково там приходится солдату.

     

    Те, кто не идет сегодня в армию, перекладывают тяжесть этого необходимого дела на плечи тех, кто туда идет. К примеру, в наряды солдаты ходят через сутки, т.е. сутки они служат, а следующие сутки они выполняют общественные работы: снег убирают, или еще что-нибудь. И так два года.

     

    —  Ребятам, которые туда попадают, поначалу непривычно: режим, дисциплина.

     

    Если человек православный, он это воспринимает как еще одно служение. Если он не христианин, то в армии достаточно поводов, чтоб задуматься о Христе. Скорби, которые приходится терпеть, размягчают сердце человека. Если он не негодяй, что бывает крайне редко, то он способен взглянуть на жизнь совершенно по-другому. Может быть, армия — это единственная минута в его жизни, когда он способен, находясь не в тепличных условиях, восприять Бога, и, вообще, всерьез подумать о смысле жизни.

     

    —  Выходит, что армия может быть одной из ступеней на пути в храм?

     

     Несомненно. Я считаю, что этот путь для каждого человека постоянно открыт. Несомненно, что христианину армия идет на пользу. И язычнику она тоже идет на пользу, потому что он приобретает некоторое понятие о послушании. Если человек будет думать, что ему все можно, то до добра это не доведет.

     

    В армии сейчас проводятся какие-то политические занятия, на что это теперь похоже?

     

     Политические занятия — это термин явно устаревший. Занятия не могут быть политическими, когда нет политики. Часто офицеры, которые их проводят, дезориентированы больше, чем солдаты, которые их слушают. Это просто топтание на одном месте и обращение, в лучшем случае, к Великой Отечественной войне — к примеру, который уже давно никого не вдохновляет. Поскольку нет системы, нет идеологии, то этот вакуум заполняется всяким эрзацем. Чаще всего, это просто разговор ни о чем.

     

    Когда Вы были студентом, как Вы относились к перспективе службы в армии?

     

    Призыв студентов в армию отменили именно в наш год. Относясь к армии без особого восторга, я не собирался от нее бегать. Я воспринимал это, будучи даже не христианином, просто как необходимость, как долг, а долги надо платить. Это долг настоящего мужчины и порядочного студента. А трагедии из этого делать не надо. Если парень нормальный, то в армии с ним ничего не случится.

     

    Но ведь часть на часть не приходится, много зависит от места, в которое попадешь.

     

     Бывают, конечно, исключительные случаи, но обычно все зависит от самого человека. Как он поставит себя, так оно и будет. Армия — это не монастырь, и праведность солдата это совсем не то, что праведность монаха. Надо понимать эту разницу, и надо понимать, где что уместно.

     

    —  Наверное, ребята ждут от священников какого-то человеческого общения?

     

     Священник — это окно, это единственный луч, не побоюсь этого выражения, света в темном царстве. Потому что в гарнизоне солдату пойти просто некуда.

     

    Как относится к этому гарнизонное начальство? Пытались Вам как-то мешать?

     

    Конечно мешают. А почему должно быть иначе? Мы ничего другого не ждем, помогать они будут тогда, когда у них будет опыт взаимодействия с нами.

     

    Когда они увидят для себя какую-то реальную пользу?

     

    Утилитарную. Например, на гауптвахте стали наливать заключенным не четверть стакана чая, а целую кружку, потому что у них совесть проснулась. Офицеры честно исполняют свой долг, следят за тем, чтобы солдаты обходились друг с другом справедливо, но в армии всегда можно устроиться так, что офицер ничего не сделает. Потому что у офицера семья, он не может сутками быть на службе. Всегда найдется пробел. Тут надежда только на совесть. Это отражение образа Божьего в человеке, и надежней этого ничего нет.

     

    Расскажите что-нибудь о Вашем храме, как вообще удалось построить храм в воинской части?

     

    Наш храм вообще уникальный. Он был построен за девять месяцев. Кирпичный храм, это когда все разрушается! Только в ракетных гарнизонах построено уже больше сорока храмов. Если все такими темпами пойдет, то еще немного времени, и люди будут выбирать, по крайней мере, между безверием и Православием. Сейчас тот опыт, который вырабатывается в армии, в большинстве случаев положительный. Формируется отношение людей в погонах к Церкви, как к институту, который может действительно помочь в воспитании солдат. Как сказал Министр обороны на освящении нашего храма, если Церковь и армия не возродят Россию, то не будет ни Церкви, ни армии, ни России. И слава Богу, что сейчас в армии есть люди, которые хорошо это понимают. Денег нет вообще ни на что, и храмы строят для себя они сами. Они понимают, что с этого надо начинать.

     

    Армия — это одна из основных движущих народных сил...

     

    Армия — это вообще то, на чем держится наша государственность. Пока есть люди, способные выполнять приказы, люди, которые имеют добродетель послушания, государство как институт существует.

     

    —  Получается, что армия является каким-то противовесом основной массе населения...

     

    Нет, просто единственное, что еще не позволяет беззаконию твориться в нашей стране, так это армия, охраняющая внешние границы государства. Новый порядок будет наведен силами извне, и события в Сербии это очень хорошо иллюстрируют. Больше того, я считаю, что московское студенчество и, в частности, Московский университет, могло бы хоть как-то проявить свою активность. Например, если бы студенты Университета на полгода бойкотировали свои поездки в США, спонсированные американскими фондами, то это бы значило, что они не чураются интересов своей страны. То есть понимают Университет не как ступеньку, от которой отталкиваются, а как почву, на которой они будут взращивать свою судьбу и свои знания. Уезжать отсюда я считаю греховно, безнравственно и подло, ведь бросать свою мать, когда она больна — это подлость.

     

    Тем более сейчас, когда Америка объявила экономические санкции некоторым техническим российским институтам.

     

    Нужно сделать подобный шаг и относительно американских вузов. Тем более, что в области гуманитарных знаний они без нас будут деградировать значительно быстрее, чем мы без них. Их уровень просто несопоставим с нашим.

     

    —  Солдатам, как Вы сказали, сейчас приходится нелегко, ну а офицерам?

     

    Сейчас десятки офицеров выполняют свой долг, по многу месяцев не получая зарплаты. Они просто служат — исходя из понятий честь и совесть. Удивительно, что такие офицеры есть.

     

    На рождественских чтениях очень много говорили о белых и красных, говорили, о чем надо писать в учебниках истории, которые выпускаются для школ  — о событиях гражданской войны, о Великой Отечественной. Похоже, это одна из главных тем этих чтений. Наверное, офицерам радостно было бы слышать об этом?

     

    Несомненно, что русское офицерство способно возродиться. Но есть опасность, что через какое-то время его просто не будет. Просто исчезнет поколение, которое проходило учебу в тех условиях, когда была идеология, было сильно государство. Сейчас молодежь в большинстве своем воспринимает армию или офицерские училища как ступеньку, чтобы получить очень хорошее образование, хорошую подготовку, хорошую выправку, физическую и нравственную, и, отслужив два-три года, — уйти.

     

    Существуют разные молодежные организации, например, скауты, или вот — ребята из «Организации Юных Разведчиков». Они тоже как-то отвечают за то, что делают.

     

    Однако у большинства из них нет никакого опыта церковности. Все, что они набирают, они воспринимают в лучшем случае как хорошую физическую подготовку, которая поможет в армии, или еще где-нибудь. Поэтому так убого выглядят выступления наших правых. Одним патриотизмом сыт не будешь. Человеку, который не знает, что такое Святые Христовы Тайны, невозможно разобраться в Промысле Божьем о нашем Отечестве.

     

    Но надо же говорить о любви к Родине?

     

    Если не иметь любви к ближнему, то это выглядит смешно. Это воспринимается как проявление дикости. Понимая, что это благие намеренья, и в глубине сердца понимая этих людей, мы в тоже время не можем быть с ними.

     

    Я бы сказал, будучи знакомым со скаутами, что кое-где они начинают сами портить о себе мнение. Эти лагеря, десятитысячные сборища...

     

    Да, там, где начинают действовать советскими методами или подобными им западными, ничего не достигают, кроме отторжения обывателя. Ведь обыватель хочет, чтобы его не агитировали и не призывали. Он хотел бы сам сделать свой выбор. Я не занимаюсь агитацией в армии, я этой задачи вообще не ставлю. Смысл в том, чтобы отношение к Церкви у людей было не как к богадельне, а как к уважаемой конторе, где люди занимаются делом. Важно, чтобы они почувствовали, что в Церкви люди серьезные. Чтобы они, признав право Церкви на существование, начали сначала приносить первую, утилитарную пользу, а впоследущем, позволив сердцу размягчиться, действительно возросли. Может быть, будет такой один из ста, но он все равно будет. Если Господь коснется сердца человека, то так или иначе это скажется.

     

    Многие учителя говорят, что они учат наших детей для того, чтобы «они не били нам морды».

     

    Это очень разумно. Нужно просто понять, что прежде всего мы имеем дело с людьми, а потом — с солдатами. Они должны знать, что их помнят, любят и ценят, и вообще они кому-то нужны. Вот, например, мы раздавали ночью ребятам в карауле непостное печенье. Раздавать постное печенье было бы просто вредно для Церкви. Надо понимать, в каких условиях они существуют. Нужно с ними разделить те минуты радости, которые у них бывают, а не обвинять их в том, что они делают что-то не вовремя. Мы раздали тонну двести печенья, и они хоть несколько дней ели столько, сколько хотели. Это лучшее свидетельство о Христе, чем долгие разговоры и лекции. И они все приходят в храм и могут бесплатно поставить свечки. Они знают, что любой может прийти в храм и получить крест бесплатно, и еще веревочку, чтоб его надеть.

     

    И крестятся, наверное?

     

    Я крещу не с ходу. Если в храм ходить не будет, зачем его крестить. Он наворочает, а расхлебывать будет намного сложнее. До этого нужно дорасти.

     

    В честь какого святого освящен ваш храм?

     

    Это храм преподобного Ильи Муромца, в военном гарнизоне Главного Штаба ракетных сил России.

     

    Вам кто-то помогает в Вашей работе?

     

     Наш настоятель — протоиерей Дмитрий Смирнов. Из прихода храма Митрофания Воронежского. Постоянно поддерживаем связь и с отцом Андреем Кураевым, он даже два раза к нам приезжал. Взаимодействуем с отделом владыки Саввы.

     

    Хорошо, что вокруг еще есть радостные вещи...

     

    Там у меня каждый день радость. Когда ты видишь, как Господь размягчает сердца людей, независимо от их убеждений и предрассудков, понимаешь, что этой радости хватит еще на много священников, которые захотят послужить в армии. Эту радость я им обещаю.

    Вставить в блог

    Эту радость я им обещаю. Что значит: воспитать солдата

    1 апреля 1999
    Благодаря естественно-научным успехам, человечество произвело оружие, перед которым померкли сказки о Змее-горыныче, и мощь современной армии стала в буквальном смысле этого слова баснословной. Однако, главным действующим лицом по-прежнему остается человек. Каковы солдаты и офицеры, такова и армия. Как написал в своей «Науке побеждать» Суворов: «Безверное войско учить, что железо перегорелое точить», — о Вере, как о главном компоненте боеготовности, говорит свящ. Михаил Васильев, настоятель храма прп. Илии Муромца, что в Главном Штабе Ракетных войск, выпускник философского факультета МГУ.
    Поддержи «Татьянин день»
    Друзья, мы работаем и развиваемся благодаря средствам, которые жертвуете вы.

    Поддержите нас!
    Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.

    Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru